Статья 1 :: vuzlib.su

Статья 1 :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 1

.

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия
есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления.

2. Наименования Российская
Федерация и Россия равнозначны.

Комментарий к статье 1

1. Статья 1 имеет важнейшее
значение, ибо она дает определение Российской Федерации, перечисляя ряд ее
важнейших признаков, конкретизируемых в ряде дальнейших статей этой главы и
всей Конституции.

Российская Федерация —
демократическое государство. Это видно из общепризнанных политических и иных
прав граждан, о которых говорится в ст. 2 и 6, которые излагаются во многих
статьях последующих глав, из перечня форм народовластия — непосредственного и
представительного (ст. 3), а также местного самоуправления (ст. 12), из признания
идеологического и политического плюрализма, многопартийности (ст. 13), из
многих статей последующих глав.

Российская Федерация есть
федеративное государство. Это конкретизируется затем в положениях о
суверенитете Российской Федерации, верховенстве ее Конституции и законов на
всей территории России и т.д. (ст. 4), о составе равноправных субъектов
Российской Федерации и основах федеративного устройства (ст. 5), о единстве
гражданства Российской Федерации (ст. 6), органах государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между
федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации (ст. 11).

Российская Федерация есть
правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой
буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь
принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее
путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который
законодатели принимают произвольно. Правовое государство не есть просто
государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право
как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру
свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и
практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и
т.п. Идея господства права в жизни общества и государства — это современный
этап тысячелетних поисков сверхисточника для государственного нормотворчества.
Его видели то в божественной воле, то в воле народа, то в экономическом базисе
и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком
объективных потребностей на язык закона.

Идея господства права выражается
в гл. 1 Конституции Российской Федерации в том, что государство не создает, не
дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч. 2
ст. 17), а только признает их, соблюдает и защищает их носителя — человека, его
права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и
гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство,
становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную
службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их
контролем.

Республиканская форма правления
характеризуется отсутствием монарха — обычно наследственного главы государства
— и наличием власти у избираемых народом органов. Исторический опыт России
привел к тому, что монархия нередко понимается как самодержавие, абсолютизм. Но
вопрос сложнее. Демократические режимы многих современных парламентарных
конституционных монархий (Великобритании, Нидерландов, Бельгии, Швеции, Японии и
др.) вряд ли предпочтительнее тоталитарных политических режимов многих
«республик» (Ирака, Сирии, в прошлом СССР, Румынии и др.).

Некоторые важнейшие
характеристики Российской Федерации, которые, как и уже названные, еще
предстоит полностью оправдать на деле, не «попали» в ст. 1
Конституции. Прежде всего это определение Российской Федерации как социального
государства — оно дано в ст. 7 (см. комментарий к ней). Российская Федерация
охарактеризована как светское государство в ст. 14 Конституции (см. комментарий
к ней). Многие демократические государства «многосторонне»
охарактеризованы не в разных статьях, а в их главных конституционных
определениях. Так, Франция, согласно ст. 2 ее Конституции, является
«светской и социальной Республикой», «ФРГ есть демократическое и
социальное федеративное государство» (ст. 20 Основного закона ФРГ). То же
самое мы встречаем в конституциях земель ФРГ. Бавария является государством
свободным, т.е. республикой (ст. 1), народным (ст. 2), правовым, культурным и
социальным (ст. 3). Свободный ганзейский город Гамбург есть демократическое и
социальное правовое государство (ст. 3) и т.д.

Определения России как
социального и светского государства не были включены в текст ст. 1 Конституции
Российской Федерации, так как во время подготовки ее проекта многие политики и
ученые совершенно неосновательно усматривали в термине «социальное
государство» остаток коммунистической идеологии, а не необходимый признак
современного либерального и демократического государства. Термин «светское
государство», вероятно, был сочтен не настолько важным, чтобы включить его
в ст. 1. Но единая сводная конституционная характеристика российского
государства, конечно, охватывает все эти его свойства.

2. В части 2 комментируемой
статьи наименования Российская Федерация и Россия определены как равнозначные,
т.е. как синонимы. В том же смысле в преамбуле и в ст. 59 употреблены слова
«Отечество» и «Родина». Разумеется, вне конституционной
терминологии эти слова могут иметь иные смысловые оттенки. Например, наша
страна была Россией и до превращения в федерацию.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяБухобслуживание
    Следующая статьяО. КОНТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ