55. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ :: vuzlib.su

55. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ :: vuzlib.su

50
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


55. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ

.

55. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ

Естественное право не является какой-либо особой системой
юридичес­ких норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых
притяза­ний общества, обращенных к государству и основанных на идее существова­ния
у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его
человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, пра­во на
счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Идея естественного права, естественных прав человека
эволюционирова­ла вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В.А.
Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право,
сопро­вождая «действующее право» на всем его историческом пути». И основной
смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что
естественные права человека выдвигались в качестве некоего ори­ентира, своего
рода критерия для оценки правового содержания закона (пи­саного права). Еще
знаменитый оратор и государственный деятель Древне­го Рима Марк Туллий Цицерон
говорил: «Несправедливый закон не создает право».

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII
вв., став идеологическим оружием буржуазии против феодально-абсолютистских по­рядков.
Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583-1645 гг.).
В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в.
— Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся
Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что
естествен­ные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда
установлен­ные человеческой природой.

В XX в. естественные права стали уже связываться с природой
человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое
дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав.
Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856-1938 гг.) была
выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литера­туре
начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным пра­вом». (К
настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента теория естественного права развивалась по
двум основ­ным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация
средневекового уче­ния Фомы Аквинского), согласно которой источником
естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катрайн, И.
Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права
и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической
первоос­новы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие
доктри­ны естественного права, можно назвать:

а) утверждение о существовании естественных, вечных,
неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

б) различение права и закона;

в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием»,
учитываю­щую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием
общества;

г) существование различных направлений развития естественно-правовой
теории.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ