6. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ :: vuzlib.su

6. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ :: vuzlib.su

82
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

.

6. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Норма (от лат. «norma») — мера, правило, образец, стандарт.
Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным
(природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре­делы, в
которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к
функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

Непосредственно человека могут касаться и несоциальные
нормы. На­пример, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы — это
правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны сле­дующие
черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые
включают в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и
их кол­лективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы
формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение
человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм
(систе­ма) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складывают­ся
исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают
как результат нормативного обобщения, нормативной фикса­ции устойчивых
повторяющихся общественных связей и актов взаимодейст­вия между людьми.
Потребность в закреплении и воспроизведении этих не­обходимых обществу
отношений и актов деятельности человека и порождает феномен
социально-нормативного регулирования.

В то же время следует учитывать значение субъективного
фактора в ста­новлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не
прело­мившись через общественное сознание: необходимость тех или иных соци­альных
норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер,
действу­ют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкрет­но
(поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяе­мость или,
например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность
проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда
возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс
регулирова­ния. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию
оп­ределены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида,
устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности,
способов удов­летворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное
выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны,
имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща
процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально
регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет
меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их
массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к
формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию
взаимодействия между видами социальных норм.

В обществе действуют политические, правовые, моральные,
религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти
разно­видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра­няя
при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный ана­лиз их
регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования;
предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы
существования (объективирования вовне); способов ре­гулятивного воздействия;
механизмов (методов, средств) обеспечения реали­зации своих норм и др.
моментов.

Основными социальными регуляторами являются право и мораль
(см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).

Политические нормы. В широком смысле политическими можно
назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом полити­ки
является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и
выступает мерой свободы индивида в обществе.

Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и
сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не толь­ко
в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и
в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами
политической этики (морали). Когда политическая норма за­креплена в нормативном
юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом
смысле конституции государств выступа­ют как нормативные политико-правовые
акты.

Политические нормы формируются в сфере общественного сознания
на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ори­ентаций.
В этом смысле политические нормы выступают результатом осозна­ния субъектами
политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы.
И здесь можно усмотреть единый источник фор­мирования политических и правовых
норм — отношения собственности.

Политические нормы регулируют отношения и деятельность
субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и
госу­дарства и др.

Обычаи — это правила поведения, складывающиеся исторически,
в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения
вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

а) живут в общественном сознании (а именно — в общественной
психо­логии);

б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей
степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в
сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения
од­них и тех же актов поведения;

г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений
и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность,
детализированность;

д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения),
которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом слу­чае
может продолжать действовать в силу привычки;

е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по
местности) сфе­ру действия;

ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и
обществен­ное мнение;

з) в масштабе общества не представляют собой целостного
образования -системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их
формирования, а также длительностью этих процессов.

Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего
особен­ностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой
иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил ги­гиены и др.).
Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или
иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм
действия, свои регулятивные особенности и дей­ствует, опираясь на силу привычки
(например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит
на второй план). Обычаи мо­рального содержания называют еще нравами.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению
кото­рых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может созна­тельно
организовывать те или иные традиции, способствовать их становле­нию, поэтому их
возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом.
Традиции в большей мере опираются на поддерж­ку общественного мнения и выражают
стремление людей сохранить опреде­ленные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Обыкновения (деловые обыкновения) — обычаи, выработанные в
процес­се деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерчес­кой)
деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как
доста­точно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие
обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» — обрядовый). Нормы обычая,
регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название цере­мониала
(правила церемонии).

Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют
вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные,
социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом
случае они принимают форму правового обычая. В то же время обы­чаи меньше
значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи
на нормы права тем, что:

а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах
(уставах, положениях и др. актах);

б) внутрисистемные;

в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий
характер;

г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются
такому кон­тролю;

д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации
своих норм.

Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают
волю и ин­тересы членов данной организации и распространяют свое действие на
них;

во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные
отношения;

в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой
организации) ме­рами воздействия.

Правовые нормы создают базу для организации и деятельности
общест­венных организаций (объединений). Так, в Конституции Российской Феде­рации
этому вопросу посвящен целый ряд статей (ст. 13, 30, 35 и др.). Право запрещает
создавать вредные для общества и государства объединения, выхо­дить в своей
деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом.

Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в
установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений,
в кото­рые данная общественная организация может вступать), в оценке правомер­ности
принятого общественной организацией решения.

Технико-юридические нормы — это нормы, которые в качестве
диспози­ции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве
санкции (охранительной нормы) — юридическую норму. Поэтому их можно расценивать
и как юридические нормы технического содержания, и как раз­новидность
технических норм.

Относительно природы технических норм существует две
позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие — считают
их со­циальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их
определяется законами природы и техники (то есть они как бы исходят не от
человека); регламентируют не отношения между людьми, а отношения че­ловека к
объектам природы и техники (то есть вроде бы регулируют несоци­альную сферу); в
качестве мер их обеспечения выступают негативные послед­ствия нарушения
естественных законов, технических правил. Тем не менее, думается, что
технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической)
социальных норм, так как:

а) главным объектом регулирования всех социальных норм
является пове­дение людей (установление общественных отношений во всех случаях
соци­ального регулирования — это лишь средство регламентации поведения). На тот
же объект направлены и технические нормы;

б) технические нормы имеют социальное значение, которое с
развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все
возрастает. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та,
кото­рая определяет взаимоотношения человека и природы. Другое дело, что по
уровню социальной значимости технические нормы могут существенно раз­личаться,
и именно этот признак имеет наибольшее значение в оценке «со­циальности»
технических норм. Например, социальная значимость поломки бытовой техники в
результате нарушения правил обращения с ней практиче­ски равна нулю. Хотя
опять-таки нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами
может привести к такому бедствию, как пожар.

Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми
санкция­ми и становятся технико-юридическими нормами. И здесь можно найти еще
один аргумент в пользу принадлежности технических норм к социальным. Ведь
технико-юридические нормы, как и любые правовые нормы, считают социальными.
Однако из-за того, что техническую норму обеспечили право­вой санкцией, она
свою природу не изменила: в ней сохранились все те чер­ты, по которым
технические нормы как раз к социальным не относят.

С целью разрешения данного противоречия проф. А.Б. Венгеров
предлагает различать юридико-технический и нормативно-технический социальные
регу­ляторы. Однако понятие «регулятор» здесь используется в смысле, не равноз­начном
понятию «норма», и исследование проблемы, таким образом, перено­сится в
несколько иную плоскость, в частности на уровень нормативных актов.

Проф. А.Б. Венгеров также усматривает существование в
обществе ненор­мативных социальных регуляторов — ценностного, директивного,
информа­ционного и других. Однако речь в данном случае идет не об
индивидуальном регулировании. Названные регуляторы имеют общий характер, но не
явля­ются четко выраженными социальными предписаниями и обладают специ­фическими
механизмами воздействия на поведение людей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ