Метод регулирования :: vuzlib.su

Метод регулирования :: vuzlib.su

85
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Метод регулирования

.

Метод регулирования

Имущественные отношения составляют предмет не только
гражданского, но и ряда других отраслей права, в частности налогового,
бюджетного и др. По этой причине ГК, подобно Кодексу 1964 года, вынужден
прибегнуть помимо предмета к еще одному индивидуализирующему признаку
гражданского законодательства — методу регулирования. Гражданско-правовой метод
основан на равенстве участников отношений. Соответственно в ГК (п. 3 ст. 2)
предусмотрено, что гражданское законодательство не применяется к налоговым и
другим финансовым и административным отношениям, а также к любым другим
имущественным отношениям, построенным на административном или ином властном
подчинении одной стороны другой. Особенность названных отношений в отличие от
гражданских состоит не только в том, что в них участвует в качестве стороны
действующий от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального
образования орган, наделенный властными функциями, но и в том, что он проявляет
присущие ему властные функции в данном конкретном правоотношении.

Таким образом, отношения финансового органа с собственником
дома по поводу неуплаты последним налога на имущество регулируются финансовым
(административным) правом. Однако отношения тех же сторон по поводу аренды
финансовым органом помещения у собственника дома составляют предмет
гражданского законодательства.

Наряду с «равенством» существуют еще два признака
гражданско-правового метода. Имеются в виду автономия участников гражданского
правоотношения и их имущественная самостоятельность.

Первый признак означает способность лица свободно
формировать свою волю. Смысл второго выражается в возможности самостоятельно распоряжаться
принадлежащим лицу имуществом.

Степень автономии и имущественной самостоятельности может
быть различной. Наиболее широкой она оказывается у граждан (в частности,
граждан-предпринимателей), акционерных либо иных хозяйственных обществ и
товариществ. Значительно ограничена автономия воли и имущественной
самостоятельности у государственного или муниципального предприятия, чье
имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту
Федерации либо муниципальному образованию. Наконец, существенно урезанными
являются эти признаки у государственного либо муниципального учреждения или
казенного предприятия, которые в соответствии со ст. 296 ГК могут владеть,
пользоваться и распоряжаться своим имуществом только в установленных законом пределах,
при этом лишь в соответствии с целями своей деятельности и заданиями,
определенными для них собственником и назначением имущества.

Применяя метод в качестве одного из двух критериев для
разграничения отношений, регулируемых гражданским законодательством, с одной
стороны, и административно-финансовым — с другой, ГК, в отличие от Кодекса 1964
года, допускает, как это было сделано и Основами 1991 года, случаи, при которых
нормы гражданского законодательства распространяются на отношения, построенные по
методу «власть и подчинение». Это возможно, если существует на этот
счет прямое указание в законодательстве. Примером такого рода исключений могут
служить отношения, которые возникают при обращении участников гражданского
оборота, в том числе и предпринимателей, к органу государственной власти или к
самому государству (Российской Федерации, субъекту Федерации или муниципальному
образованию) с требованием о возмещении вреда, причиненного действиями самого
органа или его должностных лиц при исполнении ими обязанностей в области
административного управления. Возможность использования ГК применительно к
такого рода отношениям расширилась. Имеется в виду ст. 13, которая допускает
признание судом недействительными актов государственного органа или органа
местного самоуправления.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ