Основные принципы права природопользования :: vuzlib.su

Основные принципы права природопользования :: vuzlib.su

61
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Основные принципы права природопользования

.

Основные принципы права природопользования

В процессе осуществления права пользования природными
ресурсами проявляется ряд его важных особенностей (принципов), основными из ко­торых
можно назвать целевой характер, платность, лицензирование и лими­тирование
природопользования.

Целевой характер пользования природными ресурсами

Предоставление природного ресурса в пользование всегда
осуществляет­ся в соответствии с определенной целью. Например, земельные
участки мо­гут выделяться для крестьянского хозяйства, строительства жилого
дома или производственного объекта; участки лесного фонда — для заготовки древе­сины
или организации охотничьего хозяйства; участки недр — для добычи полезных
ископаемых или геологического изучения и т. д.

Цель будущего использования фиксируется в юридическом
документе, оформляющем право природопользования: в лицензии на право
пользования недрами, договоре аренды земельного участка, лесорубочном билете и
др.

Природный объект должен использоваться согласно этому
целевому на­значению. Невыполнение данного требования рассматривается как
наруше­ние законодательства и влечет для природопользователя неблагоприятные
юридические последствия (изъятие природного объекта, привлечение к от­ветственности).

Платность природопользования

В подавляющем большинстве случаев право природопользования
являет­ся платным. Это означает, что граждане и юридические лица должны вно­сить
установленную плату за пользование землями, лесами, недрами, вода­ми и другими
природными ресурсами, а также за иные воздействия на окружающую природную среду
в процессе своей деятельности.

Плата вносится единовременно (при получении данного
природного объекта в пользование) или систематически (постоянно) (в виде
годичных, квартальных, ежемесячных платежей).

Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван
обеспе­чить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и
рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспро­изводстве окружающей
природной среды. В соответствии со ст. 20 Закона РСФСР «Об охране окружающей
природной среды» в сфере природопользо­вания применяются два вида платы:

1) плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную
растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы).

Она подразделяется в свою очередь на плату:

— за право пользования природными ресурсами в пределах
установлен­ных лимитов;

— за сверхлимитное и нерациональное использование природных
ресурсов;

— на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

2) плата за загрязнение окружающей природной среды и другие
виды вредных воздействий. Она взимается за:

— выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах
установленных ли­митов;

— выбросы, сбросы загрязняющих веществ сверх установленных
лимитов;

— за размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах
установ­ленных лимитов;

— за размещение отходов и другие виды загрязнения сверх
установлен­ных лимитов.

Конкретные виды и ставки платежей установлены в актах
экологическо­го законодательства применительно к отдельным природным ресурсам.
Так, за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосроч­ном
пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) (ст. 103
Лесного кодекса РФ). Система платежей, связанных с пользованием водами,
включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление
и охрану водных объектов (ст. 123 Водного кодек­са РФ). При пользовании недрами
производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу
лицензии, платы за пользование не­драми, отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, акцизов (ст. 39 Закона РФ «О недрах»).

Ставки платы устанавливаются специальными нормативными
актами: Законом РСФСР «О плате за землю»1991 г., Федеральным Законом «О пла­те
за пользование водными объектами» 1998 г., постановлениями Прави­тельства
РФ «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню» от 19
сентября 1997 № 1199, «О плате за пользование объектами жи­вотного мира и ее
предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (в ред. от 15 ноября 1997 №
1433), «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за
загрязнение окружающей природной среды, раз­мещение отходов, другие виды
вредного воздействия» от 28 августа 1992 № 632, Положением о порядке и условиях
взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками
морского дна», утвержден­ным Постановлением Правительства от 28 октября 1992 №
828 и др.

Лицензирование природопользования

Поскольку большая часть природных богатств страны находится
в собст­венности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и
юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на поль­зование —
лицензий. Лицензирование — это один из способов, с помощью которого государство
осуществляет регулирование и контроль в сфере при­родопользования и охраны
окружающей среды.

Лицензия представляет собой разрешение на ведение
определенного вида деятельности до использованию природных ресурсов, например,
заготов­ку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разра­ботку
земель, осуществление охоты и т. д.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды
лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании
лесов — лесорубочный и лесной билеты, вод — лицензии на водопользование и
разрешительные лицензии, недр — лицензии на пользование недрами, жи­вотного
мира — долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха —
разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и
условия вы­дачи регулируются законодательством: федеральными законами «О лицен­зировании
отдельных видов деятельности» 1998 г., «О животном мире», Вод­ным кодексом РФ,
Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и др., а также подзаконными
нормативными актами, например, Положением о лицензировании отдельных видов
деятельности в области охраны окружаю­щей среды 1996 г., Положением о лицензировании пользования недрами 1992 г., Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению
регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков 1996 г. и др.

В содержание лицензий на право пользования природными
ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом природном объекте,
субъ­екте права природопользования, о целях и способах использования природ­ного
объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования,
требованиях по рациональному использованию и охране окру­жающей природной среды
и др.

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными
орга­нами экологического управления и их территориальными подразделениями.
Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Мини­стерства
природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды,
Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица,
желающего стать природопользователем. В большинстве случаев процедура предостав­ления
лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным
органом (Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ,
специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении
природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное
проведение конкурсов или аукци­онов (например, при получении концессии на
пользование недрами и леса­ми) или последующее заключение договора на
пользование природным ре­сурсом в соответствии с лицензией (например, при
предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная
государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование*.

________

* Конкретный порядок предоставления природных ресурсов в
пользование рассматрива­ется в соответствующих главах данного учебного пособия,
посвященных правовому ре­жиму земель, лесов, вод, недр и т. д.

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет
право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, уста­новленных
законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования.
Так, согласно ст. 53 Водного кодекса РФ лицензия на водопользование может быть
аннулирована до истечения срока ее действия по решению специально уполномоченного
органа управления использова­нием и охраной водного фонда по основаниям
прекращения права водо­пользования, предусмотренным Водным кодексом.

Лимитирование природопользования

В связи с тем, что запасы природных ресурсов небезграничны и
необхо­димо их рационально эксплуатировать и охранять, устанавливается система
определенных экологических ограничений в использовании природных ре­сурсов — лимиты
природопользования.

Лимиты природопользования представляют собой предельные
нормы воздействия на окружающую природную среду. Применительно к двум ос­новным
формам такого воздействия (использованию и охране окружающей среды) законодательством
предусмотрено два вида лимитов: объемы пре­дельного использования природных
ресурсов (предельно допустимые нор­мы изъятия природного вещества из окружающей
среды) и предельно допу­стимые нормы загрязнения окружающей среды (выбросов,
сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов) (ст. 19 Закона РСФСР «Об ох­ране
окружающей природной среды»). Например, лимиты водопотребления, расчетная
лесосека (объем вырубки леса), квоты вылова рыбы, объемы до­бычи полезных
ископаемых, нормы отстрела диких животных, нормативы предельно допустимых
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и т. д.

Лимиты природопользования устанавливаются специально
уполномо­ченными органами экологического управления (например, Министерством
природных ресурсов РФ, Федеральной службой лесного хозяйства России и др.)
конкретным природопользователям по отдельным территориям и на оп­ределенные
сроки, исходя из необходимости поэтапного достижения норма­тивных объемов
использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую природную сре­ду, нормативных объемов
размещения отходов производства с учетом эколо­гической обстановки (ст. 19
Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды»).

Виды лимитов природопользования, порядок их разработки и
утвержде­ния определяются экологическим законодательством — Водным кодексом РФ,
Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и другими федеральны­ми законами, а
также специальными нормативными актами, посвященными данным вопросам*.

_________

* См., например, Правила предоставления в пользование водных
объектов, находящих­ся в государственной собственности, установления и
пересмотра лимитов водопотребления, выдачи лицензии на водопользование и
распорядительных лицензий, утверж­денные Постановлением Правительства РФ от 3
апреля 1997.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ