1. ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА :: vuzlib.su

1. ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1. ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

.

1. ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

К признакам права можно отнести следующие:

1. Право — это явление общественное. Оно возникает как
продукт общест­ва на определенной ступени его развития.

2. Право есть регулятор социально значимого поведения
человека, разно­видность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой,
которая включает в себя:

а) людей;

б) отношения между людьми (общественные отношения);

в) поведение субъектов общественных отношений.

3. Содержание права определяется потребностями общественного
разви­тия, интересами участников общественного процесса, отраженными в обще­ственном
сознании.

4. Право по своей природе (сущности) есть средство
(инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления
баланса соци­альных интересов, справедливого распределения благ, мера
социальной сво­боды индивида.

5. Через механизмы общественного сознания и коллективной воли
реаль­ный баланс интересов в зависимости от расстановки политических сил более
или менее адекватно отражается в формальных источниках права, что оз­начает
приближение права к своему идеалу или отступление от него, от сво­ей сущности.

6. Право как разновидность социальных норм обладает
качеством нор­мативности; оно действует как типовой регулятор, адресаты
которого опре­делены не конкретно, поименно, а общими признаками (возраст,
вменяе­мость, общие признаки юридического лица и т. п.). Нормативность права
проявляется и в неоднократности действия юридических норм: они вступа­ют в
процесс регулирования всякий раз, когда возникают типовые ситуации,
установленные как условия их действия. Нормативность формируется как результат
обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально по­лезных отношений и
поступков людей.

7. Действие права основано на принципе применения равных мер
к участни­кам общественных отношений независимо от их индивидуальных
особенностей (физической силы, умственных способностей, социального положения и
т. п.), то есть к фактически неравным субъектам (принцип формального
равенства).

8. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены
в опре­деленных официальных формах (источниках права в формальном смысле): нор­мативно-правовых
актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др.

9. С точки зрения внутренней организации право есть система
(целост­ность), состоящая из элементов, связанных целесообразными отношениями
(структурой) и взаимодействующих друг с другом.

10. Право общеобязательно. В отличие от других социальных
норм, оно представляет собой единую (и единственную) общегосударственную
норматив­ную систему, которая распространяет свое действие на всех членов
общества.

11. Праву присуща процедурность. Процедуру как детально регламентиро­ванный
порядок, последовательность в осуществлении тех или иных дейст­вий в какой-то
мере используют все социальные регуляторы. Но в праве процедурность (как и
нормативность) выражена наиболее глубоко: в системе права существуют целые
процедурные отрасли (гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и
др.). Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

12. Право действует как интеллектуально-волевой регулятор
поведения. Право имеет не только специально-юридический, сугубо правовой
механизм действия, но и психологический механизм: оно не может регулировать
пове­дения иначе как через сознание и волю людей. В определенном аспекте пра­во
можно рассматривать как информационную систему, содержащую инфор­мацию
властного характера, которая, будучи осознана, детерминирует волю и поведение
субъектов.

13. Право тесно связано с государством. Государство выявляет
правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-право­вых
актов (а также путем делегирования полномочий на издание норматив­но-правовых
актов, санкционирования устоявшихся обычаев, создания юри­дических
прецедентов), то есть «возводит в закон». Оно также осуществляет контроль за
осуществлением юридических предписаний и в необходимых случаях обеспечивает их
властную реализацию.

14. Право охраняется государственным принуждением. Никакие
другие социальные нормы не обеспечены возможностью государственно-принуди­тельной
реализации (речь может идти лишь об их поддержке со стороны го­сударства).

15. Признанием необходимости государственной охраны права в
понятие права вводится понятие правонарушения: право для того и нужно, чтобы
пре­секать отклонения от наиболее важных с общественной точки зрения вариан­тов
поведения. То есть в качестве признака права можно назвать то, что оно всегда
имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением.

Определений права существует множество. И это вполне
закономерно, поскольку никакое определение не может охватить всех признаков
понятия. Тем более такого понятия, как «право», к характеристике которого
существу­ют самые разнообразные подходы. В то же время в какой-то мере такое
мно­гообразие определений права полезно, так как оно позволяет рассмотреть
право с разных позиций, под разными углами зрения и на этой основе соста­вить о
нем многомерное, объемное представление.

С учетом названных признаков можно сказать, что право есть
оформлен­ная в официальных источниках и гарантированная государством единая в
масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социаль­но значимое
поведение участников общественного процесса на основе балан­са интересов,
согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества.

А вообще более плодотворным в этом направлении является не
формули­рование каких-либо определений, а совершенствование правопонимания на
основе углубленного изучения свойств права.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ