Судопроизводство. :: vuzlib.su

Судопроизводство. :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Судопроизводство.

.

Судопроизводство.

Процесс начинался доносом властям о преступлении или
заявлением пострадавшего (истца). Потерпевший должен был обратиться с жалобой
прежде всего в свою уездную управу. Доносчик обязан был указать год, месяц и
место совершения преступления; должен был обращаться с заявлением строго по
инстанции.

Малолетние и престарелые не могли сами обращаться с
заявлением к властям. Тот, кто не донесет о заговоре против государства или о
намерении поднять мятеж, подлежит удавливанию. Лжедонос с обвинением в заговоре
против императора карался обезглавливанием.

Общим правилом наказания за лжедонос было получение виновным
наказания, равного тому, которое получило бы лицо, осужденное по его ложному
доносу. Только малолетние и престарелые имели право откупа от наказания за
лжедонос. Запрещалось доносить на родителей, деда и бабку. Исключением являлось
убийство отца.

Рабы и буцюй, донесшие на хозяина, за исключением обвинения
его в мятеже или измене, карались смертной казнью. Китайское право не
признавало анонимного доноса.

Уездная управа или иное административное учреждение, приняв
донос или иск, в разные дни три раза допрашивало обвинителя (истца), уточняя
обстоятельства дела и всякий раз указывая обвинителю на наказуемость ложного
обвинения. Доказательствами считались собственное признание, свидетельские
показания, документы.

Арестованные по делу (за исключение больных, инвалидов, беременных
женщин; детей младше 10 лет и старше 80 лет) содержались во время следствия в
тюрьме.

При Сун было введено разделение чиновников на тех, кто вел
следствие, и тех, кто рассматривал дело и выносил приговор. Процесс был
письменным. Если дело шло о преступлениях, наказуемых палками, оно решалось
уездным начальником. Если же речь шла о более суровой мере наказания, в уездной
управе проводили следствие, а затем все материалы по делу и самого обвиняемого
передавали в округ для вынесения ему приговора.

Уездная управа не имела права рассматривать дела о мятеже,
государственной измене; ей были неподсудны лица, имевшие право на подачу
прошения на высочайшее имя. Подчиненные не имели права судить своих
начальников.

Исходя из презумпции виновности задачей следствия было не
столько уличить обвиняемого, сколько добиться от него признания вины. Допрос
свидетелей производился при обвиняемом.

Китайское право разрешало допрос под пыткой, которая
заключалась в битье обвиняемого палками. При этом допускалось три допроса под
пыткой с общим числом ударов не более 200. При допросе под пыткой каждый допрос
должен был отстоять от другого на 20 дней.

Если нормы битья были превышены или следователь прибегал к
иным мерам физического воздействия на обвиняемого, он наказывался 100 ударами
палкой. Находящуюся под следствием беременную женщину можно было допрашивать
под пыткой только через 100 дней после родов.

Следствие могло иметь три результата: обвиняемый признавал
свою вину или признавался виновным под тяжестью улик; он мог быть оправдан;
дело могло быть признано сомнительным. Разрешалось при определении наказания
применять принцип аналогии. Запрещалось наказывать по совокупности
преступлений; если лицо привлекалось к ответственности по нескольким
преступления, то приговор выносился только за самое тяжкое.

Если дело признавалось сомнительным, то его допускалось
решить путем предоставления обвиняемому права на откуп от того наказания, к
которому его могли бы приговорить.

Число заседаний суда, на которых так и не было достигнуто
единство мнений судей, не должно было превышать трех. В таком случае обвиняемый
также получал право на откуп. Дела, связанные с наказанием каторжными работами,
рассматривались в округе; с наказанием ссылкой — в провинции или в
столице; с наказанием смертной казнью — в столице.

Из провинции дела поступали в Верховный суд (Далисы) или
министерство юстиции (Синбу). При династии Сун большое значение в
судопроизводстве приобрела коллегия адвокатов (коллегия советников по судебным
делам при канцлере), куда поступали дела из Верховного суда. Все высшие органы
были укомплектованы чиновниками юристами. В трудных случаях император обсуждал
дело со своими советниками, учеными, с чиновниками Императорского секретариата.

Право на амнистию и помилование считалось прерогативой
императора. Амнистия означала прощение или уменьшение меры наказания по уже
вынесенным приговорам. Амнистировались преступления, раскрытые до амнистии, т.
е. в которых преступник признавался до амнистии. Преступления нераскрытые, а
также те, в которых преступник не признавался до амнистии, амнистированию не
подлежали. Не подлежали амнистии также те преступления, в которых преступники
признавались во время объявления амнистии и после. Не амнистировались и те
преступления, которые преступник совершал намеренно, зная о предстоящей
амнистии. Не подлежали амнистии все преступления из группы «десяти
зол», поэтому их называли «непрощаемыми»; не прощались также
«буцюй» и рабам такие преступления, как причинение побоев хозяину,
замысел убить его или изнасилование хозяйки. Не амнистировали виновных в
подделке казенных документов и печатей.

Под помилованием в средневековом Китае понимали уменьшение
меры наказания и пересмотр приговора.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ