10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ :: vuzlib.su

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ДОЗНАНИЯ И
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

.

10. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СТАДИИ ДОЗНАНИЯ И
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Вопросы организации прокурорского надзора в досудебных
стадиях уголовного процесса регули­руются в Приказах Генерального прокурора
Российской Федерации от 18.06.97 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора
за предварительным следствием и дознанием» и от 26.06.97 г. № 34 «Об органи­зации
работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью».

В Приказе № 31 Генеральный прокурор РФ подчиненным
прокурорам приказал следующее.

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к
ним военным и другим специа­лизированным прокурорам, прокурорам городов и
районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам:

— обеспечивать единый подход к организации прокурорского
надзора за всеми органами предва­рительного следствия и дознания независимо от
их ведомственной принадлежности, безусловное реаги­рование на выявленные
нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с мо­мента
поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до
принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного
заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер
медицинского характера или воспитательного воздействия, про­верки законности
решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела);

— считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и
законных интересов потерпев­ших от преступлений. Внимательно подходить к
рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к
восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального вре­да;

— обеспечивать своевременную проверку законности решений
следователей и дознавателей по каждому сообщению о преступлении. Не допускать:
промедления в возбуждении уголовного дела при очевидных признаках преступления,
проведения не вызванных необходимостью проверочных действий. Отменять
постановления о возбуждении уголовного дела в случае признания их незаконными;

— в соответствии с требованиями п. 1 ст. 211 УПК РСФСР
проводить проверки исполнения зако­нов при приеме, регистрации, учете заявлений
и сообщений о преступлениях не реже одного раза в ме­сяц. В ходе проверок
использовать сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информа­ции,
обращения граждан, сведения медицинских учреждений и т.п.;

— результаты проверок анализировать. При выявлении нарушений
порядка приема, регистрации, учета заявлений и сообщений о преступлениях,
фальсификации материалов доследственной проверки принимать меры по привлечению
виновных лиц к ответственности вплоть до уголовной;

— при получении сообщений об убийстве, террористическом
акте, бандитизме, массовых беспо­рядках обеспечивать выезд прокуроров или иных
заместителей либо других ответственных работников прокуратуры на место
происшествия. Принимать меры к проведению качественного осмотра места про­исшествия,
неотложных следственных и оперативно-розыскных действий, организационному
обеспече­нию квалифицированного расследования и раскрытия преступления, к
должному взаимодействию сле­дователей и органов дознания. При необходимости
определять подследственность уголовного дела, поручать расследование группе
следователей;

— своевременно проверять законность задержания
подозреваемых, предъявления обвинения и применения меры пресечения. При
осуществлении прокурорского надзора за законностью и обоснован­ностью
задержаний и арестов граждан исходить из того, что эти действия, связанные с
ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность,
должны проводиться в точном со­ответствии с нормами уголовно-процессуального
законодательства;

— ежедневно проверять законность содержания подозреваемых,
обвиняемых в изоляторах вре­менного содержания и на гауптвахтах, практиковать
проверки в нерабочее время. Незамедлительно принимать меры по жалобам на
незаконность задержания. При получении заявления задержанного о применении
незаконных методов следствия незамедлительно проводить проверку всех доводов с
приня­тием решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении
уголовного дела;

— пресекать задержание подозреваемых в совершении
преступлений на основании протоколов об адми­нистративных правонарушениях.
Устанавливать фактическое время водворения граждан в ИВС по протоколам об
административном задержании. В случае нарушений законности решать вопрос об
ответственности виновных;

— не допускать использования задержания и ареста как
средства получения от подозреваемого и обвиняемого признания вины в совершении
преступления;

— при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
учитывать в первую очередь имеющиеся для этого основания, предусмотренные ст.
89, 91, ч. 1 ст. 96 УПК РСФСР. При аресте обви­няемых по мотиву одной лишь
опасности преступления строго руководствоваться перечнем преступле­ний,
указанных в ч. 2 ст. 96 УПК РСФСР. С особой тщательностью рассматривать вопросы
о необходимо­сти применения ареста в отношении граждан, которые совершили иные
преступления или не нуждаются в изоляции от общества. Освобождать из-под стражи
обвиняемых, когда отпали основания для их ареста;

— при решении вопроса о санкционировании ареста прокурору,
как правило, допрашивать лицо, подлежащее аресту. Тщательно проверять доводы
обвиняемого о невиновности, оказании на него давле­ния, нарушении права на
защиту и другие. Обращать внимание на заявления о явке с повинной с выяс­нением
обстоятельств их подачи. В случае, когда лицо, фактически не виновное, было
вынуждено обра­титься с заявлением о явке с повинной, принимать меры к
объективному расследованию происшедшего с привлечением виновных к
ответственности. Перед дачей санкции на арест во всех случаях лично доп­рашивать
несовершеннолетних обвиняемых. Решение об отказе в санкции на арест с указанием
его мо­тивов излагать на постановлении об избрании меры пресечения или
в.отдельном документе, который подлежит приобщению к материалам уголовного
дела;

— не реже одного раза в квартал изучать практику избрания
меры пресечения в виде заключения под стражу с точки зрения законности и
обоснованности принимаемых решений. Особое внимание об­ращать на причины
оставления на свободе лиц, совершивших впоследствии новые тяжкие и особо тяж­кие
преступления, скрывшихся от следствия и суда или взятых судом под стражу при
вынесении приго­вора. По каждому факту необоснованного оставления на свободе
лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, принимать необходимые
меры;

— осуществляя надзор за раскрытием преступлений, и в первую
очередь тяжких и особо тяжких, акцентировать внимание на качестве и
своевременности проведения неотложных следственных дейст­вий по установлению и
закреплению следов преступления, получения и надлежащей фиксации доказа­тельств,
использования возможностей оперативно-розыскных мероприятий;

— обеспечивать немедленную проверку законности по каждому
случаю проведения обыска без санкции прокурора. По всем фактам незаконных
обысков либо незаконного изъятия предметов, заведо­мо не относящихся к делу,
принимать меры прокурорского реагирования;

— следить за недопустимостью использования доказательств,
полученных с нарушением уста­новленного законом порядка. Исключать из процесса
доказывания доказательства, полученные с нару­шением требований Конституции
Российской Федерации, уголовно-процессуального законодательства;

— с целью обеспечения объективности расследования приобщать
к материалам уголовного дела жа­лобы и заявления потерпевших, гражданских
истцов, их представителей, подозреваемых, обвиняемых, их защитников и
представителей, а также ответы должностных лиц о результатах проверки доводов
заявителей;

— в целях предупреждения принятия незаконных решений в
обязательном порядке проверять в хо­де расследования все уголовные дела.
Безотлагательно отменять постановления о приостановлении и пре­кращении дел,
если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения
преступников;

— давать согласие на освобождение лица от уголовной
ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим,
изменением обстановки, возможностью исправления несо­вершеннолетнего путем
применения принудительных мер воспитательного воздействия только после
тщательного изучения всех материалов, не ограничиваясь ознакомлением с
постановлением следователя или органа дознания. Выяснять доказанность факта
совершения преступления и соблюдение предусмот­ренных законом условий для
прекращения дела. Проверять, не является ли заявление потерпевшего 6
прекращении дела результатом незаконного воздействия;

— средствами прокурорского надзора добиваться повышения
ответственности руководителей следственных подразделений и органов дознания за
ненадлежащую реализацию своих процессуальных полномочий по осуществлению
контроля за законностью действий следователей и дознавателей, за ка­чеством
расследования и раскрытием преступлений;

— проверять, реализуют ли в полной мере возможности
процессуального взаимодействия следовате­лей и органов дознания. В соответствии
с Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной
деятельности» активно использовать предоставленное законом право давать
письменные указа­ния о проведении оперативно-розыскных мероприятий для
получения информации о лицах, совершивших преступления, местонахождении
похищенного или подлежащего аресту имущества, розыска скрывшихся обвиняемых и
подозреваемых, других обстоятельств, имеющих существенное значение для дела;

— проверять исполнение законов о мерах по установлению и
розыску лиц, совершивших престу­пления, по делам, приостановленным
производством на основании п.п. 1 и 3 ч.1 ст. 195 УПК РСФСР, не реже одного
раза в месяц. Анализировать причины и условия, способствовавшие уклонению
обвиняемо­го от следствия и суда, принимать необходимые меры к их устранению и
предупреждению;

— ежемесячно проверять достоверность статистических
показателей о состоянии преступности, следствия и дознания, соблюдение
учетно-регистрационной дисциплины, обеспечивать точное отраже­ние в
статистических отчетах данных о прокурорском надзоре за расследованием
преступлений, опера­тивно-розыскной деятельностью и на этой основе принимать
необходимые управленческие решения.

2. Не реже одного раза в полугодие анализировать состояние
прокурорского надзора за следстви­ем, дознанием и оперативно-розыскной
деятельностью с использованием материалов прокурорской практики, конкретных
уголовных дел. По результатам анализа принимать меры, направленные на улуч­шение
его организации.

В Приказе № 34 от 26.06.97 г. Генеральный прокурор
Российской Федерации приказал:

1. Пресечение и предупреждение организованной преступности
считать основным направлением деятельности органов прокуратуры в борьбе с
преступностью.

2. Особое внимание обращать на безусловное выполнение
законов, направленных на предупреж­дение преступности среди несовершеннолетних,
и прежде всего ее организованных форм. Обеспечивать соблюдение всех
процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков.
Принимать меры к охране их прав, предусмотренных действующим законодательством.

Активно использовать свои полномочия для правовой защиты
детства, предупреждения безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Принимая участие в совместной с другими
правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступностью,
сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемое™ и пресечении умыш­ленных
убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции,
незаконного обо­рота оружия и наркотиков.

Бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование
должностных лиц, оказавших содейст­вие криминальным структурам в преступной
деятельности.

4. Решительно противодействовать попыткам укрытия
преступлений от регистрации. Принимать все меры к обеспечению своевременного и
качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности
в работе следователей, прокуроров-криминалистов. Остро реагировать на
бездеятельность в установлении и розыске преступников, на факты необоснованного
приостановления и прекращения уголовных дел.

Расследование наиболее сложных и актуальных дел поручать
следственным подразделениям про­куратур субъектов Российской Федерации,
приравненных к ним военных и специализированных проку­ратур. В необходимых
случаях создавать по согласованию с руководителями правоохранительных органов
межведомственные следственные группы (бригады), включая их в состав работников
для проведе­ния оперативно-розыскной деятельности.

5. Анализ состояния преступности, условий и причин, ей
способствующих, производить не реже двух раз в год. По результатам анализа
принимать организационно-распорядительные решения, вносить предложения по
усилению борьбы с преступностью. О фактах, требующих вмешательства федеральных
органов законодательной исполнительной власти, безотлагательно сообщать в
Генеральную прокурату­ру Российской Федерации.

6. Работу по координации деятельности правоохранительных
органов в борьбе с преступностью прокурорам строить в соответствии с
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Положением о
координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Регулярно, не реже одного раза в квартал, проводить
координационные совещания руководителей ор­ганов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, органов федеральной службы налоговой полиции и
органов таможенной службы, с приглашением при необходимости на них
руководителей пред­ставительной (законодательной) и исполнительной власти,
судов и других заинтересованных ведомств.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ