§ 1. Образование Арабского государства (халифата) и история его развития. :: vuzlib.su

§ 1. Образование Арабского государства (халифата) и история его развития. :: vuzlib.su

209
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Образование Арабского государства (халифата) и история его развития.

.

§ 1. Образование Арабского государства (халифата) и история
его развития.

Арабская государственность зародилась на Аравийском
полуострове. К VI в. процесс феодализации в Аравии стал охватывать все
большее число областей, этот процесс затронул прежде всего те регионы, где было
развито земледелие. Там же, где господствовало кочевое скотоводство преобладали
родо-племенные отношения. Арабские племена, населявшие Аравийский полуостров,
делились на южноарабские (йеменские) и североарабские. Особо следует сказать о
предшествующей истории Йемена, которая относится к I тысячелетию до н. э.
Последнее рабовладельческое государство в Йемене — Химьяритское царство,
возникшее во II в. до н. э. прекратило свое существование в конце первой
четверти VI в. Основой экономики здесь было земледелие, связанное с
наличием обильных водных источников. Население делилось на благородных (знать),
купцов, свободных земледельцев, свободных ремесленников и рабов. Более ранее по
сравнению с остальной Аравией развитие Йемена стимулировалось той
посреднической ролью, которую он играл в торговле Египта, Палестины и Сирии, а
со II в. н. э. и всего Средиземноморья, с Эфиопией (Абиссинией) и Индией.
На западе Аравии была расположена Мекка — важный перегрузочный пункт на
караванном пути из Йемена в Сирию, процветавший за счет транзитной торговли.

Другим крупным городом Аравии была Медина (Ясриб), которая
была центром земледельческого оазиса, но и здесь проживало некоторое количество
купцов и ремесленников.

Но к началу VII в. большая часть арабов, проживавших в
центральных и северных областях, оставалась кочевниками (бедуины-степняки); в
этой части Аравии шел интенсивный процесс разложения родо-племенного строя и
начали складываться раннефеодальные отношения. Рабовладельческое же общество
Йемена переживало в VI в. острый кризис.

 Доисламская арабская религия основывалась на многобожии.
Существовало представление и о верховном божестве, которого называли аллахом
(арабское ал — илах).

 Разложение родо-племенного строя и появление феодальных
отношений привели к упадку старой религиозной идеологии. Торговля арабов с
соседними странами способствовали проникновению в Аравию христианства (из Сирии
и Эфиопии, где христианство утвердилось в IV в.) и иудейства. В VI в.
в Аравии появилось движение ханифов, признававших единого бога и заимствовавших
у христианства и иудейства некоторые верования, общие у этих двух религий. Это
движение было направлено против племенных и городских культов, за создание
единой религии, признающей единого бога. Новое учение возникло в тех центрах
Аравии, где феодальные отношения получили большее развитие, — прежде всего
в Йемене и городе Ясрибе. Движением была захвачена и Мекка, где одним из
представителей его был купец Мухаммед, который и явился основателем новой
религии — ислама (ислам — покорность). В Мекке это учение встретило
оппозицию со стороны знати, в результате чего Мухаммед и его последователи
вынуждены были в 622 г. бежать в Ясриб. От этого года ведется
мусульманское летоисчисление. Ясриб получил название Медины, т. е. города
Пророка (так стали называть Мухаммеда); здесь была основана мусульманская
община как религиозно-военная организация, которая вскоре превратилась в
политическую силу и стала центром объединения Аравии в единое государство.
Ислам с его проповедью братства всех мусульман, независимо от племенного
деления, был принят прежде всего простым народом, который давно потерял веру в
могущество племенных божков, не защитивших их от кровавой родо-племенной резни,
бедствий и разорения.

 Вначале знать (прежде всего мекканская) враждебно отнеслась
к исламу, но в дальнейшем изменила свое отношение к мусульманам, видя, что происходящее
под их главенством политическое объединение Аравии было и в интересах богатых.
Ислам признавал рабство, защищал частную собственность. В 630 г. между противоборствующими силами было достигнуто соглашение, по которому Мухаммед был
признан пророком и главой Аравии, а ислам новой религией. Вскоре представители
родо-племенной и торговой знати вошли в состав высшей иерархии мусульман.

 К концу 630 г. значительная часть Аравии признала
власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата).
Так были созданы условия для объединения оседлых и кочевых арабских племен в
единый народ с единым арабским языком.

 Историю Арабского государства можно поделить на три периода
по названию правящих династий или месту нахождения столицы. Мекканский период
(622 — 661 гг.) — это время правления Мухаммеда и близких его
сподвижников; Дамасский (661-750 гг.) — правление Омейядов; Багдадский
(750 — 1055 гг.) — правление династии Аббасидов.

 После смерти Мухаммеда в 632 г. устанавливается система правления халифов (заместителей пророка). Первые халифы были
сподвижниками пророка; при них начались обширные завоевания. К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию; но многие города (Антиохия, Дамаск и др.)
сдались завоевателям лишь при условии сохранения личной свободы, свободы для
христиан и иудеев их религии. Вскоре после этого арабы завоевали Египет и Иран.
В результате этих и дальнейших завоеваний создалось огромное феодальное
государство. Дальнейшая феодализация, сопровождавшаяся ростом власти крупных
феодалов в их владениях, привела к распаду этого относительно централизованного
государства, начавшегося уже с конца VIII в.

 Наместники халифов — эмиры постепенно добиваются
независимости от центральной власти и превращаются в суверенных правителей. Многие
покоренные страны освобождаются из-под власти халифов. К середине X в.
завершился политический распад Халифама, ослабленного в результате роста
феодальной раздробленности, освободительной борьбы стран Передней и Средней
Азии и восстаний народных масс. Правящая в Западном Иране династия Буидов в 945 г. захватила Ирак вместе с Багдадом, лишив халифа светской власти и сохранив за ним лишь
духовную власть.

 Окончательно Багдадский халифат был завоеван турками —
сельджуки в середине XI в.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ