ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
4. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИЕМА, УЧЕТА, РЕГИСТРАЦИИ И ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙ
И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
.
4. НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИЕМА, УЧЕТА, РЕГИСТРАЦИИ И
ПРОВЕРКИ ЗАЯВЛЕНИЙ И СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Одним из важнейших этапов прокурорского надзора за
законностью предварительного расследования является надзор за соблюдением
установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и
готовящихся преступлениях.
Прокурор надзирает за тем, чтобы не было незаконных отказов
в принятии заявлений и сообщений о преступлениях и решения по ним принимались
в трехдневный срок, а в исключительных случаях — в десятидневный. По
поступившим заявлениям и сообщениям могут быть приняты некоторые проверочные
действия: истребованы материалы, получены объяснения. Следственные действия до
возбуждения уголовного дела производиться не могут, кроме тех, которые
специально оговорены в законе (осмотр места происшествия).
Анонимные заявления и сообщения о совершенных или
готовящихся преступлениях не могут служить поводом для возбуждения уголовного
дела, однако они являются сигналом для проведения оперативно-розыскных
мероприятий, особенно если речь идет о таких опасных преступлениях, как террористические
акты, убийства, взрывы и т.п. В соответствии с п. 6 Приказа Генерального
прокурора Российской Федерации № 90 от 15.12.98 г. «обращения граждан, не
содержащие сведений о фамилии и месте жительства заявителя, признавать
анонимными, оставляя без рассмотрения, а при наличии в таких обращениях
сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направлять в соответствующие
правоохранительные органы». По результатам оперативно-розыскных действий, если
будут обнаружены признаки состава преступления, уголовное дело должно быть
обязательно возбуждено.
По каждому заявлению или сообщению должно быть принято одно
из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче полученного заявления или сообщения по
подследственности.
В связи со сказанным необходимо иметь в виду, что Приказом
Генерального прокурора Российской Федерации № 24 от 09.04.96 г. (с
изменениями, внесенными Приказами Генерального прокурора Российской Федерации
от 23.05.97 г. № 26, от 04.08.97 г. № 48 и от 08.12.98 г. № 88) четко
определена компетенция специализированных прокуратур — транспортных, военных,
войсковых частей, прокуратур по надзору за исполнением законов при исполнении
уголовных наказаний, природоохранных прокуратур. Осуществляя надзор, прокурор
должен проверять обоснованность принятого соответствующим органом решения, а
также выяснять, сообщено ли заявителю о принятом решении. Последнее обстоятельство
важно для обеспечения прав и интересов граждан.
Прокурор обязан в соответствии с Законом (п. 1 ст. 211 УПК
РСФСР) не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов при приеме,
регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях.
Придавая большое значение данному .участку прокурорской
деятельности, Генеральный прокурор Российской Федерации требует от подчиненных
ему прокуроров выработать такую систему надзора, чтобы проверками своевременно
охватывались все находящиеся на рассмотрении заявления и сообщения о
преступлениях, не допускалось промедления в возбуждении уголовных дел при
очевидных признаках преступления, проведения не вызванных необходимостью
проверочных действий, принятия незаконных и необоснованных решений. При
выявлении нарушений порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о
преступлениях, фальсификации материалов доследственной проверки необходимо
ставить вопрос об ответственности виновных лиц вплоть до возбуждения уголовного
преследования. Прокуроры должны строго следить за фактическим устранением
вскрытых нарушений.
Своевременное и правильное исполнение требований закона о
приеме, учете и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не
только быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией
обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в
совершении преступления, и предупреждения случаев привлечения лица невиновного
или непричастного к преступлению.
Нередки на практике случаи укрытия от регистрации
нераскрытых преступлений. Укрытие преступлений от учета и безнаказанность
должностных лиц, допустивших эти нарушения, разлагающе влияют на лиц,
производящих дознание, а также на сотрудников оперативно-розыскной службы. Помимо
этого, подобное негативное явление не позволяет государственным органам знать
истинное состояние преступности, ее динамику и структуру и правильно
определить свою стратегию и тактику по борьбе с преступностью.
Подавляющее большинство заявлений и сообщений о совершенных
преступлениях разрешается органами внутренних дел. Этот фактор является
определяющим в оценке этой деятельности в районе, городе, области и в
государстве в целом.
Существующий порядок приема заявлений и сообщений о
совершенном или готовящемся к совершению преступлении регулируется Инструкцией
«О порядке приема, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений в
органах и учреждениях внутренних дел и другой информации о преступлениях и
происшествиях», утвержденной Приказом МВД СССР № 415 от 11.11.90 г.
В соответствии с требованиями указанной Инструкции
оперативный дежурный органа внутренних дел, участковый инспектор милиции, а
также иные лица, имеющие право осуществлять прием заявлений и сообщений о
преступлениях, получив заявление или сообщение, обязаны выдать заявителю
талон-уведомление, являющийся документом строгой отчетности и имеющий единый
регистрационный номер. Заявителю вручается отрывная часть талона-уведомления с
указанием даты получения заявления и сведений о должностном лице, его
принявшем.
Зарегистрированные заявления и сообщения о преступлениях
передаются на рассмотрение начальнику органа внутренних дел, который дает
соответствующие направления: возбуждать уголовное дело, провести проверку в порядке
ст. 109 УПК РСФСР, провести досудебную подготовку материалов по протокольной
форме и т.д.
В Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУП) об
этом делается пометка. В последующем в КУП указывается номер и дата
возбуждения уголовного дела или номер отказного материала и дата вынесения
постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
По поступившему заявлению или сообщению о преступлении в
срок не более трех суток со дня его получения, а в исключительных случаях в
срок не более десяти суток должно быть принято решение о возбуждении уголовного
дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или направлении материала по
подследственности.
При установлении фактов укрытия преступлений от учета
прокурор принимает меры к их немедленной регистрации и учету. От виновных в
нарушении закона в каждом случае отбирается объяснение. Затем прокурор
предлагает зарегистрировать преступление; возбуждает уголовное дело, если есть
к тому повод и основания; отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного
дела и поручает произвести по делу Дознание или предварительное следствие;
ставит вопрос о наказании виновных в допущенных нарушениях и предупреждении
подобных нарушений в будущем. В необходимых случаях прокурор вносит
представление об устранении нарушений закона. При обнаружении признаков состава
преступления в действиях должностных лиц правоохранительных органов прокурор
возбуждает уголовное дело.
.