11. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ :: vuzlib.su

11. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ :: vuzlib.su

12
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


11. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

.

11. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ

В соответствии со ст. 31 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации»: «осуще­ствляя уголовное преследование, органы
прокуратуры проводят расследование по делам о преступлени­ях, отнесенных
уголовно-процессуалъным законодательством Российской Федерации к их
компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить
подчиненному ему прокурору или следо­вателю расследование любого преступления».

В соответствии со ст. 1 вышеназванного закона прокуратура
осуществляет уголовное преследова­ние. Одним из способ реализации этого
направления деятельности прокуратуры является расследование преступлений, проводимое
следователями органов прокуратуры, а иногда и прокурорами.

Уголовно-процессуальный закон (ст. 126 УПК РСФСР)
разграничил подследственность преступ­лений между ведомствами, наделенными
правом производства предварительного следствия: прокурату­рой, МВД, ФСБ И ФСНП.

К исключительной подследственности следователей органов
прокуратуры закон отнес расследо­вание наиболее опасных и сложных преступлений,
таких как:

— преступления против жизни и здоровья (ст. 105—110, ч. 4
ст. 111, 120, 123, 124 УК РФ);

— преступления против свободы, чести и достоинства личности
(ст. 126, ч. 2 и 3 ст. 127 У К РФ);

— преступления против половой неприкосновенности и половой
свободы личности (ст. 131, 134, 135УКРФ);

— преступления против конституционных прав и свобод человека
и гражданина (ст. 136—149 УК РФ);

— умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст. 167
УК РФ);

— контрабанда (ст. 188УКРФ);

— преступления против общественной безопасности (ст.
209—212, 215—217, 227 УК РФ);

— преступления против здоровья населения и общественной
нравственности (ст. 235—239, УК РФ);

— экологические преступления (ст. 246—255 УК РФ);

— преступления против безопасности движения и эксплуатации
транспорта (ст. 263,269,270 УК РФ);

— преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272—274 УК
РФ);

— возбуждение расовой, национальной или религиозной вражды
(ст. 182 УК РФ);

— преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285—293
УК РФ);

— преступления против правосудия (ст. 294—296, 298—305, 309,
ч. 2 ст. 311 УК РФ);

— преступления против порядка управления (ст. 317, 318, 320,
321, 328 УК РФ);

— преступления против военной службы (ст. 332—352 УК РФ);

— преступления против мира и безопасности человечества (ст.
353—360 УК РФ);

— преступления, совершенные судьями, прокурорами,
следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции,
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов;

— преступления, совершенные в отношении вышеназванных лиц в
связи с их служебной дея­тельностью.

По делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а
также призванными на сборы во­еннообязанными, военными строителями, солдатами,
матросами, сержантами, старшинами, прапорщи­ками, мичманами и лицами
офицерского состава Федеральной службы безопасности Российской Феде­рации и
Службы внешней разведки Российской Федерации, а также гражданским персоналом
Вооруженных сил Российской Федерации в связи с исполнением ими служебных
обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения или военного
образовательного учреждения профессиональ­ного образования, предварительно
следствие производится следователями военной прокуратуры.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не
действуют общие органы расследова­ния, следователям военной прокуратуры по
решению Генерального прокурора Российской Федерации может быть поручено
производство расследования по уголовным делам о всех преступлениях, по кото­рым
в соответствии с уголовно-процессуальным законом предварительное следствие
обязательно.

Производство расследования другими следственными аппаратами
преступлений, отнесенных к исключительной компетенции органов прокуратуры, не
допускается. В то же время следователь проку­ратуры вправе проводить предварительное
следствие по любому уголовному делу. Следователи проку­ратуры, как и других
ведомств, имеют обширный арсенал правовых средств, обозначенных в
уголовно-процессуальном законе, для полного, объективного и всестороннего
расследования преступлений, изо­бличения преступников.

Следователи прокуратуры самостоятельны в принятии решений по
расследуемым ими уголовным делам, в выборе методики, тактики расследования, в
организации своей работы. Следователь прокурату­ры вправе давать поручения
органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по на­ходящимся
у него в производстве делам, о выполнении отдельных следственных действий, о
содействии в проведении следственных действий (например, обысков). Надзор за
законностью деятельности следо­вателей прокуратуры осуществляют соответствующие
прокуроры.

Иногда прокуроры лично или по их поручению подчиненные им
прокуроры проводят расследование преступлений в полном объеме. Решение
прокурора лично провести расследование может быть вызвано рядом обстоятельств: повышенной
общественной опасностью совершенного преступления, его особой ак­туальностью
для данного региона, недостаточной укомплектованностью кадрами следователей,
недоста­точным опытом и квалификацией подчиненных следователей для
расследования сложного уголовного де­ла и т.д. При производстве расследования
прокурор обладает теми же полномочиями, что и следователь. Надзор за
законностью расследования в такой ситуации должен осуществлять вышестоящий
прокурор.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТуризм сегодня
Следующая статьяПередмова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ