10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА :: vuzlib.su

10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА

.

10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ПРАВА

Государственные образования появились около пяти тысяч лет
назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким
образом, уже задолго до возникновения государства существовали опреде­ленные
формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное
регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как
естественно-исторический процесс и было обусловлено су­ровыми условиями
выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род
(первобытная родо­вая община), который представлял собой объединение людей на
основе кров­ного родства, совместного коллективного труда, общей собственности
на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов
рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей приро­де
естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода,
вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него
отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном
обществе харак­терны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти)
характер, исто­рически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на основе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали,
рели­гиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название — «мононормы», кото­рое
ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели
предоставительно-обязывающего ха­рактера: их требования не расценивались как
право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных
условий жизнеде­ятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: «Внутри
родового строя не существует еще никакого различия между правами и
обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в
общественных де­лах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или
обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос,
являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение семьи,
частной собст­венности и государства», 1884). Член рода просто не отделял себя
и свои ин­тересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то
есть не­пререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными
си­лами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов —
кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив
(нарушение обычая — «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин,
сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со
стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из
родовой общины, в результате которого человек оказывался «без роду и пле­мени»,
что практически было равносильно смерти). Применялись также теле­сные
повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате
естественно-историчес­кого развития общества, в результате процессов,
происходящих в обществен­ном организме. При этом существуют различные
теоретические версии про­исхождения права. Одна из них весьма обстоятельно
изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения
труда и рост производительных сил — прибавочный продукт — частная собственность
-антагонистические классы — государство и право как орудия классового гос­подства.
Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются полити­ческие причины
появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют
понятие не­олитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век),
которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от
при­сваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулиро­вания
производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных
социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления об­щего порядка,
соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных),
отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление
в яс­ных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов
важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назна­чаемых
ими лиц.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная
система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на по­ведение
людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ