В. Применение права :: vuzlib.su

В. Применение права :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


В. Применение права

.

В. Применение права

1. В период варварских правд действовал личный принцип
применения права: где бы данный человек ни проживал, он мог требовать, чтобы
его судили по тому праву, к которому он принадлежал» по рождению.

Традиция эта шла еще от тех времен, когда франк судился по
франкским законам, римлянин — по римским и т. д.

Начиная с Х-Х1 веков личный принцип действия права уступает
место территориальному: зато каждая провинция обзаводится собственным правом.

2. Весьма бурные дискуссии вызывал у средневековых юристов
вопрос о том, должны ли законы применяться во всех случаях по их буквальному
содержанию или это применение может корректироваться разумом, совестью или в
зависимости от обстоятельств. Вопрос этот сделался очень актуальным. В начале
XIV века король Франции возбудил преследование против тамплиеров. Они
обвинялись в ереси, но дело было в том, что тамплиеры были богаты, а король
нуждался в деньгах. Пытки вырвали у некоторых рыцарей ордена признание.
Последовали осуждение, казни, конфискации.

В Англии, где орден имел свои отделения, пытка применена не
была, ибо английские законы ее исключали, а потому не было и признания. Тогда
римский папа выступил (в 1310 году) с толкованием, что по отношению к еретикам
не может быть ни соблюдения законов, ни принятых гарантий. То был открытый
призыв к нарушению права в видах политической целесообразности. Эта изуверская
доктрина, исходившая от верховного толкователя религии и права, причинила
страшный вред. Обвиненный был уже виновен потому, что подозревался, его лишали
средств защиты.

Просвещение принесло с собой провозглашение иных начал, но
еще далеко не их победу.

Спиноза скажет в своем «Богословско-политическом
трактате»: «Неправосудие есть отнятие у кого-нибудь под видом права
того, что ему следует на основании истинного толкования законов».

Монтень в своих знаменитых «Опытах»
противопоставит римским полководцам Октавию и КЭтону, готовым «скорее
подвергнуть свое отечество крайним опасностям, чем оказать ему помощь, нарушив
законы», спартанского-царя Агеси-лая, который, потерпев поражение и
оставшись без войска, приказал на одни сутки остановить действие закона, чтобы
дать возможность бежавшим с поля боя вернуться в строй (без этого они должны
были считаться преступниками). Кто из них прав?

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ