ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ: ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ И
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
.
3. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА
ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ: ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ДОЗНАНИЕ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ
СЛЕДСТВИЕ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Кроме вышеназванных полномочий, прокурор вправе:
— внести представление об устранении нарушений требований закона;
— вынести постановление о возбуждении административного
производства.
Осуществляя указанные полномочия, прокуроры используют
предусмотренные законом и выработанные практикой формы прокурорского
реагирования на установленные нарушения закона, к которым относятся:
1) санкция;
2) согласие;
3) утверждение.
Одной из эффективных форм прокурорского надзора за
исполнением законов в досудебных стадиях уголовного процесса является санкция
прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере
затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство
существенно расширяет перечень процессуальных действий и актов, выполняемых
следователем, которые приобретают силу лишь после того, как прокурор санкционирует
их выполнение. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий
возможно лишь тогда, когда на их выполнение дает согласие прокурор. К числу
таких следственных действий относятся санкция: на избрание меры пресечения в
виде заключения под стражу или залог; на обыск; на арест и выемку
почтово-телеграфной корреспонденции; на выемку документов, содержащих
требования, составляющие государственную тайну; на отстранение обвиняемого от
занимаемой должности.
Прокурор утверждает обвинительное заключение и постановление
органа дознания или предварительного следствия об отказе в возбуждении
уголовного дела или прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии.
Согласие прокурора в обязательном порядке требуется в
случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям: вследствие
изменения обстановки, вследствие деятельного раскаяния или примирения с
потерпевшим, а также при направлении в суд уголовного дела для применения к несовершеннолетнему
принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 6—9 УПК РСФСР).
Одним из действенных средств по устранению нарушений закона
является проверка прокурором жалоб обвиняемого, потерпевшего и других
участников уголовно-процессуальной деятельности на действия следователя или
органа дознания.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»
(ст. 10) установлено общее правило рассмотрения прокурорами заявлений:
заявления, жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые
установлены федеральным законодательством. Ответ прокурора на заявление, жалобу
и иное обращение должен быть мотивированным.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу,
на решение либо действия которого принесена жалоба.
Жалобы могут быть поданы прокурору как в письменной, так и в
устной форме. Устные жалобы заносятся в протокол, который подписывает
заявитель и лицо, принявшее жалобу. Лицо, производящее дознание, и следователь
обязаны в течение 24 часов направить поступившую к ним жалобу вместе со своими
объяснениями прокурору. По поступлении жалобы прокурор обязан в течение 3-х
суток ее проверить и сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения. В
случае отказа в удовлетворении жалобы прокурор излагает мотивы принятого
решения.
Не допускается направление в суд уголовных дел, если поступившие
до утверждения обвинительного заключения жалобы не разрешены следователем по
существу и доводы заявителя глубоко и всесторонне не проверены. Поступившие в
ходе следствия жалобы и принятые по ним решения приобщаются к материалам
уголовного дела или помещаются в надзорное производство по уголовному делу.
.