ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
6. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
.
6. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая гласно или
негласно уполномоченными на то законом государственными органами, имеет целью
защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, обеспечение
безопасности общества и государства от преступных посягательств. Эта
деятельность должна осуществляться строго в рамках законности. Она подробно
регламентируется Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В
нем указано: какие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться (опрос
граждан, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров и др.); что является
основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий (наличие
возбужденного уголовного дела, ставшие известными сведения о признаках
подготавливаемого, совершаемого или уже совершенного противоправного деяния, о
лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, и т.д.); об
условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий; об основании и порядке
судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан
при проведении оперативно-розыскных мероприятий (права на тайну переписки,
телефонных переговоров, на неприкосновенность жилища и других, закрепленных
Конституцией Российской Федерации прав и свобод); об использовании результатов
оперативно-розыскной деятельности.
В процессе осуществления надзора уполномоченный на то
прокурор вправе запросить (в связи с поступившим в прокуратуру обращением)
материалы о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий,
а также при проверке установленного порядка проведения таких мероприятий и
законности принимаемых при этом решений. Руководители органа, осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность, обязаны представить прокурору
оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведения таких
мероприятий.
Данные о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, и о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие
этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурору, даже уполномоченному,
только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих
их привлечения к уголовной ответственности. Такие ограничения полномочий
прокуроров обусловлены прежде всего заботой о безопасности лиц, сотрудничающих
с рассматриваемыми органами, так как даже случайная, происшедшая по
неосторожности утечка информации об этих лицах может привести к трагическим
последствиям для них, их родных и близких.
В предмет прокурорского надзора не входят сведения об
организации, о тактике, о методах и средствах осуществления
оперативно-розыскной деятельности. Однако если под видом особых тактических
приемов, методов и средств в ходе оперативно-розыскной деятельности допускаются
незаконные приемы, нарушающие права граждан, угрожающие их жизни, здоровью,
достоинству, прокурор не только вправе, но и обязан вмешаться для устранения
нарушений закона.
.