Глава 21. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО :: vuzlib.su

Глава 21. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО :: vuzlib.su

49
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава 21. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

.

Глава 21. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ПРОИЗВОДСТВО

Понятие стадии судебного исполнения

Исполнительное производство не
следует полностью отождествлять с исполнением судеб­ных постановлений.
Во-первых, не все поста­новления нуждаются в исполнении (например, решения об
отказе в иске, а также большинство определений суда первой инстанции). Во-вто­рых,
не для всех решений, которые должны исполняться, необходим принудительный поря­док.
В частности, решения о признании, не нуждаются в государственном принуждении.
Так, решения о признании права собственности исполняются либо путем регистрации
права в компетентном государственном органе, либо пу­тем предъявления в
качестве документа, под­тверждающего право (о признании права на до­лю в
наследстве). В третьих, среди судебных постановлений, для которых нужно
государст­венное принуждение, одна часть исполняется добровольно, другая – хотя
и принудительно, но без использования механизма судебного испол­нения. Так, в
ст. 5 Закона «Об исполнительном производстве» говорится, что требования актов
суда и других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми
органами, банками и иными кредитными организациями, а также другими органами,
организациями, должностными лицами и гражданами. Однако эти организации и лица
не являются органами принудительного исполнения.

Исполнительный документ, в котором
содер­жатся требования судебных и других органов о взыскании денежных средств,
может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную
организацию, если он располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и
о наличии на них денеж­ных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если
такими сведени­ями не располагает. Банк или иная кредитная организация,
осуществляю­щие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня
получения исполнительного документа исполняют содержащиеся в нем требования,
либо делают отметку о полном или частичном неисполнении в связи с отсут­ствием
на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворе­ния требований
взыскателя. Неисполнение этих правил является основани­ем для наложения судом
на них штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом.

Нормативные акты, регулирующие
исполнительное производство

Исполнительное производство
регулируется Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве» от 21 июля
1997 г., Федеральным зако­ном РФ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. и иными федеральными законами, установившими условия и порядок принудительного исполнения
судебных актов и актов других органов, постановлениями Правительства РФ по
вопросам исполнительного производства. К иным федеральным законам относится,
например Семейный кодекс РФ, в котором определен порядок исполнения решений
судов по спорам, связанным с воспитанием детей, а также порядок уплаты и
взыскания алиментов. Исполнение наказания в виде штрафа и приговора суда о
конфискации имущества определяются Уголовно-исполнительным кодексом РФ

Участники исполнительного
производства

Участниками исполнительного
производства являются стороны, орган судебного исполнения, суд, прокурор,
представители сторон, а также неко­торые другие лица, либо принимающие участие
при исполнении отдельных видов правоприменительных актов (органы опеки и
попечительства), либо содействующие процессу принудительного исполнения
(переводчик, поня­тые, специалисты, хранители арестованного имущества).

В соответствии со ст. 29 Закона
сторонами в исполнительном производ­стве являются взыскатель и должник.
Взыскатель – гражданин или органи­зация, в пользу или в интересах которых выдан
исполнительный документ. Должник – гражданин или организация, обязанные по
исполнительному документу совершать определенные действия (передать денежные
средства, имущество и др.) или воздержаться от их совершения.

Права и обязанности сторон
исполнительного производства

Стороны при совершении исполнительных
действий имеют право знако­миться с материалами исполнительного производства,
делать из них выписки и снимать копии, представлять дополнительные материалы,
заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения по всем вопросам,
возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств,
доводов и соображений других лиц, участвующих в производстве, заявлять отводы,
обжа­ловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя. Важнейшей
обязанностью сторон является исполнение требования законодательства Рос­сийской
Федерации об исполнительном производстве (ст. 31 Закона).

Правопреемство в исполнительном
производстве

В случае выбытия одной из сторон
(смерть гражданина, реорганизация юридического лица, перевод долга и др.) судебный
пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны
ее правопре­емником, для которого все действия, совершенные до его вступления в
ис­полнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы
обязательны для стороны, которую он заменил.

Участие в исполнительном
производстве представителей сторон

Стороны могут участвовать в
исполнительном производстве как лично, так и через своих представителей. Личное
участие гражданина не лишает его права иметь представителя. Представителями
сторон являются лица, кото­рые на основании имеющихся у них полномочий,
указанных в довереннос­ти, выступают от имени представляемого лица и своими
действиями способ­ствуют защите его прав и охраняемых законом интересов.

Участие юридических лиц в
исполнительном производстве осуществля­ется через их органы или должностных
лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им законами,
учредительными документами, либо через представителей этих органов и
должностных лиц, обязанных иметь документы, подтверждающие их должностное
положение и полномо­чия (ст. 33 Закона).

Права и охраняемые законом интересы
как недееспособных граждан, так и ограниченных в дееспособности, в
исполнительном производстве защища­ют их законные представители.

Полномочия представителя

Представитель имеет право на
совершение всех действий, связанных с ис­полнительным производством. Однако
имеется ряд действий, на совершение которых он получает право, только если это
прямо оговаривается в доверенно­сти. В ней должны быть специально перечислены
его полномочия на предъяв­ление и отзыв исполнительного документа; передачу
полномочий другому ли­цу (передоверие); обжалование действий судебного
пристава-исполнителя; получение присужденного имущества (в том числе денег) (ст.
35 Закона).

Лица, которые не могут быть
представителями

Закон определяет круг лиц, которые
не могут быть представителями в исполнительном производстве. К ним относятся
граждане, не достигшие возраста 18 лет или состоящие под опекой или
попечительством, а также су­дьи, следователи, прокуроры, работники службы
судебных приставов и ап­парата суда. Однако судьи, следователи, прокуроры,
работники службы су­дебных приставов и аппарата суда могут участвовать в
исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов,
прокура­тур или как их законные представители.

Орган судебного исполнения

Принудительное исполнение как актов
судебных органов, так и других органов в Российской Федерации возлагается на
службу судебных приста­вов-исполнителей, которая входит в систему органов
Министерства юсти­ции РФ. Ее возглавляет Главный судебный пристав Российской
федерации. Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавля­ют
Главные судебные приставы данных субъектов.

Полномочия службы судебных
приставов, порядок ее организации и де­ятельности определяются Законом «Об
исполнительном производстве» и За­коном «0 судебных приставах».

Судебный пристав-исполнитель

Непосредственное осуществление
функций по исполнению актов судеб­ных и других органов возлагается на судебных
приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или
соответствующие им соглас­но административно-территориальному делению субъектов
Российской Фе­дерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими су­дебными
приставами.

Судебный пристав не может
участвовать в исполнении, если он является родственником одной из сторон, их
представителя или других лиц, участву­ющих в исполнительном производстве, если
он заинтересован в исходе ис­полнительного производства или имеются иные
обстоятельства, вызываю­щие сомнения в его беспристрастности. При наличии
оснований для отвода судебный пристав обязан заявить самоотвод. По тем же
основаниям отвод судебному приставу могут заявить взыскатель и должник. Отвод
должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совер­шения
исполнительных действий, за исключением случаев, когда о наличии оснований для
отвода стало известно после начала их совершения. Вопрос об отводе судебного
пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом.

Действия судебного
пристава-исполнителя оформляются в порядке, ус­тановленном Законом «Об
исполнительном производстве». Если решения судебного пристава-исполнителя,
принимаемые при совершении исполне­ния (возбуждение исполнительного
производства, взыскание исполнитель­ного сбора, наложение штрафа и другие),
затрагивают интересы сторон и иных лиц, он выносит соответствующее
постановление.

Определения, выносимые судебным
приставом-исполнителем

Закон «Об исполнительном производстве»
предусматривает вынесение судебным приставом следующих постановлений: о
возбуждении исполни­тельного производства (ст. 9); о возвращении исполнительных
документов, поданных с нарушением установленных требований (ст. 10); об
отложении исполнения (ст. 19); о возвращении исполнительных документов взыскате­лю
(ст. 26); об окончании исполнения (ст. 27); о розыске должника, имуще­ства или
ребенка (ст. 28); о продаже и переводе иностранной валюты, при­надлежащей
должнику (ст. 47); о возвращении исполнительного документа в суд или иной
орган, его выдавший (ст. 73); о взыскании исполнительного сбора (ст. 81); о
взыскании расходов по исполнению (ст. 84); о наложении штрафа (ст. 73, 85, 87).

Другие действия судебного
пристава-исполнителя оформляется актами, фиксирующими содержание
исполнительских действий. К их числу отно­сятся: об обстоятельствах,
свидетельствующих об изменении места исполне­ния решения, об отсутствии
должника в месте жительства, о перемене им места работы и т.д. (п.З ст. 11); о
необходимости совершения исполнитель­ных действий на территории вне пределов
своей юрисдикции (п.4 ст. 11); об удостоверении обстоятельств, влекущих
возвращение исполнительных до­кументов взыскателю без производства исполнения
(ст. 26); об аресте (опи­си) имущества (ст. 51); о передаче предметов
взыскателю (ст. 56); о выселе­нии и вселении (ст. 75, 76).

В целом ряде случаев закон возлагает
на судебного пристава направление различного рода уведомлений, сообщений,
заявлений и объявлений. Так, на судебного пристава-исполнителя возлагается
обязанность извещения долж­ника о начале принудительного исполнения (ст. 9); о
дне и месте выселения (ст. 75); о направлении исполнительного документа
ликвидационной комис­сии (ст. 61) и др. Судебный пристав-исполнитель направляет
Федеральному управлению по делам о несостоятельности (банкротстве) уведомление
о про­изведенном аресте имущества должника (п. 1 ст. 60); по предложению феде­рального
управления публикует об этом сообщение в печати (п. 2 ст. 60). Ор­ганизуя
продажу имущества с торгов, подает заявку об этом в организации, имеющие
лицензию на занятие такой деятельностью (ст. 62, 63). Судебному
приставу-исполнителю предоставлено право обращаться в суд с заявлением об
отсрочке исполнения решения (п. 3 ст. 60); о разъяснении решения (ст. 17); о
выплате работнику заработной платы по день восстановления на работе или в
должности (ст. 74) и др. Он имеет право входить в компетентные органы с
представлениями о привлечении соответствующих лиц к админист­ративной и
уголовной ответственности (п. 3 ст. 86, п. 3 ст. 87).

Исполнение требований судебного
пристава-исполнителя

Требования судебного
пристава-исполнителя по исполнению актов су­дебных и других органов обязательны
для всех органов, организаций, долж­ностных лиц и граждан на всей территории
Российской Федерации.

В случае невыполнения данных
требований он вправе применить меры, предусмотренные Законом «Об исполнительном
производстве» и иными фе­деральными законами. Сопротивление судебному
приставу-исполнителю при осуществлении возложенных на него функций влечет
ответственность, предусмотренную законом Российской Федерации. Если судебному
приста­ву-исполнителю препятствуют в совершении исполнительных действий или его
жизни или здоровью угрожает опасность, он вправе обратиться за содей­ствием к работникам
милиции, которые обязаны оказывать ему такое содей­ствие (ст. 42 Закона).

Вознаграждение, выплачиваемое
судебному приставу-исполнителю

Судебный пристав-исполнитель,
обеспечивший реальное и своевремен­ное исполнение исполнительного документа, имеет
право на получение воз­награждения в размере пяти процентов от взысканной им
суммы или стои­мости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты
труда, а по документу неимущественного характера – пяти минимальных размеров
оплаты труда. Если исполнительный документ исполняется частично по не­зависящим
от него причинам, то вознаграждение выплачивается ему про­порционально
взысканной суммы из внебюджетного фонда развития испол­нительного производства
(ст. 89 Закона).

Контроль за деятельностью судебного
пристава-исполнителя

Суд вправе отменить действия
судебного пристава-исполнителя в случае их обжалования. Кроме того, функции
оперативного контроля и утвержде­ния отдельных исполнительных действий с
принятием Закона «0б исполни­тельном производстве» возложены на старших
судебных приставов.

Суд (судья) – участник
исполнительного производства

Суд (судья) является важным
участником исполнительного производст­ва. В его распоряжении имеются правовые
средства, обеспечивающие актив­ное воздействие на исполнительное производство.

Только суду принадлежат следующие
права: дача разъяснений по выне­сенным решениям и другим судебным актам,
подлежащим принудительно­му исполнению (ст. 17 Закона); отсрочка, рассрочка
исполнения решения, а также изменение способа и порядка его постановления (ст.
18); приоста­новление и прекращение исполнительного производства (ст. 20-24);
обра­щение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц (ст. 48);
взыскание о выплате работнику среднего заработка за время выну­жденного прогула
или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении
работника по день исполнения исполнительного документа (ст. 74); рассмотрение
жалоб на действия судебного пристава-исполнителя (ст. 90)*; рассмотрение
заявлений о защите прав участников ис­полнительного производства (ст. 91-93).

* За исключением жалоб на действия
судебного пристава-исполнителя, связанных с ис­полнением исполнительного
документа, выданного арбитражным судом. Такие жалобы подаются в арбитражный суд
(п. 1 ст. 60).

Суду и судебному
приставу-исполнителю, каждому в пределах его ком­петенции, принадлежит право
отложения исполнительных действий (ст. 19).

Суд рассматривает жалобы на
постановления судебного пристава-испол­нителя, проверяя их соответствие закону:
о возбуждении исполнительного производства (ст. 9), об отложении исполнительных
действий (ст. 19), о воз­вращении исполнительных документов (ст. 26), о розыске
или об отказе в розыске должника, имущества или ребенка (ст. 28), о возмещении
расходов, связанных с исполнением (ст. 84) и др.

Переводчик

Участие переводчика в исполнительном
производстве предусмотрено ст. 38 Закона, согласно которой стороны имеют право
при совершении ис­полнительных действий пригласить переводчика. Переводчиком
может быть любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, владеющий
языками, знание которых необходимо для перевода. Лицу, которому требу­ются
услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения. В слу­чае, если
указанное лицо не обеспечит участие переводчика а установлен­ный судебным
приставом-исполнителем срок, переводчик может быть назначен постановлением
судебного пристава-исполнителя. За переводчи­ком признается право на получение
вознаграждения за выполненную рабо­ту. Выплаченное ему вознаграждение относится
к расходам по совершению исполнительных действий. В случае заведомо
неправильного перевода он несет ответственность, установленную федеральным
законом, о чем он пре­дупреждается судебным приставом-исполнителем.

Закон предусматривает возможность
заявления отвода переводчику, ес­ли он является родственником противоположной
стороны, ее представите­ля, или других лиц, участвующих в исполнительном
производстве, либо за­интересован в его исходе, либо имеются иные
обстоятельства (ст. 43 Закона).

Понятой

Понятой привлекается для
удостоверения факта, содержания и результа­тов исполнительных действий, при
совершении которых он присутствовал. Он обязан подтвердить эти обстоятельства
своей подписью в акте соответст­вующего действия.

Понятой вправе знать, для каких
исполнительных действий он пригла­шается, на основании какого исполнительного
документа они выполняются, а также делать замечания по поводу совершенных
действий. Замечания по­нятого подлежат занесению в акт исполнительного
действия, которые он обязан удостоверить своей подписью. По желанию понятого
указанные замечания могут им заноситься собственноручно. Перед началом действий
су­дебный пристав-исполнитель разъясняет им их права и обязанности. Они также
имеют право на компенсацию расходов, понесенных ими в связи с ис­полнением
обязанностей понятых. Указанные расходы относятся к расхо­дам по совершению
исполнительных действий.

Специалист

Специалист участвует в
исполнительном производстве для разъяснения возникающих при совершении действий
вопросов, требующих специальных познаний. Судебный пристав-исполнитель по
собственной инициативе или по просьбе сторон может своим постановлением
назначить специалиста, а при необходимости – нескольких специалистов.

В качестве специалиста может быть
назначено лицо, обладающее необ­ходимыми знаниями. Специалист обязан явиться по
вызову судебного при­става, дать в письменной форме объективное заключение по
поставленным вопросам и пояснения по поводу выполняемых им действий. Он имеет
пра­во на вознаграждение за выполненную работу. Это вознаграждение относит­ся к
расходам по совершению исполнительных действий.

За отказ или уклонение от дачи
заключения или за дачу заведомо ложного заключения специалист несет
ответственность, предусмотренную федераль­ным законом, о чем предупреждается
судебным приставом-исполнителем.

Специалист должен быть лицом
незаинтересованным. Наличие каких-либо обстоятельств, дающих основание для
сомнений в его беспристрастно­сти, является поводом для заявления ему отвода
(ст. 43 Закона).

Прокурор в исполнительном
производстве

Участие прокурора в исполнительном
производстве не предусмотрено Законом «Об исполнительном производстве». Он не
может предъявлять ис­полнительный документ к исполнителю, т.е. возбуждать
исполнительное производство (ст. 9). Однако прокурор в соответствии с
Федеральным Зако­ном «О прокуратуре Российской Федерации» имеет право
осуществлять над­зор за законностью действий судебных приставов-исполнителей,
приносить протесты в суд на их действия.

Органы государственного управления и
представители общественности в исполнительном производстве

Данные органы непосредственно не
принимают участия в исполнитель­ном производстве. Однако они могут в некоторых
случаях просить суд вы­дать исполнительный документ и направить его к
взысканию. Так, в соот­ветствии со ст. 79 СК РФ принудительное исполнение
решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам),
должно произ­водиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и
участи­ем лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях – с
участием представителя органов внутренних дел.

Общие правила исполнительного
производства

В нормативных актах, регулирующих
исполнительное производство, следует выделять правила, относящиеся к исполнению
всех или большинст­ва юрисдикционных актов, и правила определяющие особенности
исполне­ния отдельных видов решений, постановлений. Общими для всего исполни­тельного
производства являются нормы, устанавливающие круг участников исполнительного
производства, их процессуальные права и обязанности, порядок возбуждения
исполнительного производства и способы исполне­ния, совершения исполнительных
действий и движения исполнительного производства, его окончания, защиты
интересов его участников, распреде­ления сумм между взыскателями и др.

К особенным правилам относятся
нормы, определяющие порядок обра­щения взыскания на имущество должника, на
заработную плату и иные ви­ды его доходов, особенности обращения взыскания на
имущество должни­ка-организации, исполнения по спорам неимущественного
характера и другие. Все они подразделяются обстоятельствами на три группы.

Одна из них выражает специфику
исполняемого акта. Так, все судебные постановления о присуждении делятся на
акты – о взыскании денежных сумм; об изъятии предметов и передаче их изыскателю;
об отобрании детей; о конфискации; о понуждении к совершению определенных
действий (вос­прещении действий). В исполнении каждого из этих видов судебных
актов имеются свои, одному ему присущие особенности.

Вторая группа связана с личностью
должника. Исполнение одной и той же разновидности решения будет отличаться в
зависимости от того, кто вы­ступает в качестве должника – физическое лицо либо
юридическое.

Наконец, третья группа особенностей
касается только решений о взыс­кании денежных сумм и связана с особенностями
правового режима объек­та взыскания (недвижимое имущество, счет в банке,
заработная плата и т.д.).

Основания исполнения

По правилам исполнительного
производства исполняются акты судов общей юрисдикции и правоприменительные акты
других органов, для ис­полнения которых используются правила исполнительного
производства. В Законе «Об исполнительном производстве» нет специальной статьи,
по­священной основаниям исполнения. Однако ст. 7 Закона позволяет разли­чать
следующие основания выдачи исполнительных документов:

– судебные акты (решения,
определения и постановления судов общей юрисдикции по гражданским делам,
приговоры по уголовным делам в части имущественных взысканий, штрафа,
конфискации и др., постановления в части имущественных взысканий по делам об
административных правона­рушениях, решения арбитражных судов);

— решения международного
коммерческого арбитража и иных третей­ских судов. К международному
коммерческому арбитражу относятся: Меж­дународный коммерческий арбитражный суд
и Морская арбитражная ко­миссия при Торгово-промышленной палате Российской
Федерации;

— решения иностранных судов и
арбитражей. Сами по себе решения иностранных судов не подлежат исполнению на
территории Российской Федерации. Вопрос о признании такого решения решается по
ходатайству заинтересованного лица судом субъекта Российской Федерации по месту
нахождения должника. В случае, если такое решение в соответствии с меж­дународными
обязательствами Российской Федерации подлежит призна­нию, об этом выносится
определение, которое вместе с решением является основанием для совершения
исполнительных действий;

— решения межгосударственных органов
по защите прав и свобод чело­века. К таким межгосударственным органам
относится, в частности Евро­пейский суд по правам человека, который может
рассматривать иски против Российской Федерации по фактам нарушения прав
человека. Европейский суд по правам человека, а также Комитет министров Совета
Европы могут выносить решения о выплате истцу денежной компенсации в связи с
непра­вомерными действиями федеральных органов государственной власти, орга­нов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов ме­стного
самоуправления и (или) о восстановлении нарушенного права;

— судебные приказы по делам о
взыскании денег либо движимого иму­щества;

— нотариально удостоверенные
соглашения об уплате алиментов;

— решения комиссии по трудовым
спорам;

— требования органов, осуществляющих
контрольные функции, о взыс­кании денежных средств с отметкой банка или иной
кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с
отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения
требо­ваний взыскателя (инкассовые поручения на списание денежных средств в
бесспорном порядке, выдаваемые, в частности, налоговыми органами) в случае,
если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок их
исполнения;

— постановления органов (должностных
лиц), уполномоченных рассма­тривать дела об административных правонарушениях;

— постановления судебного пристава-исполнителя
(например, о взыска­нии исполнительского сбора и расходов по исполнению);

— постановления иных органов в
случаях, предусмотренных федераль­ным законом (например, исполнительную надпись
нотариуса).

Исполнительные документы

Исполнительными называются
документы, в которых выражается содер­жание основания исполнения и
необходимость предъявления его до начала исполнительного производства. При этом
он может иметь самостоятельное значение, составляться отдельно от документа,
фиксирующего основание исполнения, В то же время документ, в котором выражено
основание испол­нения, может считаться одновременно и исполнительным
документом.

Исполнительными документами
являются:

— исполнительный лист (он выдается
судами и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов,
решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, решений
иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите
прав и свобод человека); судебные приказы; нотариально удостоверенные согла­шения
об уплате алиментов; удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на
основании ее решений; оформленные в установленном по­рядке требования органов,
осуществляющих контрольные функции, о взыс­кании денежных средств с отметкой
банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении
взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств,
достаточных для удовлетворения требо­ваний взыскателя; постановления органов
(должностных лиц), уполномо­ченных рассматривать дела об административных
правонарушениях; поста­новления судебного пристава-исполнителя; постановления
иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Содержание исполнительных документов

Закон «Об исполнительном
производстве» содержит перечень требова­ний, которым должно соответствовать
содержание любого исполнительного документа. В ст. 8 Закона говорится, что в
нем обязательно должны быть указаны:

— наименование суда или другого
органа, выдавшего исполнительный документ;

— дело или материалы, по которым
выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта или
акта другого органа, подлежа­щего исполнению;

— наименования
взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя,
отчество взыскателя-гражданина и должника-гражда­нина, их место жительства,
дата и место рождения должника-гражданина и место его работы; резолютивная
часть судебного акта или акта другого орга­на; дата вступления в силу судебного
постановления или акта другого орга­на; дата выдачи исполнительного документа и
срок предъявления его к ис­полнению.

Исполнительный документ, выданный на
основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью
суда, а выданный на основании акта другого органа, подписывается должностным лицом
этого органа или в установленных федеральным законом случаях – лицом, выпи­савшим
исполнительный документ и заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Содержание судебного приказа и
нотариально удостоверенного соглаше­ния об уплате алиментов подписывается
лицами, принявшими или удосто­верившими их, и заверяются печатью.

Исполнительный лист по
постановлениям судов общей юрисдикции вы­дается после вступления в законную
силу, кроме случаев обращения его к немедленному исполнению (ст. 210-211 ГПК).

Выдача дубликата исполнительного
документа

В случае утраты подлинника
исполнительного документа основанием для изыскания является его дубликат,
выдаваемый судом или другим органом, вы­несшим соответствующий акт, в порядке,
предусмотренном ст. 8 Закона.

К должностному лицу, виновному в
утрате исполнительного документа, судебный пристав вправе применить санкции в
виде штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 87 Закона).
При наличии в его действиях признаков состава преступления судебный
пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении
его к уго­ловной ответственности.

Возбуждение исполнительного
производства

Оно состоит из двух действий:
предъявления исполнительного докумен­та к взысканию и принятия его к
исполнению.

Исполнительный документ может быть
предъявлен к взысканию, соглас­но ст. 9 Закона, судом либо иным органом,
выдавшим исполнительный до­кумент, взыскателем а также его представителем (ст.
35). Таким образом, правом на предъявление исполнительного документа к
взысканию обладают далеко не все участники исполнительного производства. Закон
не регламен­тирует случаи обращения исполнительного документа к взысканию по
ини­циативе суда. В ч. 3 ст. 340 ГПК такая возможность предусмотрена для судов
в случаях: конфискации имущества; взыскания денежных сумм в доход го­сударства;
ущерба, причиненного преступлением государственному, коопе­ративному или
общественному имуществу; алиментов; возмещения вреда, причиненного увечьем или
иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца; денежных сумм с
должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника либо в
неисполнении решения суда о восстановлении на работе. Во всех этих случаях суд
по своей инициативе на­правляет исполнительный лист для исполнения, о чем
извещает соответст­венно финансовый орган или взыскателя.

Взыскателю предоставлено право
выбора: либо получить исполнитель­ный документ и самостоятельно предъявить его
к взысканию, либо по его просьбе суд может сам направить исполнительный
документ к взысканию.

Судебный пристав обязан принять
исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо
взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок
предъявления документа к исполнению, и он соответствует требованиям,
предусмотренным статьей 8 Закона.

Сроки предъявления исполнительных
документов к исполнению

Срок для принудительного исполнения,
или исполнительная давность, определяется в соответствии со ст. 14 Закона.
Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в
следующие сро­ки: исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов
судов общей юрисдикции, и судебные приказы – в течение трех лет; на основании
судебных актов арбитражных судов – в течение шести месяцев; судами на основании
решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов – в
течение шести месяцев; оформленные в установленном порядке требования органов,
осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка
или иной кредитной органи­зации о полном или частичном неисполнении взыскания –
в течение шести месяцев; удостоверения комиссии по трудовым спорам – в течение
трех ме­сяцев; постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассмат­ривать
дела об административных правонарушениях, – в течение трех месяцев.

Сроки предъявления других
исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами.

Начало течения срока предъявления к
исполнению исполнительных документов

Закон определяет момент, с которого
начинается течение этих сроков, по-разному:

— для исполнительных листов – со дня
вступления судебного акта в за­конную силу или окончания срока, установленного
при отсрочке или рас­срочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о
восстановле­нии срока, пропущенного для предъявления документа, а в случаях,
когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, – со следующего дня его
вынесения;

— для судебных приказов – по
истечении 10-дневного срока со дня их выдачи;

— для требований контрольных
органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств – со
дня возвращения их банком или иной организацией взыскателю или направления
судебному приставу-исполнителю;

— для постановлений органов и
должностных лиц по делам о наложении административных взысканий – со дня
вынесения постановления.

По другим исполнительным документам
срок предъявления к исполне­нию исчисляется со следующего дня после дня их
выдачи, если иное не ус­тановлено федеральным законом.

Исполнительные документы о взыскании
периодических платежей (взы­скании алиментов, возмещении вреда, причиненного
здоровью, и другие) сохраняют силу на все время, на которое они присуждены.
Такой же поря­док действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений
об уплате алиментов.

В силу ст. 16 Закона исполнительные
документы, по которым истек срок предъявления их к исполнению, судебным
приставом-исполнителем к про­изводству не принимаются, о чем им выносится
постановление. Предъяв­ленные к исполнению документы возвращаются взыскателю.

Перерыв срока предъявления
исполнительного документа к исполнению

Законом предусмотрены возможности
перерыва срока предъявления до­кумента к исполнению (ст. 15 Закона). Срок
предъявления исполнительно­го документа к исполнению прерывается предъявлением
его к исполнению или частичным исполнением документа должником.

Восстановление пропущенного срока
предъявлений исполнительного документа к исполнению

Восстановление пропущенного срока
исполнительной давности допус­кается только для судебных актов. Взыскатель,
пропустивший срок для предъявления исполнительного листа или судебного приказа
к исполнению, вправе обратиться с заявлением о его восстановлении в суд,
принявший со­ответствующий судебный акт. По другим исполнительным документам
про­пущенные сроки восстановлению не подлежат.

Место совершения исполнительных
действий

Исполнительный документ
предъявляется по месту исполнения. Им яв­ляется место жительства, место работы
(для должников-граждан), место на­хождения (для должников-организаций), место
нахождения имущества (и в первом, и во втором случае). Исполнение требований,
обязывающих долж­ника выполнить определенные действия, осуществляется по месту
их совер­шения.

Возбуждение исполнительного
производства

Судебный пристав-исполнитель в
трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит
постановление о возбужде­нии исполнительного производства. В постановлении он
устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном
документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения
производства. Судебный пристав уведомляет должника о принудительном исполнении
указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него
исполнительного сбора и расходов по совершению ис­полнительных действий,
предусмотренных статьями 81 и 82 Закона.

Копия постановления о возбуждении
исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесений
направляется взыскате­лю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший
исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения по
имущественным взысканиям по за­явлению взыскателя судебный пристав-исполнитель
одновременно с выне­сением постановления о возбуждении производства вправе
произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается
в этом постановлении.

Постановление о возбуждении
исполнительного производства может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО
ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Место совершения исполнительных действий

Исполнением судебным приставом
решения или иного юрисдикционного акта производится по месту исполнения и в
пределах той территории, на которую распространяется его юрисдикция. Вместе с
тем, в соответствии со ст. 11 Закона он может совершить исполнительные действия
и на террито­рии, на которую не распространяются его функции, если в процессе
испол­нения возникла такая необходимость. В этом случае судебный пристав-ис­полнитель
составляет акт и направляется на указанную территорию. В течение суток по прибытии
он уведомляет о необходимости совершения исполнительных действии
соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает ему
содействие, либо отказывает в этом и поручает дальнейшее исполнение судебному
приставу-исполнителю, действующему на данной территории. В случае получения
отказа он обязан передать испол­нительный документ в службу судебных приставов
по месту дальнейшего со­вершения действий с извещением об этом взыскателя, суда
или другого ор­гана, выдавшего исполнительный документ.

Время совершения исполнительных
действий.

Исполнительные действия совершаются
в рабочие дни с 6 часов до 22 ча­сов по местному времени. Конкретное время их
совершения определяется судебным приставом-исполнителем. Сторонам, участвующим
в исполни­тельном производстве, предоставлено право предложить удобное для них
время совершения таких действий.

В нерабочие дни, установленные
федеральным законом или иными нор­мативными актами, совершение исполнительных
действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, или когда по
вине должника их совершение в другие дни невозможно.

Совершение исполнительных действий в
ночное время (с 22 часов до 6 часов по местному времени) допускается только в
случаях, создающих уг­розу жизни и здоровью граждан.

Для совершения исполнительных
действий во «внеурочное время» и в нерабочие дни судебный пристав-исполнитель
должен получить письмен­ное разрешение старшего судебного пристава.

Содержание (характер) действий
судебного пристава-исполнителя

Судебный пристав-исполнитель в целях
исполнения судебного акта, принимает меры по своевременному, полному и
правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам или их
представите­лям возможность знакомиться с материалами производства, делать из
них выписки, снимать копии; рассматривает их заявления по поводу исполни­тельного
производства и ходатайства, выносит постановление, разъясняя сроки и порядок
его обжалования; обязан взять самоотвод, если он заинте­ресован в ходе
исполнительного производства, либо имеются иные обстоя­тельства, вызывающие
сомнения в его беспристрастности.

Права и обязанности судебного
пристава-исполнителя

Судебный пристав имеет право:

— получать при совершении
исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку
исполнения исполнительных до­кументов на работающих у них должников и ведения
финансовой докумен­тации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям,
участвующим в производстве, пору­чения по вопросам совершения конкретных
исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища,
занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры и при
необходимости вскрывать их, а также на основании определения суда совершать
указанные действия в от­ношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами
или при­надлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать
на хранение и реализовывать арес­тованное имущество, за исключением имущества,
изъятого из оборота;

— налагать арест на денежные
средства и иные ценности должника, на­ходящиеся на счетах, во вкладах или на
хранении в банках и иных кредит­ных организациях, в размере, указанном в
исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения,
находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника –
помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого
имущества, возла­гать на соответствующих лиц обязанность по его хранению,
использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с
отнесением расходов за счет должника;

— в случаях неясности требований,
содержащихся в исполнительном до­кументе, просить суд или другой орган,
выдавший документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявлять розыск должника, его
имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан и должностных лиц
по исполнительным докумен­там, находящимся в производстве;

— совершать иные действия,
предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав обязан использовать
предоставленные ему права в со­ответствии с законом и не допускать в своей
деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Ему не
разрешается прово­дить обыск (в том числе личный обыск граждан). Он не вправе
разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну и т.д.

Сроки исполнения

В силу ст. 13 Закона исполнительные
действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в нем, исполнены
судебным приставом-испол­нителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему
исполнительного документа.

Немедленному исполнению подлежат
требования: о взыскании алимен­тов, заработной платы или иной платы за труд в
пределах платежей, исчис­ленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы
долга по этим вы­платам, если исполнительным документом предусмотрено ее
немедленное взыскание; о восстановлении на работе или в прежней должности
незакон­но уволенного или переведенного работника; по другим делам, если немед­ленное
исполнение требований предусмотрено исполнительным докумен­том или федеральным
законом.

СПОСОБЫ И ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ

Меры принудительного исполнения

Способами принудительного исполнения
являются, в частности, обра­щение взыскания на имущество должника путем
наложения на него ареста и его реализации; на заработную плату, пенсию,
стипендию и доходы долж­ника; на денежные средства и иное имущество должника,
находящиеся у других лиц; изъятие у него и передача взыскателю определенных
предметов, указанных в исполнительном документе; иные меры, обеспечивающие ис­полнение
исполнительного документа.

Основания для применения мер принудительного
исполнения

Основаниями для применения мер
принудительного исполнения являются предъявление надлежаще оформленного
исполнительного доку­мента; принятие судебным приставом-исполнителем
постановления о воз­буждении исполнительного производства; истечение срока,
установленного им для добровольного исполнения.

Отсрочка или рассрочка
исполнительных действий

При наличии обстоятельств,
препятствующих совершению исполнитель­ных действий, судебный пристав по своей
инициативе или заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратиться в суд
или орган, выдавший исполни­тельный документ, с заявлением об отсрочке или о
рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения
(ст. 18 Закона),

Причиной, препятствующей
своевременному исполнению, может быть также неясность требований, содержащихся
в исполнительном документе. В этом случае судебный пристав-исполнитель вправе
обратиться в суд или ор­ган, выдавший документ, с заявлением о разъяснении
соответствующего ак­та, на основании которого он выдан, а также документа,
который в силу за­кона является исполнительным документом. Суд или орган,
выдавший исполнительный документ, рассматривает его заявление в 10-дневный срок
со дня поступления и при необходимости дает разъяснение принятого им акта, а
также основанного на нем исполнительного документа, не меняя со­держания (ст.
17 Закона).

Розыск должника

Исполнение не может производиться,
если неизвестно место жительства должника, либо он скрывается и т.п.

Законодательство предусматривает три
возможности для установления места нахождения должника. По исполнительным
документам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо
возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также
об отобрании ребенка судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по
заявлению взыскателя выносит постановление о розыске должника, его имущества и
розыске ребенка, которое утверждается старшим судебным приставом. Розыск
осуществляется органами внутренних дел.

Расходы по розыску взыскиваются с
должника, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление. Расходы по
розыску должника или ре­бенка определяются по заявлению органа внутренних дел,
а по розыску иму­щества – на основании расчета расходов, производимого службой
судебных приставов.

По другим видам исполнительных
документов судебный пристав-испол­нитель вправе объявить розыск должника или
его имущества при наличии согласия взыскателя нести бремя расходов по розыску и
авансировать ука­занные расходы в соответствии со ст. 83 Закона. В этом случае
взыскатель вправе в судебном порядке требовать от должника возмещения расходов
по розыску.

Постановление судебного
пристава-исполнителя об отказе в розыске должника или его имущества и о
взыскании расходов по розыску может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

Отложение и приостановление
исполнения

Отложение исполнительных действий –
перенесение на новый срок, да­ту. При наличии обстоятельств, препятствующих
совершению исполнитель­ных действий, судебный пристав-исполнитель может
отложить исполни­тельные действия на срок не более 10 дней по заявлению
должника или по собственной инициативе. В случае отложения он выносит
постановление, о чем уведомляются стороны, суд или орган, выдавший
исполнительный до­кумент. Оно может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

Приостановление исполнительного
производства представляет собой пе­рерыв в исполнительных действиях на
неопределенный срок. В зависимос­ти от степени обязательности основания для
принятия такого решения, под­разделяются на обязательное и факультативное
приостановление.

Обязательное приостановление
исполнительного производства

Исполнение подлежит обязательному
приостановлению в случаях:

— смерти должника, объявления его
умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом
правоотношение допускает пра­вопреемство, а также возбуждения арбитражным судом
производства по де­лу о несостоятельности (банкротстве) должника;

— утраты должником дееспособности;

— участия должника в боевых
действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований, создан­ных в соответствии с законодательством Российской
Федерации, или прось­бы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

— оспаривания должником
исполнительного документа в судебном по­рядке, если такое оспаривание
допускается законом;

— подачи жалобы в суд на действия
органов (должностных лиц), уполно­моченных рассматривать дела об
административных правонарушениях;

— вынесения постановления
должностным лицом, которому федераль­ном законом предоставлено право
приостанавливать исполнение судебного акта или акта органа, на основании
которого выдан исполнительный доку­мент, а также исполнение документа, который
в силу закона является ис­полнительным документом;

— предъявления в суд иска об
исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено
взыскание по исполнительному до­кументу.

Факультативное приостановление
исполнительного производства

При факультативном приостановлении
судебному приставу дается право решать, следует ли приостановить исполнение
либо оно может быть продол­жено. В соответствии со ст. 21 Закона производство
может быть приостанов­лено в следующих случаях:

— обращения судебного
пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ,
с заявлением о разъяснении принято­го им судебного акта или акта другого
органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным;

— просьбы должника, проходящего
военную службу по призыву в Воору­женных Силах Российской Федерации, других
войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с
законодательством Россий­ской Федерации;

— нахождения должника в длительной
служебной командировке или на лечении в стационарном лечебном учреждении;

— подачи жалобы на действия
судебного пристава-исполнителя или от­каз в его отводе;

— розыска должника, его имущества
или розыска ребенка;

— нахождения должника либо
взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий.

Приостановление исполнительного
производства, возбужденного на ос­новании исполнительного документа, выданного
арбитражным судом, про­изводится тем же арбитражным судом или арбитражным судом
по месту на­хождения судебного пристава-исполнителя.

Во всех случаях приостановление и
прекращение исполнительного про­изводства выполняется судом общей юрисдикции по
месту нахождения су­дебного пристава-исполнителя.

По приостановленному производству
никаких исполнительных дейст­вий не допускается. О приостановлении производства
судебный пристав-ис­полнитель в трехдневный срок сообщает сторонам, в суд,
(если вопрос ре­шался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или
орган, выдавший исполнительный документ.

Определение о приостановлении
исполнительного производства мо­жет быть обжаловано в сроки и порядке, которые
предусмотрены ГПК и АПК РФ.

После устранения обстоятельств,
препятствующих производству испол­нения, либо после наступления событий,
указанных в Законе (ст. 22) испол­нительное производство возобновляется судом,
его приостановившем, по заявлению взыскателя или по инициативе судебного
пристава-исполнителя.

Окончание исполнительного
производства

В соответствии со ст. 27 Закона
исполнительное производство оканчива­ется:

— фактическим исполнением
исполнительного документа;

— возвращением исполнительного
документа без исполнения по требо­ванию суда или органа, выдавшего документ,
либо взыскателя;

— возвращением исполнительного
документа по основаниям, указанным в ст. 26 Закона;

— направлением исполнительного
документа в организацию для едино­временного или периодического удержания из
заработка (дохода) должника;

— направлением исполнительного
документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

— прекращением исполнительного
производства. Постановление судеб­ного пристава-исполнителя об окончании
исполнительного производства может быть обжаловано в суд в 10-дневный срок.

Постановление об окончании
исполнительного производства

Фактическое исполнение
юрисдикционного акта оформляется постанов­лением судебного пристава об окончании
исполнительного производства. Основанием для его вынесения являются документы,
подтверждающие факт получения взыскателем денежной суммы, акты о передаче
имущества взыскателю. о выселении и вселении, отобрании детей и т.п.
Исполненный до­кумент возвращается в суд или орган, его выдавший.

Окончание исполнения означает не
только исполнение основных обя­занностей должника, подтвержденных этим
документом, но и взысканием с него расходов по исполнению, исполнительский
сбор, а также расходы по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор

Исполнительский сбор – денежная
сумма, взыскиваемая с должника по­сле начала принудительного исполнения. В
соответствии со ст. 81 Закона в случае неисполнения исполнительного документа
без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения
документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с
должника взы­скивается исполнительский сбор.

Размер сбора составляет семь
процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, а при
неисполнении исполнительного до­кумента неимущественного характера – пять
минимальных размеров опла­ты труда.

Постановление о взыскании
исполнительского сбора выносится при первом поступлении исполнительного
документа судебному приставу-ис­полнителю. Последующие предъявления к
исполнению исполнительного документа исполнительским сбором не облагаются.

В случае прекращения исполнительного
производства ввиду отмены су­дебного акта или акта органа, на основании
которого был выдан исполни­тельный документ, а также документ, который в силу
закона является ис­полнительным, исполнительский сбор возвращается должнику.

Расходы по совершению исполнительных
действий

Расходы по совершению исполнительных
действии – затраченные на ор­ганизацию и проведение указанных действий средства
из внебюджетного фонда развития исполнительного производства, а также

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ