Статья 28 :: vuzlib.su

Статья 28 :: vuzlib.su

16
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 28

.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода
совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в
соответствии с ними.

См. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий»

Комментарий к статье 28

Комментируемая статья включает в
себя несколько важных понятий, нуждающихся в разъяснении. Прежде всего речь
идет о свободе совести, которая с 1936 г. и до настоящего времени понимается как отношение человека к религии, включающее в основном право иметь
религиозные или атеистические убеждения. Представляется, что понимание свободы
совести как свободы выбора между религией и атеизмом основано на недоразумении.
Российская Федерация есть светское, а не атеистическое государство. Не имея
государственной религии и не придерживаясь государственной атеистической
политики, государство не может ставить своих граждан перед дилеммой между верой
и неверием, тем самым противопоставляя их друг другу.

Суть вопроса состоит в признании
государством наличия в обществе многообразных мировоззренческих позиций и
убеждений, не всегда сводимых к идеологии и политике и охватывающих науку,
культуру, религию и т.д. Поэтому свобода совести равнозначна свободе убеждений
и мировоззрений, не имеющих политико-идеологического содержания. В Конституции
прямо не сформулировано «право на убеждения», но запрещается
принуждение к выражению убеждений или отказу от них (ч. 3 ст. 29).

Свобода вероисповедания
понимается в комментируемой статье как однопорядковое «свободе
совести», но не как равнозначное ей. Это связано прежде всего с
религиозным многообразием, исторически сложившимся на территории России.
Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также
различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют
собой конкретные вероисповедания. Приобщение человека к конкретному
вероисповеданию составляет реализацию свободы вероисповедания. Содержание
исповедания любого вероучения раскрывается в ч. 2 ст. 17 Закона РСФСР от 25
октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» (ВВС, 1990, N 21, ст.
240).

Свобода вероисповедания включает
право человека в признаваемом им вероучении исповедовать свою веру
индивидуально или совместно с другими. Слово «религия» в данной
статье является тождественным слову «вера». Индивидуальное или
совместное с другими исповедание веры представляет собой совершение религиозных
обрядов по правилам, изложенным в конкретном вероучении. Право же не
исповедовать никакой религии к вероисповеданию отношения не имеет. Свобода
выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения принадлежит людям
не только в пределах вероисповедания, но охватывает вообще все человеческие
убеждения.

Чтобы свобода выбирать и иметь
религиозные и иные убеждения не оставалась только провозглашенным лозунгом,
комментируемая статья предусматривает и возможность совершения конкретных
действий в соответствии с избранными убеждениями. К таким действиям могут быть
отнесены: распространение религиозных и иных убеждений непосредственно или
через средства массовой информации, миссионерская деятельность, дела милосердия
и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническая
деятельность (монастыри, скиты и прочее), паломничество и иная деятельность,
определяемая соответствующими вероучениями. Данные виды религиозной
деятельности указаны в ч. 2 ст. 17 Закона применительно к религиозным
объединениям.

Однако Конституция решила этот
вопрос иначе, указав, что право действовать в соответствии со своими
религиозными убеждениями гарантируется каждому, причем индивидуально или
совместно с другими, а не только религиозным объединениям или лицам в составе
таких объединений. Этот аспект должен быть учтен при приведении законодателем
Закона «О свободе вероисповеданий» в соответствие с требованиями ст.
28 Конституции, а также в правоприменительной практике. Дело в том, что
вероисповедание не исчерпывается совершением религиозных обрядов на основе
правил конкретной религии. Вероисповедание есть прежде всего совершенно
определенный образ жизни людей. Верующий человек старается каждый свой день
прожить в согласии со своим вероучением, в том числе и соблюдая его обрядность.
Поэтому, конечно, к числу действий в соответствии со своими убеждениями должны
быть отнесены как связанные с совершением обрядовой стороны вероучения, так и
вытекающие из него, а в некоторых предусмотренных законом случаях и действия,
не имеющие конфессиональной основы.

Прежде всего это относится к
праву на альтернативную гражданскую службу, предоставляемому не только верующим
(ч. 3 ст. 59 Конституции, ч. 2 ст. 7 Закона). Предусмотренная ст. 14 Закона для
органов государственной власти возможность объявлять дни больших религиозных
праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями могла бы быть
снабжена дополнительным указанием и на возможность верующего просить о замене
праздничного для него дня другим рабочим днем.

Следует отметить важное для
правоприменительной деятельности обстоятельство: права и свободы,
предусмотренные комментируемой статьей, не могут быть ограничены даже в
условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции).

Некоторые статьи Закона «О
свободе вероисповеданий» текстуально и по смыслу не соответствуют
Конституции. Так, комментируемая статья не пользуется термином
«атеистические» убеждения, содержащимся в ст. 3 Закона, говоря лишь
об «иных» убеждениях. Смысловое несоответствие Конституции данного
Закона состоит в том, что «иные» убеждения представляют собой
убеждения как таковые, включая и религиозные. Если понимать свободу совести не
как выбор между вероисповеданием и атеизмом, а как право человека иметь любые
убеждения, то под свободой совести нужно понимать исключительно свободу
убеждений (мировоззрений).

Необходимо также отметить, что ч.
4 ст. 8 Закона, провозглашающая отделение атеистических общественных
объединений от государства, имеет пропагандистский характер и не находит опоры
в Конституции и действующем законодательстве. В Российской Федерации все без
исключения общественные объединения граждан отделены от государства, в том
числе и атеистические.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ