17. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИХ СООТНОШЕНИИ :: vuzlib.su

17. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИХ СООТНОШЕНИИ :: vuzlib.su

103
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


17. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИХ СООТНОШЕНИИ

.

17. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИХ
СООТНОШЕНИИ

Эта проблема имеет непосредственное практическое значение.
Теорети­ческие решения в данной области влияют на эффективность деятельности по
изданию и систематизации нормативно-правовых актов, на состояние всей системы
официальных форм выражения права.

Методологической основой ее разрешения являются общие
закономернос­ти соотношения права и закона (имея в виду под «законом» не только
собственно законы, а все официальные источники права). Право — это и есть право­вой
закон. Нет права за пределами форм своего выражения: за их пределами можно
найти только ответ на то, каким должно быть право, но не само право.

Точно так же в социальной среде, в регулируемой социальной
сфере нахо­дятся объективные основания системы права, ее идеальная модель, но
реально существовать система права может лишь в системе законодательства. В
литера­туре справедливо отмечается, что система права и система
законодательства -это две стороны одного и того же феномена — объективного
права. Выведение системы права за рамки системы законодательства означает и
выведение ее за рамки самого права. И в принципе правильна характеристика их
соотношения как содержания и формы права.

Вместе с тем система права и система законодательства — это
хотя и тес­но связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и
разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру)
правовой информации (содержания права) и обеспечивает действие права как
информационно-регулятивной системы. Система законодательства ха­рактеризует
строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы
обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффек­тивное использование.

В литературе отмечается, что система права является
объективным осно­ванием системы законодательства, что система законодательства
должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это вер­но.
Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование за­ключается не
в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее, а в том,
чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназ­начение по отношению
к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации,
устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее
полно и правильно учитывать особеннос­ти государственного устройства страны и
т. д.

Система законодательства (а под «законодательством» в
контексте данной проблемы следует понимать всю совокупность нормативно-правовых
актов вплоть до других официальных форм выражения права) — результат специ­альной
деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотвор-чество»), и в
этом плане она может быть более совершенна или менее. В тео­рии этот момент
характеризуется как зависимость системы законодательства от субъективного
фактора.

Если элементами системы права являются нормы, институты,
отрасли, то элементы системы законодательства — нормативно-правовые акты и
состав­ляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют
также отрасли законодательства.

Структура системы законодательства строится как «по
вертикали» (прин­цип субординации), так и «по горизонтали» (принцип
координации). В осно­ве иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная
структура) всегда ле­жит конституция. Горизонтальное строение характеризуется
наличием раз­ветвленной системы законодательных отраслей.

Своеобразием отличаются системы законодательства в
федеративных го­сударствах. Примером здесь может служить законодательство
России, в со­став которого входят как общефедеральное законодательство, так и
законода­тельные подсистемы субъектов Федерации.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ