Фонды :: vuzlib.su

Фонды :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Фонды

.

Фонды

Фонды — относительно новый вид юридических лиц, успевший
широко распространиться в нашем имущественном обороте, несмотря на отсутствие
сколько-нибудь развитой правовой базы (а возможно, и благодаря этому
обстоятельству). В отсутствие строгого деления юридических лиц на коммерческие
и некоммерческие организации многие фонды активно занялись предпринимательской
деятельностью, на которую эта юридическая конструкция никак не рассчитана. В
связи с многозначностью термина «фонд» и наличием многообразных
организаций, действующих под этим наименованием, ГК в п. 1 ст. 118 определяет
понятие фонда лишь для целей правового регулирования имущественного оборота, то
есть в качестве юридического лица.

Фонд — некоммерческая организация, не основанная на членстве
его участников (учредителей). Эти последние не только не обязаны участвовать в
его деятельности, но и лишены возможности прямо участвовать в управлении ее
делами. Вместе с тем фонд является собственником своего имущества, на которое у
его участников отсутствуют какие бы то ни было имущественные права (п. 3 ст.
48, пп. 3 и 4 ст. 213 ГК).

Следовательно, учредители (участники) фонда вынуждены
доверять его органам во всем, что касается надлежащего использования имущества
фонда. Фонд же должен преследовать в своей деятельности исключительно
социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно
полезные цели. Поэтому для контроля за деятельностью органов фонда введены
обязательные требования создания его попечительского совета, осуществляющего
постоянный контроль за деятельностью фонда и его должностных лиц (п. 4 ст. 118
ГК), и публичного ведения фондом своих имущественных дел (п. 2 ст. 118 ГК). В
уставе фонда обязательно должны содержаться сведения о цели его деятельности и
об органах фонда, включая попечительский совет. Там же устанавливается порядок
назначения и освобождения должностных лиц фонда (например, с обязательного
согласия или утверждения попечительского совета). При отсутствии таких условий
фонд не подлежит регистрации.

Участниками фонда (или его учредителями, то есть первыми
участниками) могут быть как граждане, так и юридические лица, а также
публично-правовые образования. Они не несут ни дополнительной, ни какой-либо
другой ответственности по долгам фонда, а он не отвечает по обязательствам
своих участников.

Имущественная база фонда составляется за счет взносов его
учредителей и пожертвований (даров) любых других лиц. Поскольку фонд не имеет
фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено
участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно, так и через
создаваемые для этих целей хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной
или с дополнительной ответственностью), в которых он может быть и единственным
участником и учредителем. Однако непосредственная предпринимательская
деятельность фонда подвергается целевым ограничениям (п. 2 ст. 118 ГК). Она
должна полностью соответствовать общественно полезным целям деятельности фонда
и быть необходимой для их достижения. Фонд не получает общей правоспособности,
как коммерческая организация (п. 1 ст. 49 ГК). Создаваемые фондом хозяйственные
общества (или общества, в которых он участвует) являются обычными коммерческими
организациями. Однако полученный от участия в них доход фонд может использовать
лишь для основных целей своей деятельности и не вправе распределять его между
учредителями. Таким образом, имущественная деятельность фонда носит строго
целевой характер.

Для контроля за деятельностью фонда и соблюдением ее
целевого характера закон вводит особые требования по изменению его устава. Ведь
такие изменения могут существенно изменить статус фонда помимо воли его
учредителей. Поэтому органы фонда могут самостоятельно вносить в устав
изменения только в том случае, если такая возможность закреплена в самом
уставе, то есть предусмотрена заранее его учредителями. Если же такое указание в
уставе фонда отсутствует, изменения в него могут вноситься только в судебном
порядке, то есть под строгим государственным контролем. В этом проявляется
особый характер деятельности фондов, преследующих общественно полезные цели, а
не интересы их учредителей или должностных лиц.

Возможна и такая ситуация, при которой сохранение устава в
неизменном виде влечет неблагоприятные последствия, извращающие, по сути, цели
деятельности фонда, а уполномоченные на то лица не вносят в него изменений
(либо сам устав, утвержденный учредителями, не предусматривает такой
возможности). В этих случаях для сохранения общественно необходимой
направленности деятельности фонда внести изменения в его устав может суд по
заявлению органов фонда (например, его попечительского совета) либо
контролирующих органов (прокуратуры, налоговой инспекции и т.д.), что прямо
предусмотрено абз. 2 п. 1 ст. 119 ГК.

Отмеченный выше особый характер деятельности фонда
проявляется и в его ликвидации (п. 2 ст. 119 ГК). Основания ликвидации фонда
определены законом (в том числе ГК), а не его уставом. Фонд может быть
ликвидирован только в судебном порядке. Все это исключает возможность
самоликвидации фондов по решению их учредителей или должностных лиц, что
направлено на исключение возможных злоупотреблений. К числу главных оснований
ликвидации фондов отнесены невозможность достижения целей его создания либо
уклонение от этих целей в своей деятельности. Закон допускает и банкротство
фонда. При ликвидации фонда остаток его имущества после расчетов с кредиторами
не подлежит распределению ни между учредителями или участниками фонда, ни между
его должностными лицами (п. 3 ст. 119, п. 4 ст. 213 ГК), а направляется на
цели, предусмотренные его уставом и соответствующие задачам создания фонда.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяТуризм сегодня
Следующая статьяПередмова

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ