ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
55. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ
.
55. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ
Естественное право не является какой-либо особой системой
юридических норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых
притязаний общества, обращенных к государству и основанных на идее существования
у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его
человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на
счастье, на справедливое отношение к человеку и др.
Идея естественного права, естественных прав человека
эволюционировала вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В.А.
Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право,
сопровождая «действующее право» на всем его историческом пути». И основной
смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что
естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего
рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права). Еще
знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон
говорил: «Несправедливый закон не создает право».
Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII
вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских порядков.
Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.).
В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в.
— Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся
Александр Николаевич Радищев.
Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что
естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда
установленные человеческой природой.
В XX в. естественные права стали уже связываться с природой
человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое
дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав.
Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была
выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литературе
начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом». (К
настоящему времени этот термин вышел из употребления.)
С этого момента теория естественного права развивалась по
двум основным направлениям:
1) неотомистская теория (новейшая интерпретация
средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником
естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катрайн, И.
Месснер);
2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права
и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической
первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.
Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие
доктрины естественного права, можно назвать:
а) утверждение о существовании естественных, вечных,
неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;
б) различение права и закона;
в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием»,
учитывающую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием
общества;
г) существование различных направлений развития естественно-правовой
теории.
.