Глава четырнадцатая. Арабский халифат. Феодальное государство и право в Китае и Японии ::...

Глава четырнадцатая. Арабский халифат. Феодальное государство и право в Китае и Японии :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава четырнадцатая. Арабский халифат. Феодальное
государство и право в Китае и Японии

.

Глава четырнадцатая. Арабский халифат. Феодальное
государство и право в Китае и Японии

1. Социальные отношения в Аравии в VI-VII веках н. э., то
есть накануне магометанской (исламистской) реформации, были очень сложными. На
большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, ярко
проявлявшиеся в родовой связи членов общества, кровной мести, общем владении
землей и т. д. В то же время выделилась и окрепла родовая знать. Широкое
распространение получают торговля и ростовщичество, существуют довольно крупные
города.

Крестьянское население, жившее сельскими общинами, равно как
и основная масса скотоводческих племен, противилось переходу земли в частную
собственность, стояло на позициях социального равенства. Особую ненависть
вызывали богатые торговые города.

В этой обстановке получает распространение учение, которое в
религиозной форме провозглашало несправедливость, сосредоточение власти в руках
родовой знати, признавало формальное равенство свободных людей, связанных новой
религией (независимо от принадлежности к племени), и намечало выход из
социального кризиса путем завоеваний, осуществляемых под флагом религиозной войны.

Новая религия — ислам, — образовавшаяся из христианских,
иудейских и иных элементов, привлекала к себе еще и тем, что ограничивала
обложение населения сравнительно небольшим взносом, в размере одной сороковой
части недвижимого имущества.

Провозвестником, «пророком» ислама стал Мухаммед
(умер в 632 г.). С превращением ислама в господствующую религию Мухаммед
сделался фактическим главой всей Аравии, а его родственники и ближайшие
сподвижники выделились в особую привилегированную прослойку арабского общества.

Начиная с первой половины VII века объединенная Аравия
переходит к массовым завоеваниям. Используя ослабление своих ближайших соседей
Византии и Ирана, арабы захватывают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран,
распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и
Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием
Арабского халифата. Центром ее сделался город Багдад.

На новые земли переселилась значительная масса аравийского
населения. Арабская знать, не порывая с рабовладением, стала быстро
феодализироваться, приобретая имения и крепостных.

Большая же часть завоеванных земель была превращена в
государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне были обязаны уплатой
поземельной подати как наследственные арендаторы.

Духовным и светским главой государства являлся халиф.
Соединение в одном лице высшей светской и церковной власти представляет важную
особенность халифата, придающую ему характер феодально-теократического
государства.

Среди высших чиновников государства первое место
принадлежало визирю. Важное значение приобретают так называемые диваны —
канцелярии.

Во главе областей стояли назначенные халифом эмиры. С
началом феодального распада халифата многие из них превратились в независимых
феодальных властителей.

Во главе селений и городов находились поставленные
правительством шейхи.

2. В первый период халифата право и религия сливались
воедино. Основным источником права признавался Коран, священная книга
мусульман. Его автором считается Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем
— шариа. Соответственно с тем мусульманское право получило название
«шариата» (прямой путь). Помимо религиозных предписаний, шариат
заключает в себе нормы уголовного, гражданского и процессуального права.

Дополнением к Корану служили и служат сборники преданий о
судебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских
законоведов. В тех случаях, когда в писаном праве имелся пробел, дозволялось
прибегать к старому обычному праву — адату.

Система мусульманского права является принципиально иной по
сравнению, например, с системой римского права, и вообще она менее разработана,
чем последняя. Правовые, религиозные, этические нормы, хотя и различаются по
содержанию, не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс.

Подтверждая государственную собственность на землю, шариат
предоставляет главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только
на праве владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось
при этом сдавать землю в аренду непосредственному производителю-крестьянину,
обязанному уплатой феодальной ренты.

Со второй половины УШ века в халифате появляется условное
землевладение, родственное западноевропейскому бенефицию. По мере развития
феодальных отношений эти земли, равно как и другие земельные владения,
находящиеся в руках феодальной знати, превращаются в частную собственность.

Система обязательств мусульманского права отличается большой
разработанностью.

Обязательства из договоров распадаются на две группы.
Решающим моментом, отграничивающим одну группу договоров от другой, является
наличие или отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки.
К первой группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены,
займа, найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры
товарищества, поклажи, поручения.

Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в
правиле, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а
также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная
вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она
ему не подходит, и пр.).

В области семейных отношений мусульманское право исходит из
безусловного преобладания мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь
четырех законных жен и неограниченное число наложниц.

Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении
брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть
мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в
общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены.

Развод по мусульманскому праву сравнительно легко
осуществим, но не для женщины.

Большой разработанностью отличается мусульманское
наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению
не более чем одной третью имущества.

Завещатель вправе назначить душеприказчика, которому
поручается осуществление фактического раздела наследства (дело нередко весьма
сложное, поскольку закон требовал пропорционального распределения имущества
между всеми законными наследниками).

Специфической чертой мусульманского наследственного права
является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства
наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат,
следуемых по долгам умершего.

Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для
его уголовно-правовой части, является учение о покорности судьбе, о
недопустимости сопротивления существующему строю, поскольку он освящен богом и
Мухаммедом, о греховности чувства зависти к богатым и т. д.

В силу этого правонарушение, посягающее на господствующий правопорядок,
объявляется одновременно с тем преступлением против веры, а преступление против
веры рассматривается как преступление против государства.

По характеру ответственности преступления делятся шариатом
на два вида: те, за которые виновный должен ответить своим телом или своей
жизнью, и те, которые он может искупить уплатой штрафа.

К первому виду преступлений относятся кража и разбой
(влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое
(наказуемое смертной казнью) и др.

Ко второму виду преступлений относятся главным образом
убийство — умышленное и неосторожное, а также всевозможные случаи причинения
увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам
убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Однако они могут и
простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить
соответствующий денежный выкуп.

Если убийство произошло не на священной земле и не во время
священных месяцев, выкуп должен был состоять из 100 верблюдов и 12 тысяч
диргемов деньгами.

За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере,
за убийство неверного — в размере одной трети.

За нанесение ран сумма выкупа соответственно уменьшалась.
Если соглашения о выкупе не было достигнуто или уплатить его оказывалось для виновника
и его родственников невозможным, потерпевший или его ближайший наследник
прибегали к кровной мести. Требовалось, чтобы они действовали тем же оружием,
каким действовал виновный, и причинили ему такое же ранение, какое получил
потерпевший.

Сосредоточив основное внимание на самом преступнике, шариат
отказывается от наказания соучастников преступления, если они выступали в роли
укрывателей или попустителей.

Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они
назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших
необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций,
им поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства,
выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и пр.

Процессуального права в строгом смысле слова шариат не
знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком
судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного
делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением
одного: каким бы сложным ни было дело, кадий доджей был решить его в один день.

Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания
и свидетельские показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только
мужчины. Иноверцы не могли свидетельствовать против мусульманина.

Кадий не был связан в оценке доказательств, он мог
прекратить дело в любой стадии. Он мог вынести решение о наказании плетьми
недобросовестного истца.

С УШ века Арабский халифат как единое государство начинает
распадаться. Возникает независимый Египетский халифат, в Испании — до ХШ века —
Кордовский халифат (впоследствии ликвидированный).

В XI веке турки-сельджуки завоевывают Багдад и кладут тем
самым конец Багдадскому халифату.

3.Формирование феодальных отношений началось в Китае еще до
новой эры. Процесс этот был несколько заторможен существованием так называемой
надельной системы. Законом о государственных наделах, изданным во второй
половине Ш века н. э., вся земля была объявлена государственной. Крестьянскому
двору предоставлялось два надела: один обрабатывался им для себя, другой — для
государства.

Пахотная земля, переданная в надел, была изъята из оборота,
то есть не могла продаваться и покупаться. Она возвращалась государству в
случаях, когда обрабатывавший ее крестьянин терял трудоспособность и по
достижении им 70-летнего возраста.

За надел крестьянин уплачивал государству налог зерном и
домашней промысловой продукцией, привлекался к трудовой и воинской повинностям.
Переход крестьян был очень стеснен.

Сохраняя верховную собственность на землю, государство
передавало определенную совокупность крестьянских наделов во владение
феодальным фамилиям и верхам чиновничества. Некоторые такие наделы могли
переходить по наследству, хотя государство сохраняло по отношению к ним право
изъятия.

Надельная система требовала строгого учета крестьянских
доходов. С этой целью крестьянское население страны было поделено на особые
административные единицы: пять дворов — двадцать пять дворов — сто двадцать пять
дворов. Во главе каждого подразделения стоял старшина. Он распределял наделы,
собирал налоги, следил за поведением своих подчиненных и пр. Низшее звено
подчинялось высшему.

Система эта с течением времени менялась в своих
подробностях, но суть ее — неусыпный надзор и пресечение всего, что не
разрешено, — оставалась.

Существование надельной системы сдерживало, но не могло
остановить развития частного феодального землевладения. Так как закон не
удавалось отменить, его обходили. К VIII веку число крестьян, плативших налоги
государству, уменьшилось в пять раз. Настолько же возросло число крестьян,
обязанных повинностями частным лицам.

В конце концов правительство оказалось не в состоянии
сдерживать напор частного землевладения. Законами 763 и 780 годов надельная
система была отменена. Земельные приобретения феодалов были фактически
легализованы. Открылись широкие возможности дальнейшего роста помещичьих
хозяйств. Типичной формой ренты становится испольщина (половина урожая
принадлежала помещику).

В городах феодальное развитие нашло свое выражение в
образовании ремесленных цехов и купеческих гильдий так же, как и в Европе.

4. В 1628 году в Китае разгорелось пламя крестьянской войны.
Восставшие захватывали помещичьи земли, предавали смерти угнетателей. В 1644
году восставшие взяли столицу страны Пекин. Последний император династии Мин
повесился в отчаянии, династия пала.

В страхе перед восставшими китайские феодалы заключили союз
с маньчжурами. Под ударами маньчжурских армий крестьяне потерпели поражение.
Овладев страной, маньчжуры установили над ней свое господство (маньчжурская
династия была устранена только в 1911 году).

Маньчжуры произвели перераспределение земельного фонда
Китая. Новыми собственниками китайской земли сделались глава государства —
император (богдыхан), его родственники, князья. Солдаты и офицеры маньчжурской
армии получали наделы соответственно своему положению.

Оставив в общем нетронутым государственный строй китайской
монархии, маньчжуры сделали замещение всех важных должностей привилегией одних
завоевателей. Чиновничество (как и прежде) было поделено на девять рангов,
связанных строгим чинопочитанием и субординацией.

Для каждого из этих разрядов была установлена особая одежда,
особый образ жизни. В европейской литературе китайских чиновников называли
обыкновенно «мандаринами» (от слова «мандар»-управлять).

Китайское феодальное право отличалось особой устойчивостью.
Его основные нормы сохранялись в течение веков.

Огромную роль в формировании и применении китайского права
сыграло учение Конфуция, ставшее официальным мировоззрением китайского народа.
Отступление от конфуцианских правил морали и поведения признавалось тяжелым
преступлением.

В соединении с культом предков, привязывавшим крестьянина к
земле, хранившей прах его дедов и отцов, учение Конфуция освящало и закрепляло
наличные общественные отношения. Одним из основных положений конфуцианства,
глубоко проникших в право, считалось безусловное и строгое подчинение младшего
старшему: детей — родителям, солдата — начальнику, народа — императору и его
чиновникам.

В Китае не раз предпринимались большие работы по кодификации
права. Среди них отметим только большой свод законов Танской империи (VII в.).

5.Феодальные отношения, в течение многих веков
господствовавшие в Японии, настолько сходны с европейскими — и это при полном
отсутствии связей, — что само по себе это кажется «чудом».

Пример японского феодализма является, позволю себе заметить,
убедительным свидетельством правильности марксистской исторической концепции
происхождения и сущности феодальных общественных отношений вообще. Если
возможно, чтобы у столь разных народов, к тому же разделенных огромными
пространствами, развились и существовали столь схожие (даже в подробностях)
общественные отношения, значит, имеется определенная закономерность в истории,
и ее надо искать не в климате, не в религии, не в цвете кожи, а в том, что
может быть действительно общим для всех, — в развитии производительных сил
общества.

В Японии существовало фактическое прикрепление крестьян к
земле, продуктовая и денежная ренты, отработки. Система пятидворок связывала
крестьян круговой ответственностью.

В городах существовали цехи и гильдии. И так же, как,
например, в Германии, они регламентировали не только производство, но и частную
жизнь своих членов.

Японский феодальный класс состоял из двух основных сословий
— полунезависимых от центральной власти князей (даймьо) и мелкого дворянства,
известного под названием «самураев».

Самураи были в массе своей мелкими землевладельцами, многие
же из них, особенно к началу буржуазного развития Японии, существовали на
доходы, которые давала торговля или интеллигентная профессия, а главным образом
военная служба.

Самураи были сплоченным сословием. Они крепко держались за
свои привилегии. Последние простирались настолько далеко, что предоставляли
самураю право безнаказанного убийства любого ремесленника или купца, если
последние не выказывали ему достаточного почтения.

Во главе Японии стоял император. Власть его, однако, была
призрачной. Начиная с 1603 года фактическим управителем государства становится
узурпатор — сегун («верховный главнокомандующий»), которым сделался
глава феодального рода Токугава. Самый же сегунат как режим возник намного
раньше, в 1192 году.

6.Японское феодальное право развивалось под сильным влиянием
китайского и так же, как это последнее, было проникнуто конфуцианскими
моральными догмами. Оно не проводило достаточно четкого разграничения (как и
китайское право) между уголовным преступлением, гражданско-правовым деликтом и
даже просто неисполнением обязательства. Неспособность выплатить взятый у
ростовщика долг могла в такой же степени служить основанием для уголовной
ответственности, как и кража, так как в обоих этих случаях имело место
недопустимое, с точки зрения конфуцианства, нарушение моральной обязанности.

Японский феодальный свод «ста законов» (1742 г.)
заключал в себе основные нормы гражданского, уголовного и процессуального права
без сколько-нибудь определенного разграничения.

Пользоваться сводом могли одни только специально
приставленные к нему чиновники (три человека). Считалось, что законы, особенно
уголовные, должны сохраняться в тайне. В официальной теории отношение человека
к писаному праву выражалось формулой: «следует выполнять, но не
знать»(!). И в этом случае руководствовались старинными китайскими
правилами нравственности, исходившими из представления, что преступник скорее
отважится на злодеяние, если он будет знать, что ему не грозит смертная казнь.

Государственной идеологией, как и в Китае, было
конфуцианство: из него черпали нормы права, нравственности и религии.
Подчинение вассала сюзерену, жены — мужу, детей — родителям было доведено до
крайней меры: вассал, убивший сюзерена, жена — мужа, дети — родителя,
предавались казни независимо от обстоятельств.

В феодальной Японии не существовало ни юристов, ни
юридической науки. Не удивительно, что, столкнувшись с европейским правом,
японцы с трудом переводили французские или немецкие правовые термины.
«Обязательство» стало толковаться как «право делать»
что-либо, или «воздерживаться от действий». А английская
«свобода» (liberty) стала переводиться китайским термином, означавшим
«произвол», «своеволие».

Ни политическая, ни экономическая жизнь феодальной Японии не
нуждалась в такого рода терминологии и как-то обходилась без науки права
вообще. Странно, но так было!

Подведем некоторые итоги. Феодальное государство
представляло собой организацию класса феодальных собственников, созданную в
целях эксплуатации и подавления крестьян. В одних странах мира оно возникло в
качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (Византия,
Китай, Индия и др.), в других странах, в том числе у всех германцев и славян, —
с разрушением родового строя, с гибелью первобытнообщинных отношений.

Существование феодальных производственных отношений имеет
своей предпосылкой господство натурального хозяйства и — что с этим связано —
низкое, рутинное состояние техники.

Непосредственный производитель наделяется землей и орудиями
труда. Отсюда необходимость в личной зависимости крестьянина от помещика,
обязанность работать на него, нести повинности (поземельные, личные),
подчиняться его суду.

Обеспечение прямой власти помещика над крестьянином в целях
принуждения его к труду на помещика — такова основная задача, стоявшая перед
феодальным государством. Оно было, таким образом, организацией, направленной
против порабощенного производящего класса.

Господствующий класс в целом и каждая его часть в
отдельности — духовенство, дворянство — представляли собой более или менее
замкнутые группы людей, наделенные закрепленными в законе привилегиями.
Важнейшими из этих привилегий были право собственности на землю, владение
крепостными, монополия на власть. Сословное деление общества, будучи выражением
фактического и формального неравенства людей, сопровождалось установлением
особого юридического места в государстве для каждого класса.

Отношения между феодалами в Европе строились на основе
вассальной зависимости. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие,
меньшие, — в качестве вассалов. Сеньоры давали вассалам землю и гарантировали
им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и
некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали
специфическую феодальную иерархию, связывавшую господствующий класс воедино:
вассал одного сеньора был в то же время сеньором по отношению к своим
собственным вассалам и т. д. Вассалитет облегчал задачу подавления крестьян,
поскольку на нем основывалась вся система феодального ополчения и феодальных
дружин.

Основным антагонистическим противоречием феодального
общества было противоречие классовых интересов феодалов и крестьян.

Упорная и ожесточенная борьба крестьян против своих
угнетателей пронизывает всю историю феодальных государств. Высшей формой этой
борьбы явились массовые крестьянские восстания.

С зарождением и развитием буржуазных производственных
отношений и формированием сословия горожан феодальное государство стало
осуществлять наряду с подавлением крестьян как главной задачей подавление
многочисленного городского плебейского населения в интересах патрицианской
верхушки городов.

Типичной и, безусловно, преобладающей формой феодального
государства явилась монархия. Феодальная республика была характерна для тех
сравнительно немногих средневековых городов, которые сумели освободиться от
власти сеньоров и стать в той или иной степени самостоятельными, а также для
некоторых городских общин северной Италии, сложившихся в независимые
государства в результате специфических условий итальянской истории (Флоренция,
Венеция и др.). Городские республики существовали в Германии (Ганза), в России
(Новгород).

Феодальное общество прошло в своем развитии три главных
периода: период формирования феодальных отношений (раннефеодальное
государство); период расцвета феодальных отношений; период разложения
феодализма и созревания буржуазных производственных отношений — последний
период в истории феодального общества.

Несколько особый путь развития прошли, как мы видели,
феодальные государства Востока — Китай, Арабский халифат, Япония. Присущие им
особенности не колеблют, однако, их основной сущности как феодальных
государств.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ