Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления :: vuzlib.su

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления :: vuzlib.su

81
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного
управления

Унитарные государственные и муниципальные предприятия с еще
более узким, чем право хозяйственного ведения, правом оперативного управления
на переданное им собственником-учредителем имущество получили наименование
казенных. Необходимость в появлении такой разновидности унитарных предприятий
обусловлена наличием организаций, действующих хотя и в качестве
производственных предприятий-несобственников, но по сути от имени государства в
целом и в его интересах. Поскольку направляющее их деятельность государство
должно соответственно взять на себя и определенную ответственность за них перед
другими участниками оборота, такие предприятия не нуждаются в предоставлении им
широких прав на находящееся у них имущество, причем не только недвижимое, но и
движимое, включая готовую продукцию. Таковы, например, государственное
производственное объединение «Гознак», предприятия связи, некоторые
оборонные предприятия и т. п. Число их сравнительно невелико и все без исключения
такие организации находятся в федеральной государственной собственности.
Установление дополнительной ответственности их учредителя-собственника по их
долгам является неизбежным следствием наличия у них ограниченного права
оперативного управления на закрепленное за ними имущество государства (пп. 4 и
5 ст. 115 ГК), что вызывается также необходимостью охраны интересов других
участников имущественного оборота.

Имущественный статус казенных предприятий в этом смысле схож
с положением госбюджетных учреждений, хотя они, конечно, не финансируются по
смете, а имеют самостоятельный баланс и получают известные доходы от
результатов своей деятельности. Поэтому считать их «хозяйственными
учреждениями государства» было бы весьма неточным. Однако с учетом субсидиарной
ответственности федерального государства по их долгам закон не предъявляет к их
уставному капиталу таких же жестких требований, как к уставному капиталу
унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения.

Казенное предприятие согласно прямому указанию п. 1 ст. 115
ГК может быть создано только на базе федерального имущества по решению
Правительства РФ и в случаях, прямо предусмотренных законом о государственных и
муниципальных унитарных предприятиях. Они реорганизуются и ликвидируются также
исключительно по решению федерального правительства (п. 6 ст. 115 ГК).
Соответственно этому утратили силу как противоречащие закону правила п. 11
Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года N 1003 «О реформе государственных
предприятий», рекомендовавшие создание казенных предприятий на базе
имущества, принадлежащего субъектам Федерации и муниципальным образованиям.

Что касается данного Указа в целом, то в отсутствие
названного специального закона он сохраняет силу только в части, не
противоречащей правилам ГК. В частности, не могут считаться действующими
абсурдные правила этого акта о ликвидации с правопреемством (ср. п. 1 ст. 61 ГК
и п. 7 Указа), о ликвидации за счет учредителя, а не имущества ликвидируемого
предприятия (ср. пп. 3-5 ст. 63 ГК и п. 6 Указа) и др.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ