59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА :: vuzlib.su

59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

.

59. НОРМАТИВИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Правовое учение нормативизма имеет свои корни в
формально-догмати­ческой юриспруденции XIX в. и сложилось на основе
методологии, вырабо­танной в юридическом позитивизме. Проф. В.А. Туманов
полагает, что мето­дологические установки позитивизма эта теория довела до
крайности, и потому получила название «чистой теории права».

Родоначальником нормативистской школы является австрийский
юрист Ганс Кельзен (1881-1973 гг.). Он преподавал после распада Австро-Венгер­ской
монархии в Венском университете, был советником по юридическим вопросам первого
республиканского правительства и подготовил проект Кон­ституции 1920 г. Австрийской республики. После присоединения Австрии к нацистской Германии Кельзен эмигрировал
в США.

Сам автор называл разработанное им учение «чистая теория
права», и так же называется самая известная его работа на эту тему.

Нормативизм развивает тезис позитивизма о том, что право
следует по­знавать лишь из самого права, и подкрепляет его ссылкой на постулат
канти­анской философии, согласно которому «должное» — это особая, доопытная
сфера, создаваемая человеческим разумом и независимая от «сущего» (то есть
природы и общества). Поскольку право представляет систему правил долж­ного
поведения, оно лежит в сфере «должного» и, следовательно, независимо от
«сущего».

По мнению Кельзена, «право определяется только правом» и
«сила права только в нем самом». Он определяет право как совокупность норм,
осуществ­ляемых в принудительном порядке. Под чистой теорией права автор
понимает юридическую науку, которая исключает в изучении права его
экономическую, политическую, идеологическую, моральную и др. оценки. То есть
юридическая доктрина должна заниматься не установлением различных оснований
права, а изучать его специфическое содержание, «понимать его из самого себя». В
этой связи Кельзен являлся противником и теории естественного права.

Чтобы найти основание внутри самого права, Кельзен выдвигает
идею «основной нормы», из которой как из исходного начала вытекают, разверты­ваются
все другие элементы системы права, образуя ступенчатую конструк­цию в виде
пирамиды. (В дальнейшем тезис об «основной норме» Кельзен признал как слабое
место своей теории.)

Основная норма непосредственно связана с конституцией и
звучит следу­ющим образом: «Должно вести себя так, как предписывает
конституция». Та­ким образом, придается легитимность существующему
правопорядку, в том числе и государству, поскольку, по Кельзену, государство —
это тот же право­порядок, только взятый под иным углом зрения: государство есть
следствие, продолжение права, которое возникает раньше, чем государство.

Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие
качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует
со­вершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для
использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. В литературе (Е.А. Воротилин)
отмечается, что с идеями нормативизма связано широкое распростра­нение в
современном мире институтов конституционного контроля, создание специального
органа для которого было впервые предусмотрено в Конститу­ции Австрии 1920 г.

Таким образом, сформировавшееся в первой половине XX в.
нормативистское учение Ганса Кельзена имеет как свои недостатки, так и положи­тельные
стороны. В нашей стране оно, как и другие «классово чуждые» тео­рии,
рассматривалось лишь негативно. Действительно, в нормативизме утрирована
формально-юридическая сторона права. Однако в нем, как и в любой теории, нужно
находить положительные моменты и использовать их.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ