9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СУДЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ :: vuzlib.su

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СУДЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СУДЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

.

9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СУДЕ ПО УГОЛОВНЫМ
ДЕЛАМ

Организация прокурорского надзора в суде по уголовным делам
регулируется в приказе Гене­рального прокурора Российской Федерации № 82 от
24.11.98 г. «О задачах прокуроров, участвующих в рассмотрении судами уголовных
дел».

Генеральный прокурор Российской Федерации, в частности,
указал следующее. В связи с прово­димыми в стране преобразованиями,
направленными на формирование правового государства и системы правосудия,
основанной на общепризнанных демократических принципах, значительно возросла
роль и усложнились задачи прокуроров, участвующих в судебном разбирательстве по
уголовным делам, и пре­жде всего при поддержании государственного обвинения.

Участие прокурора в судебных стадиях уголовного процесса не
ограничивается уголовным пре­следованием. Государственный обвинитель должен
быть гарантом соблюдения прав и законных интере­сов лиц, вовлеченных в сферу
судопроизводства, в том числе жертв преступлений.

В условиях состязательного процесса объективность,
профессиональная грамотность прокурора при осуществлении обвинительной функции,
его активность в представлении и исследовании доказательств становятся решающим
фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Выполняя обязанности государственного обвинителя, прокурор
должен всемерно способствовать всестороннему исследованию обстоятельств дела,
правильному его разрешению, поддерживать обвине­ние лишь в меру его доказанности.

Участвуя в судебных стадиях уголовного судопроизводства,
прокурор руководствуется принци­пом верховенства закона. Это требует соблюдения
правовых предписаний прежде всего самим государ­ственным обвинителем, а также
возлагает на него обязанность реагировать на любые нарушения закона, чьи бы
интересы они ни ущемляли. Неправосудные судебные постановления должны быть
своевремен­но опротестованы.

Реализация стоящих перед участвующим в деле прокурором задач
требует укрепления корпуса го­сударственных обвинителей, повышения
ответственности руководителей прокуратур, отраслевых управлений и отделов за
улучшение деятельности прокуроров в судопроизводстве.

Генеральный прокурор Российской Федерации приказал:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к
ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур,
прокурорам городов и районов, иным территори­альным, военным и
специализированным прокурорам считать участие в рассмотрении судами уголов­ных
дел одним из приоритетных направлений в деятельности органов прокуратуры.

Принимать меры к постоянному совершенствованию
государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с
преступностью, а непосредственное участие в поддержании государст­венного
обвинения считать важнейшей служебной обязанностью прокурора.

Руководителям прокуратур личным участием в рассмотрении
судами уголовных дел подчеркивать высокую степень значимости этой работы.

2. Обеспечивать поддержание государственного обвинения,
помимо дел, рассматриваемых судом присяжных, по всем делам о тяжких и особо
тяжких преступлениях, по делам о преступлениях несовер­шеннолетних, а также в
тех случаях, когда участие прокурора признает обязательным суд. По осталь­ным
делам обвинение поддерживать исходя из их важности, сложности либо общественной
значимости и с учетом реальной возможности обеспечивать качественное участие
государственного обвинителя в судебном процессе.

3. Руководителям прокуратур назначать государственных
обвинителей заблаговременно. При этом учитывать характер, объем и сложность
дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому пору­чается поддержание
обвинения.

Обеспечивать активное участие прокуроров в исследовании
доказательств при судебном разбира­тельстве, повысить их личную ответственность
за правильность занимаемой позиции и соответствие ее результатам судебного
следствия, обоснованность заключений по всем возникающим при рассмотрении дела
вопросам, опротестование в кассационном порядке каждого незаконного или
необоснованного су­дебного постановления.

По наиболее сложным, многоэпизодным делам, с большим
количеством лиц, привлеченных к уго­ловной ответственности, решать вопрос о
создании группы государственных обвинителей. Распределять обязанности между
членами группы применительно к особенностям каждого конкретного дела.

В регионах, где действует суд присяжных заседателей, в
качестве государственных обвинителей назначать специально подготовленных
прокуроров, обладающих навыками ораторского мастерства.

Для участия в рассмотрении дел судами субъектов Российской
Федерации и приравненными к ним военными судами назначать прокуроров, как
правило, из числа работников республиканских, крае­вых, областных и
приравненных к ним прокуратур, а где созданы отделы государственных обвините­лей
— из работников этих отделов.

4. Прокурорам войсковых частей, транспортным,
природоохранным прокурорам и прокурорам по надзору за соблюдением законов в
исправительных учреждениях поддерживать государственное обви­нение в военных и
территориальных судах, за расследованием которых они осуществляли надзор.

5. Строго соблюдать принцип процессуальной самостоятельности
государственного обвинителя, позиция которого не связана с выводами
обвинительного заключения и должна быть основана на ре­зультатах исследования
обстоятельств дела в судебном заседании. Заключения и ходатайства прокурора
должны основываться на нормах права, быть аргументированными. В необходимых
случаях их следует представлять суду в письменной форме.

Неукоснительно следовать требованиям закона об отказе от
обвинения при отсутствии убедитель­ных доказательств вины подсудимого.

6. Государственным обвинителям при определении своей позиции
по вопросу назначения наказа­ния строго руководствоваться требованиями закона о
его соразмерности и справедливости с учетом ха­рактера и степени общественной
опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоя­тельств,
смягчающих и отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на
исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

7. Обеспечивать неуклонное исполнение требований закона об
опротестовании в кассационном по­рядке каждого незаконного и необоснованного
приговора, определения или постановления суда, для чего организовать работу
таким образом, чтобы ни одно дело, рассмотренное без участия государственного
об­винителя, не осталось без соответствующей проверки в кассационный срок.
Исходить из того, что обязан­ность принесения в вышестоящий суд кассационного
или частного протеста возлагается в первую очередь на государственного обвинителя,
а также на прокурора или его заместителя в пределах их компетенции.

Прокурор, принесший кассационный или частный протест, может
лично поддержать его. Если в суде кассационной инстанции по поручению
соответствующего прокурора участвует другой прокурор­ский работник, он не
связан доводами протеста и дает заключение, руководствуясь требованиями закона
и своим внутренним убеждением, основанным на материалах дела. При отсутствии
основания для под­держания протеста до его рассмотрения судом прокурор,
участвующий в кассационном рассмотрении дела, уведомляет об этом прокурора,
принесшего протест.

Всем территориальным прокурорам, военным и иным
специализированным прокурорам по вопро­сам, возникающим в практике обеспечения
участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и опротестования
неправосудных судебных постановлений, поддерживать постоянное взаимодействие.

8. Улучшить качество кассационных и частных протестов,
обращая особое внимание на строгое соответствие закону и материалам дела
приводимых в них доводов, конкретность и аргументирован­ность позиции по делу.

Обеспечивать участие в суде прокурора, как правило, по всем
делам, рассматриваемым в кассационном порядке, их своевременное и тщательное
изучение с учетом доводов, содержащихся в жалобах и протестах.

9. Не допускать поверхностного, формального отношения к
разрешению жалоб на судебные постанов­ления, вступившие в законную силу.
Проверку жалоб проводить, как правило, с истребованием уголовных дел и
составлением мотивированных заключений с учетом изложенных в них доводов.
Аргументированное сообщение о принятом решении своевременно отправлять
заявителю. Решение об отказе в опротестовании приговоров, определении и
постановлений судов, вступивших в законную силу, в республиканских, крае­вых,
областных и приравненных к ним прокуратурах принимать руководителям этих
прокуратур.

Незаконные и необоснованные судебные постановления
опротестовывать в порядке надзора либо входить с представлением об
опротестовании к вышестоящему прокурору, имеющему право принесения протеста.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ