19. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТАДИИ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА :: vuzlib.su

19. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТАДИИ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА :: vuzlib.su

66
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


19. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТАДИИ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

.

19. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТАДИИ. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Под «правотворчеством» в основном понимают деятельность
управомоченных органов государства по изданию, переработке и отмене
нормативно-правовых актов в единстве с их содержанием — юридическими нормами.
Од­нако в этом смысле термин «правотворчество» весьма условен, и следует
различать ту деятельность, которую называют правотворчеством, и процессы
правообразования.

Дело в том, что государство не творит право. Процесс
правообразования идет в недрах социального организма, и государство, по
существу, должно лишь надлежащим образом оформлять те правовые потребности,
которые уже сложились в обществе. Поэтому правы те авторы, которые рассматрива­ют
«правотворчество» как завершающую стадию процесса правообразования. Проф. С.С.
Алексеев обоснованно говорит о том, что «правотворчество, в принципе,
начинается тогда, когда потребности общественного развития оп­ределились,
непосредственно-социальные права сложились, необходимость правовых нововведений
назрела и на этой основе в процесс правообразования вступают компетентные
органы».

Понятие правотворчества охватывает все виды и способы
(формы) дея­тельности по возведению воли общества в закон:

а) принятие нормативных актов органами государства;

б) непосредственно народом путем референдума;

в) заключение различного рода соглашений, содержащих нормы
права;

г) санкционирование обычаев или норм, выработанных
негосударствен­ными организациями;

д) формирование юридических прецедентов.

В юриспруденции выработан целый ряд принципов
правотворчества, сре­ди которых можно выделить следующие:

а) демократизм;

б) законность;

в) гуманизм;

г) научность;

д) профессионализм;

е) плановость.

Правотворческая деятельность всегда представляет собой ту
или иную юридическую процедуру, то есть урегулированную правом
последовательность в совершении правотворческих действий, операций,
направленных на опре­деленный правотворческий результат. Правотворческая
процедура как доста­точно сложная и длящаяся во времени деятельность имеет свои
стадии, то есть промежуточные этапы этого процесса, решающие конкретные задачи.

В Российской Федерации наиболее распространенной является
такая форма правотворчества, как принятие нормативно-правовых актов органа­ми
государства. В рамках этой правотворческой процедуры наиболее разра­ботана
законодательная процедура (процедура издания законов).

Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Стадия реализации права законодательной инициативы, то
есть права официального внесения законопроекта в высший представительный орган
страны, который в таком случае обязан рассмотреть данный законопроект. Субъекты
права законодательной инициативы в Российской Федерации пе­речислены в ст. 104
Конституции.

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое в Российской
Федерации происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии вносятся
поправки, изменения, дополнения или исключаются из законопроекта не­нужные
положения.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования в
Государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом
России. Детально эта процедура регулируется Конституцией и регламентами деятель­ности
высших органов государственной власти.

4. Стадия официального опубликования закона.

Юридическая техника — это совокупность приемов, правил,
средств раз­работки и оформления нормативно-правовых и индивидуальных юридичес­ких
актов, обеспечивающих их совершенство.

В рамках юридической техники следует особо выделить
законодательную технику, которая должна обеспечивать:

а) логическую последовательность изложения;

б) отсутствие противоречий внутри нормативного акта и в
целом в систе­ме законодательства;

в) компактность нормативного материала;

г) ясность и доступность языка закона;

д) точность и определенность формулировок и терминов,
употребляемых в законодательстве;

е) устранение множественности нормативных актов по одному и
тому же вопросу.

Уровень юридической техники во многом говорит об уровне
юридической культуры. Юридическая техника, в первую очередь, касается вопросов
юри­дической терминологии, построения юридических конструкций (целостных и
устойчивых сочетаний юридических средств), правил выработки, изложения и
систематизации нормативно-правовых актов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ