§ 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины» :: vuzlib.su

§ 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы Украины» :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Основные источники курса «Судебные и правоохранительные органы
Украины»

.

§ 3. Основные источники курса
«Судебные и правоохранительные органы Украины»

Источники — это письменные
материалы, из которых с применением соответствующих методов получают знания о
предмете курса. Источники бывают: руководящие (важнейшие политические
документы, решения); юридические (законы, подзаконные акты, нормативные акты
(индивидуальные и акты применения права) министерств и ведомств); и
литературные (учебники, учебные пособия, сборники, монографии, статьи, иные
публикации).

В рамках дисциплины «Судебные и
правоохранительные органы Украины» изучается совокупность законодательных
актов, в которых регламентируются основы организации и деятельности суда,
прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, арбитража, а также адвокатуры и
других общественных организаций, задачами которых является прежде всего
содействие правоохранительной деятельности.

Основным среди них является
Конституция Украины — акт, в котором решены наиболее принципиальные вопросы
государственной и общественной жизни: зафиксированы основы общественного строя
и политики, исходные начала взаимоотношений государства и личности, ее основные
права, свободы и обязанности, государственное и территориальное устройство,
структуру и порядок образования органов законодательной и исполнительной
власти, их основные задачи, а также ряд других вопросов.

Для данной дисциплины особое
значение имеют конституционные положения, содержащиеся в разделе VII и VIII
Конституции, где решены вопросы структуры соответствующих органов, основы их
взаимоотношений, порядок образования, а так же определены главные задачи. В
этих же разделах сформулированы основные принципы построения ряда
правоохранительных органов и отправления правосудия в нашей стране. Не меньшее
значение для данной дисциплины имеют и положения других разделов Конституции
Украины, в частности, раздел II «Права, свободы и обязанности человека и
гражданина», где четко закреплены основные права, свободы и обязанности граждан
Украины.

Предписания Конституции Украины —
юридическая база для выработки и принятия всех других законодательных актов, в
том числе актов по вопросам организации и деятельности как судебных так и
правоохранительных органов.

К законам этой группы относятся
Законы Украины (с соответствующими дополнениями и изменениями) «О
судоустройстве Украины» от 5.06.81 г., «О статусе судей Украины» от 15.12.92
г., «Об органах судейского самоуправления» от 2.02.94 г., «О государственной
защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.93 г. и др. Эти
законодательные акты регламентируют построение судебных органов, полномочия
председателей судов и судей, других должностных лиц, их аттестацию, порядок
применения дисциплинарной ответственности, их отзыв и досрочное освобождение
правовую защиту и др.

Вместе с тем упомянутыми законами не
исчерпывается вся совокупность законодательства, имеющего отношения к
организации судебных и правоохранительных органов. В дополнение к названным
источникам можно привести другие законодательные акты, которые регламентируют
организацию, основные функции и задачи органов прокуратуры, внутренних дел,
юстиции, арбитража, службы безопасности, а также адвокатуры и других
общественных организаций и их органов, призванных способствовать осуществлению
правоохранительной деятельности.

Для общей характеристики
законодательных источников дисциплины «Судебные и правоохранительные органы
Украины» важно знать, что по вопросам организации судебных и правоохранительных
органов имеются следующие основополагающие акты:

Закон Украины «О Конституционном
Суде Украины» от 16.10.96 г.;

Закон Украины «О прокуратуре
Украины» от 5.11.91 г.;

Закон Украины «Об арбитражном суде
Украины» oт 4.06.91 г.;

Закон Украины «О милиции» от
20.12.90 г.;

Закон Украины «О Службе безопасности
Украины» от 25.03.92 г.;

Закон Украины «О Национальной
Гвардии Украины» от 4.11.91 г.;

Закон Украины «О Пограничных войсках
Украины» от 4.11.91 г.;

Закон Украины «О нотариате» от
2.09.93 г.;

Закон Украины «О государственной
таможне» от 18.12.91 г.;

Закон Украины «Об адвокатуре» от
19.12.92 г.;

«Положение о Министерстве юстиции
Украины», утвержденное распоряжением Президента Украины от 30.12.1997 г.

Имеются также акты, регулирующие
организацию и основные функции не государственных общественных формирований —
товарищеских судов, наблюдательных комиссий и т.д.

При характеристике источников,
имеющих непосредственное отношение к изучаемой дисциплине, следует иметь в
виду, что многие положения, закрепленные в законодательных актах, нередко
уточняются и развиваются в предписаниях приказов, инструкций и указаний. Они
могут издаваться руководителями правоохранительных министерств и ведомств, но
только на основании закона и в строгом соответствии с ним.

Так, приказы, указания и инструкции
Министерства внутренних дел Украины содержат предписания, касающиеся
деятельности как центрального аппарата, так и многочисленных территориальных органов
внутренних дел. Например, приказ МВД Украины № 469 от 2.09.94 г. объявил
структуру аппарата МВД Украины, приказом МВД Украины № 235 от 1.10.91 г.
утверждено Положение об отделе по контролю за дознанием МВД Украины; приказом №
474 от 1.08.93 г. создана ГСБЭП (Государственная служба по борьбе с
экономическими преступлениями), а приказом МВД Украины № 745 от 25.11.92 г.
предусмотрены необходимые меры по совершенствованию структуры и организации
деятельности органов предварительного следствия в системе МВД Украины.

Издаваемые Генеральным прокурором
Украины приказы, указания и предписания, обязательны для исполнения всеми
органами прокуратуры. Так, например, приказом Генерального прокурора Украины №
2 от 4.04.92 г. предусмотрена организация работы с кадрами в органах
прокуратуры Украины.

Большую роль играют также
руководящие разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда Украины. Эти
разъяснения оформляются в виде постановлений и содержат, как правило,
предписания по вопросам надлежащего применения законодательства, в том числе
того, которое регламентирует организацию и деятельность правоохранительных
органов. Постановление Пленума Верховного Суда Украины, содержащее руководящие
разъяснения, обязательно не только для нижестоящих судов, но и для других органов
и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ