ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
.
59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Правовое учение нормативизма имеет свои корни в
формально-догматической юриспруденции XIX в. и сложилось на основе
методологии, выработанной в юридическом позитивизме. Проф. В.А. Туманов
полагает, что методологические установки позитивизма эта теория довела до
крайности, и потому получила название «чистой теории права».
Родоначальником нормативистской школы является австрийский
юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Он преподавал после распада Австро-Венгерской
монархии в Венском университете, был советником по юридическим вопросам первого
республиканского правительства и подготовил проект Конституции 1920 г. Австрийской республики. После присоединения Австрии к нацистской Германии Кельзен эмигрировал
в США.
Сам автор называл разработанное им учение «чистая теория
права», и так же называется самая известная его работа на эту тему.
Нормативизм развивает тезис позитивизма о том, что право
следует познавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат
кантианской философии, согласно которому «должное» — это особая, доопытная
сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от «сущего» (то есть
природы и общества). Поскольку право представляет систему правил должного
поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от
«сущего».
По мнению Кельзена, «право определяется только правом» и
«сила права только в нем самом». Он определяет право как совокупность норм,
осуществляемых в принудительном порядке. Под чистой теорией права автор
понимает юридическую науку, которая исключает в изучении права его
экономическую, политическую, идеологическую, моральную и др. оценки. То есть
юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных оснований
права, а изучать его специфическое содержание, «понимать его из самого себя». В
этой связи Кельзен являлся противником и теории естественного права.
Чтобы найти основание внутри самого права, Кельзен выдвигает
идею «основной нормы», из которой как из исходного начала вытекают, развертываются
все другие элементы системы права, образуя ступенчатую конструкцию в виде
пирамиды. (В дальнейшем тезис об «основной норме» Кельзен признал как слабое
место своей теории.)
Основная норма непосредственно связана с конституцией и
звучит следующим образом: «Должно вести себя так, как предписывает
конституция». Таким образом, придается легитимность существующему
правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по Кельзену, государство —
это тот же правопорядок, только взятый под иным углом зрения: государство есть
следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство.
Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие
качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует
совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для
использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. В литературе (Е.А. Воротилин)
отмечается, что с идеями нормативизма связано широкое распространение в
современном мире институтов конституционного контроля, создание специального
органа для которого было впервые предусмотрено в Конституции Австрии 1920 г.
Таким образом, сформировавшееся в первой половине XX в.
нормативистское учение Ганса Кельзена имеет как свои недостатки, так и положительные
стороны. В нашей стране оно, как и другие «классово чуждые» теории,
рассматривалось лишь негативно. Действительно, в нормативизме утрирована
формально-юридическая сторона права. Однако в нем, как и в любой теории, нужно
находить положительные моменты и использовать их.
.