Статья 14 :: vuzlib.su

Статья 14 :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 14

.

Статья 14

1. Российская Федерация —
светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения
отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к статье 14

1. Статья определяет Российскую
Федерацию как светское государство. Это означает: отсутствие какой-либо
церковной власти над органами государственной власти; отсутствие исполнения
церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие
обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание
государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и т.п.
как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от
финансирования расходов какой-либо церкви. Эти и другие правила этого рода
входят в понятие светского государства. Определив Российскую Федерацию как
светское государство, Конституция тем самым устанавливает эти положения. Вместе
с тем в понятие светского государства входит и ряд его признаков, прямо
указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их этих статей. Это
запрещение разжигания религиозной розни (ст. 13), ненависти или вражды (ст.
29), свобода совести (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от отношения к религии, религиозных убеждений, принадлежности к
религиозным общественным объединениям и запрещение любых форм ограничения прав
и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (см. 19), недопущение
принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от
них (ст. 29). Светскому характеру демократического государства, в котором
человек, его права и свободы, в том числе свобода совести (ст. 28), являются
высшей ценностью, признаваемой и защищаемой государством, не противоречит и
право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой
(ст. 59) по религиозным мотивам.

Светский характер присущ и многим
другим высокоразвитым демократическим правовым государствам. Иногда это
выражается прямо, как, например, в ст. 2 Конституции Франции: «Франция
является… светской… Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом
всем гражданам, независимо от… религии. Она уважает все верования». В
иных случаях это говорится описательно; так, в Конституции США первая поправка
(1791 г.) гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих
какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание…»
Светским государством является и Турция (ст. 2 ее Конституции 1982 г.), где подавляющее большинство населения — верующие мусульмане.

В некоторых других государствах,
где, как и в России, светский характер государства сочетается с явным
преобладанием одного из вероисповеданий среди верующих граждан, конституции
фиксируют оба эти обстоятельства, однако не называя государство светским.
Конституция Италии устанавливает: что граждане равноправны без различия религии
(ст. 3), что все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом
(ч. 1 ст. 8). Вместе с тем она содержит раздельные положения о католической
церкви и иных церквях: о том, что государство и католическая церковь независимы
и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере, а их отношения регулируются
Латеранскими договорами (ст. 7), что некатолические вероисповедания имеют право
создавать свои организации согласно своим уставам, поскольку они не
противоречат итальянскому правовому порядку, а их отношения с государством
определяются законом на основе соглашений с органами, представляющими эти
вероисповедания (ч. 2, 3 ст. 8).

Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует индивидам и сообществам свободу идеологии, религии и культов без
ограничений в их проявлениях, кроме ограничений, необходимых для охраняемого
законом общественного строя. Никто не должен заявлять о том, какой идеологии,
религии или веры придерживается. Никакое вероисповедание не является
государственным; публичные власти только принимают во внимание существующие
вероисповедания и поддерживают отношения с католической церковью и прочими
религиозными общинами.

Это происходит и в некоторых
странах с преобладанием среди религиозного населения православных христиан.
Так, Конституция Болгарии 1991 г. устанавливает: свободу вероисповеданий,
отделение религиозных организаций от государства, запрет на использование
религиозных общностей и организаций, как и религиозных убеждений, в политических
целях (ч. 1, 2, 4 ст. 13) и на образование политических партий на религиозной
основе (ч. 4 ст. 11). В литературе отмечается, что последнее предписание имеет
в виду турецко-мусульманское меньшинство в этой стране. Но вместе со всем этим
установлено, что «традиционной религией в Республике Болгарии является
восточноправославное вероисповедание» (ч. 3 ст. 12).

Конституция Греции,
демократически решая вопрос о свободе совести и религий, о равноправии религий,
в явном противоречии с этим устанавливает: «Господствующей в Греции
религией является религия восточно-православной церкви Христовой» (ст. 3).

В некоторых других
демократических странах подобным образом устанавливаются государственные
официальные или традиционные религии, количественно преобладающие, но не
ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Такое положение
занимают, например, англиканская церковь в Великобритании, евангелическая — в
Скандинавских странах, мусульманская — в Египте, иудейская — в Израиле и т.д.

Есть и государства, где
государственная религия господствует безраздельно. Таковы, например, некоторые
мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Но даже в тех странах, где
никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или
хотя бы традиционной (ФРГ, Япония и др.), нередко одна из существующих церквей
проявляет стремление создать для себя предпочтительное, преобладающее положение
в общегосударственном или региональном масштабе. При этом используется не
только многовековая традиция значительной части населения, но и полуофициальная
поддержка со стороны властей.

Часть 1 ст. 14 Конституции
Российской Федерации запрещает признание какой бы то ни было религии характера
государственной или обязательной. По-видимому это означает и недопустимость
установления для какой бы то ни было религии ограничивающих или унижающих
правил. Исторический опыт России, в котором наряду с традициями религиозной
свободы и веротерпимости имели место и государственный характер православной
религии, и неравноправие религиозных верований и церквей, и преследования на
религиозной почве (даже христианских сект), и огромные по своему размаху
гонения на все церкви, террор против духовенства и верующих во времена
коммунистического «воинствующего безбожия», и использование властями
церкви и религии в своих интересах, и т.д. — убедительно доказывает
необходимость сохранения и усиления светского характера государства, свободы
совести, равноправия религий и церквей.

Эта проблема сохраняет свое
значение еще и потому, что иногда имеют место попытки противопоставить религии
друг другу, поставить некоторые из них в неравноправное положение вопреки
Конституции и законам России. Таковы, например, выступления части православного
духовенства против того, чтобы в Москве, являющейся столицей для всех народов и
всех верующих любых вероисповеданий России, на Поклонной горе в мемориале,
воздвигаемом в честь всех граждан нашей страны, погибших за Родину в годы
Великой Отечественной войны, наряду с православной церковью строились и храмы
ряда других конфессий.

Точно так же противоречат
светскому характеру государства, свободе совести, равноправию религий и церквей
попытки административными мерами властей защищать «традиционные массовые
религии» от «зарубежной религиозной экспансии», ограничить проникновение
в страну иностранных религиозных миссионеров (хотя ст. 62 ч. 3 Конституции
Российской Федерации устанавливает равноправие иностранцев и граждан Российской
Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом, для чего в
условиях светского государства, свободы совести и равноправия религий не может
быть оснований вероисповедного характера).

Никакие устремления клерикального
характера несовместимы с конституционными правами человека и гражданина и
светским государством.

2. Провозглашенные в ч. 2 ст. 14
отделение религиозных объединений от государства и равенство этих объединений
перед законом — важнейшие принципы вполне развитого светского государства. Они
осуществлены также в США, Франции и многих других странах.

Отделение религиозных объединений
от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего это взаимное
невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной
стороны, и государства, его органов и должностных лиц, с другой. Государство
нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не
вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в
законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на
них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не
вмешиваются в государственные дела, не участвуют в деятельности политических
партий, в выборах органов государства и т.п.

Но определенные формы
взаимодействия между ними существуют. Государство в соответствии с законом
охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную
деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и
социальной жизни общества.

Эти общественные отношения
урегулированы Конституцией и Законом от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» (ВВС РСФСР, 1990, N 21, ст. 240).

Отделению религиозных объединений
от государства противоречат: организация богослужений в государственных
учреждениях и государственных предприятиях, участие государственных должностных
лиц в качестве таковых (а не в качестве частных лиц, обычных верующих) в
религиозных церемониях, помещение в них предметов религиозной символики,
финансирование деятельности религиозных объединений, строительства храмов и
т.п. за счет государственных средств, попытки сформировать какое-либо отношение
к религии или преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных
заведениях. В частности, Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» запрещает государственным служащим использовать
свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды
отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры
религиозных объединений. В негосударственных учреждениях, предприятиях, школах
и т.п. все это возможно (СЗ, 1995, N 31, ст. 2990).

Тот же Закон конкретизирует
конституционное положение о равенстве религиозных объединений перед законом. Ни
одна религия, церковь или иное религиозное объединение не пользуется никакими
преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с
другими. Поэтому любые проявления подобных тенденций незаконны.

О некоторых вопросах применения
судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия см.
постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ