Статья 134 :: vuzlib.su

Статья 134 :: vuzlib.su

58
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 134

.

Статья 134

Предложения о поправках и
пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент
Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской
Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской
Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной Думы.

Комментарий к статье 134

Вопрос о конституционных поправках
и пересмотре Конституции занимает существенное место практически во всех
Конституциях. Это объясняется ускоряющимся темпом политического, правового,
социально-экономического развития государства, борьбой общественных сил вокруг
актуальных проблем жизни и деятельности своего народа, необходимостью
восполнять пробелы, исправлять недостатки, устранять погрешности в тексте
Конституции и т.п.

В России ряд политических
движений заявляют о своем намерении конституционным (или даже
неконституционным) образом добиваться изменения системы государственных
органов, ограничения полномочий Президента Российской Федерации или даже
ликвидации этого звена в аппарате государственной власти, изменения
социально-экономических предписаний Конституции, ограничения или даже отмены
положений о частной собственности и т.д. Обсуждаются предложения о внесении
изменений в федеративное устройство России (уменьшение числа субъектов
Российской Федерации, в частности путем их укрупнения, например путем слияния
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект федерации;
расширение полномочий федеральных или региональных органов государственной
власти и др.). Возникла и потребность включить в Конституцию ряд положений,
более полно регулирующих организацию гражданского общества.

Наряду с этим существует и
необходимость в обеспечении стабильности Конституции, в том, чтобы, насколько
возможно, решать возникающие проблемы этого рода с помощью толкования
Конституции, издания конституционных и текущих федеральных законов и т.д.
Именно поэтому Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает ряд гарантий конституционной стабильности. Она предусматривает довольно сложный
порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.

Прежде всего это выражается в
ограничении круга субъектов права вносить предложения о поправках и пересмотре
положений Конституции. Это Президент Российской Федерации, Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа
численностью не менее 1/5 полного законного состава одной из палат Федерального
Собрания.

Это не значит, что граждане
совершенно отстранены от возможности постановки этого вопроса. Они могут ее
осуществить через своих представителей в Совете Федерации и Государственной
Думе, через Президента и Правительство, осуществляя свое конституционное право
(ст. 33) обращаться индивидуально и коллективно в государственные органы. Но
даже отдельные депутаты не обладают правом такой специальной законодательной
инициативы: его имеют только группы в составе не менее 20 процентов состава
одной из палат (т.е. 36 членов Совета Федерации, 90 депутатов Государственной
Думы). Этого права не имеет и исполняющий обязанности Президента Российской
Федерации; ему это запрещает (наряду с некоторыми другими действиями) ст. 92
Конституции Российской Федерации.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ