ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
17. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИХ СООТНОШЕНИИ
.
17. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИХ
СООТНОШЕНИИ
Эта проблема имеет непосредственное практическое значение.
Теоретические решения в данной области влияют на эффективность деятельности по
изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на состояние всей системы
официальных форм выражения права.
Методологической основой ее разрешения являются общие
закономерности соотношения права и закона (имея в виду под «законом» не только
собственно законы, а все официальные источники права). Право — это и есть правовой
закон. Нет права за пределами форм своего выражения: за их пределами можно
найти только ответ на то, каким должно быть право, но не само право.
Точно так же в социальной среде, в регулируемой социальной
сфере находятся объективные основания системы права, ее идеальная модель, но
реально существовать система права может лишь в системе законодательства. В
литературе справедливо отмечается, что система права и система
законодательства -это две стороны одного и того же феномена — объективного
права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и
выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их
соотношения как содержания и формы права.
Вместе с тем система права и система законодательства — это
хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и
разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру)
правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как
информационно-регулятивной системы. Система законодательства характеризует
строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы
обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование.
В литературе отмечается, что система права является
объективным основанием системы законодательства, что система законодательства
должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это верно.
Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключается не
в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее, а в том,
чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению
к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации,
устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее
полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и
т. д.
Система законодательства (а под «законодательством» в
контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых
актов вплоть до других официальных форм выражения права) — результат специальной
деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотвор-чество»), и в
этом плане она может быть более совершенна или менее. В теории этот момент
характеризуется как зависимость системы законодательства от субъективного
фактора.
Если элементами системы права являются нормы, институты,
отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и
составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют
также отрасли законодательства.
Структура системы законодательства строится как «по
вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип
координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная
структура) всегда лежит конституция. Горизонтальное строение характеризуется
наличием разветвленной системы законодательных отраслей.
Своеобразием отличаются системы законодательства в
федеративных государствах. Примером здесь может служить законодательство
России, в состав которого входят как общефедеральное законодательство, так и
законодательные подсистемы субъектов Федерации.
.