Статья 20 :: vuzlib.su

Статья 20 :: vuzlib.su

17
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 20

.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее
отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры
наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении
обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных
заседателей.

Комментарий к статье 20

1. Право человека на жизнь —
основополагающее право, естественное и неотъемлемое. Провозглашая это право,
Международный пакт о гражданских и политических правах отмечает, что оно есть
«неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто
не может быть произвольно лишен жизни» (п. 1 ст. 6).

В Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривается, что «никто не
может быть намеренно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора,
вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом
предусмотрено такое наказание». При этом Конвенция не рассматривает как
совершенное в нарушение данной статьи такое лишение жизни, которое явилось
результатом применения силы, «не более чем абсолютно необходимой» для
защиты любого лица от противоправного насилия; для осуществления законного
ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; в
случае действий, предусмотренных законом для подавления бунта или мятежа.

Право на жизнь имеет каждый — от
рождения до самой смерти. Установление временных и биологических границ жизни
представляет собой сложную проблему, над которой в течение многих лет работали
ученые и практики самых разных специальностей и которая в разное время получала
различное разрешение. Нынешний уровень медицинской науки позволил записать в
ст. 9 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (ВВС РФ, N 2, ст. 62), что заключение
о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга.
Этим критерием должны руководствоваться, в частности, медицинские работники,
решая вопросы, связанные с необходимостью продолжения или прекращения лечения,
с ампутацией тех или иных органов и т.д.

Наличие у человека права на жизнь
не означает, что у него есть и юридическое право на смерть. Более того, история
свидетельствует о том, что желание человека уйти из жизни, как правило,
встречало осуждение со стороны общественного мнения, церкви и даже государства.
Можно сказать, что на таких же позициях остается и действующее российское
законодательство (ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан. — ВВС РФ, 1993, N 33, ст. 1318), запрещая медицинскому
персоналу даже в случае тяжелой и мучительной болезни пациента удовлетворять
его просьбы об ускорении смерти какими-либо действиями или средствами. Конечно,
нельзя не видеть у такого законодательного решения и других причин — стремления
исключить случаи отказа врачей от оказания больному медицинской помощи, расправ
с людьми под видом удовлетворения их просьб об эвтаназии и т.д.

Право на жизнь обеспечивается
комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции, так и в отраслевом
законодательстве.

Во-первых, это — конституционные
гарантии, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека,
государственную поддержку малообеспеченных граждан и иные гарантии социальной
защиты: право не подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или
наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам; право частной
собственности; право на труд в условиях безопасности и гигиены, за
вознаграждение не ниже установленного федеральным законом минимального размера
оплаты труда; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на охрану
здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду и т.д.
(см. комментарии к соответствующим статьям). Эти гарантии получают свою
конкретизацию и развитие в законодательных и иных правовых актах, определяющих
содержание тех или иных прав, а также организационные, финансовые и др. условия
их реализации.

Во-вторых — правовые нормы,
определяющие границы применения опасных для жизни и здоровья людей препаратов,
орудий, механизмов, физической силы. Речь идет, в частности, о таких законах,
как УК, УПК, КоАП, Закон о милиции, Закон о внутренних войсках МВД Российской
Федерации, Закон об оружии, Закон об оперативно-розыскной деятельности, Закон
об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации, Правила
дорожного движения и др.

К третьей группе относятся меры
ответственности, установленные за действия, причиняющие вред жизни и здоровью
человека или создающие опасность причинения такого вреда. Наибольшее число этих
мер закреплено в УК, нормы которого предусматривают ответственность за
убийство, причинение опасных для жизни телесных повреждений, поставление в
опасность и оставление в опасности, а также за преступления, посягающие на
жизнь не конкретных граждан, а населения страны, региона, местности.

2. Допуская возможность лишения
жизни человека лишь в связи с исполнением наказания в виде смертной казни,
Конституция устанавливает, что, во-первых, эта мера наказания является
исключительной, а во-вторых, применяется она временно, «впредь до ее
отмены». В связи со вступлением в феврале 1996 г. в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную
казнь, а до принятия такого законодательного решения воздерживаться от
исполнения вынесенных смертных приговоров. Конституция предусматривает также
ряд условий, при соблюдении которых эта мера наказания может иметь место: 1)
она должна быть установлена только федеральным законом; 2) основанием для ее
применения может быть лишь совершение лицом особо тяжкого преступления против
жизни; 3) лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое может быть
назначена смертная казнь, обеспечено право на рассмотрение его дела судом с
участием присяжных заседателей. По смыслу Конституции, отсутствие хотя бы
одного из перечисленных условий делает применение смертной казни недопустимым.

Федеральное уголовное
законодательство предусматривает также дополнительные условия, при которых
применение смертной казни невозможно. Согласно ч. 2 ст. 23 УК не могут быть
приговорены к смертной казни женщины, лица, не достигшие до совершения
преступления 18-летнего возраста, а также мужчины старше 65 лет.

Такая регламентация оснований и
условий применения смертной казни в значительной мере соответствует
рекомендациям, принятым на этот счет органами мирового сообщества (см.:
Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1984/50 от 25 мая 1984 г. «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни». — Сборник
стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения
преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992, с. 253-254). Что же
касается тех рекомендаций, которые не получили прямого закрепления в нашем
законодательстве, то и они в той или иной мере реализуются на практике. В
частности, по делам, по которым осужденным было назначено наказание в виде
смертной казни, во всяком случае — даже при отсутствии жалобы, исходящей от
самого осужденного, — обеспечивается проверка приговора вышестоящим судом и
рассмотрение вопроса о возможности применения помилования.

В УК нет специального определения
особо тяжкого преступления против жизни, поэтому при установлении того, за
какое из преступлений может быть в законе предусмотрено наказание в виде
смертной казни, нужно исходить из нескольких посылок: 1) это преступление должно
быть указано в ст. 7-1 УК в числе тяжких преступлений, 2) оно должно иметь в
качестве основного или дополнительного объекта жизнь человека (как преступления
против жизни должны рассматриваться не только те, которые предусмотрены в гл. 3
Особенной части УК, но и такие преступления, как террористический акт (ст. 66,
67), посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника (ст.
191-2), посягательство на жизнь военнослужащего, сотрудника органа внутренних
дел или иного лица при исполнении ими обязанностей по охране Государственной
границы Российской Федерации, а также на жизнь членов их семей (ст. 191-5),
терроризм (213-3) и др.), 3) это преступление должно быть умышленным.
Действующим УК возможность применения смертной казни предусматривается,
впрочем, и за ряд преступлений, не связанных с посягательствами на жизнь или
связанных с ними не во всех проявлениях: измена Родине (ст. 64), шпионаж (ст.
65), организационная деятельность, направленная к совершению особо опасных
государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации (ст.
72), бандитизм (ст. 77), действия, дезорганизующие работу ИТУ (ст. 77-1),
изнасилование (ст. 117). Суд, однако, не вправе, исходя из ч. 2 ст. 20
Конституции, назначать лицу, осуждаемому за какое-либо из этих преступлений,
наказание в виде смертной казни.

Новый УК Российской Федерации от
13 июня 1996 г. привел регламентацию применения смертной казни в соответствие с
Конституцией, предусмотрев возможность такого наказания лишь за пять видов
преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля;
посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное
расследование; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа;
геноцид.

Конституция, специально не
оговаривая, приговором какого суда обвиняемому может быть назначена смертная
казнь, требует, чтобы при этом ему было обеспечено право на рассмотрение дела
судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных в Российской Федерации
был учрежден Законом Российской Федерации от 16 июля 1993 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР»,
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях» (ВВС РФ, N 33, ст. 1313). Он
рассматривает дела, отнесенные согласно ст. 36 УПК к подсудности областных,
краевых и приравненных к ним судов. В их числе и дела о преступлениях, за
которые может быть назначено наказание в виде смертной казни.

В настоящее время названный
Закон, однако, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации N 5451/1-1 от 16 июля 1993 г. введен в действие не в полном объеме,
вследствие чего суды присяжных созданы и действуют лишь на территории 9
субъектов Российской Федерации (Ставропольского, Алтайского и Краснодарского
краев, Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской, Ульяновской и Ростовской
областей). С учетом этого обстоятельства и в соответствии с п. 6 раздела
второго Конституции на территориях других субъектов Российской Федерации
сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел, т.е.
судом в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей либо
в составе трех профессиональных судей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ