3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ :: vuzlib.su

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

.

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Нормативно-правовой акт используется как основная форма
права в стра­нах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и
Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны,
является од­ним из источников юридических норм, а с другой — разновидностью
правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:

а) содержит юридические нормы;

б) представляет собой официальный письменный акт-документ;

в) является результатом особой деятельности государства,
которую имену­ют правотворческой.

Нормативно-правовой акт может приниматься также в порядке
делегиро­ванного законодательства или референдума, но так или иначе с участием
го­сударства и выражением его воли.

С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно
опреде­лить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические
нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:

а) компетентными органами государства;

б) в порядке делегированного законодательства;

в) в пороядке референдума.

Нормативно-правовые акты следует отличать от другой
разновидности правовых актов — индивидуальных юридических, а главное — от актов
при­менения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие со­держат
государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания
имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержа­нию) характер.

Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы
права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведе­ния
адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удоб­ной и
совершенной формой права — как для «рядовых» субъектов права, так и для
государства. Посредством него государство может оперативно осуществ­лять
правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества,
координировать всю работу по управлению общественными процессами.

Виды нормативно-правовых актов. Они делятся прежде всего на
законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон обладает следующими признаками:

а) принимается высшими органами государственной власти или в
поряд­ке референдума;

б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство
относительно других источников права;

в) принимается, изменяется и дополняется в особом
процедурном порядке;

г) регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет
наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;

д) должен отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в
отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления»
индивидуально-властных предписаний).

Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законы и
обыкно­венные. К числу конституционных относятся:

а) Конституция (как основной политико-правовой акт страны);

б) законы, которые вносят изменения и дополнения в текст
Конституции;

в) законы, необходимость издания которых предусмотрена самой
Консти­туцией.

В Конституции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Консти­туционные
законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, проце­дуру принятия. В РФ
на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные
(Основы за­конодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве
законы раз­деляют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов
Федерации.

Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на
зако­не и не должны ему противоречить.

В Российской Федерации подзаконными (по иерархии)
нормативно-пра­вовыми актами являются следующие:

а) указы Президента РФ;

б) нормативные акты Правительства РФ;

в) нормативные акты центральных органов исполнительной
власти (ми­нистерств, государственных комитетов и ведомств).

На уровне субъектов РФ — республиканские законы, акты
президентов (в президентских республиках), постановления правительств
республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполни­тельной
власти, органов власти края, области, автономной области, автоном­ных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах
организации ме­стного самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 г. орга­нам местного самоуправления (они не входят в систему органов государст­венной власти)
предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты.

Особой разновидностью нормативно-правовых актов можно
считать ло­кальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие
только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТуризм сегодня
Следующая статьяПередмова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ