3. Особенности расследования авиационных происшествий :: vuzlib.su

3. Особенности расследования авиационных происшествий :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


3. Особенности расследования авиационных происшествий

.

3. Особенности расследования авиационных происшествий

Видами авиационных происшествий являются: 1) поломки
самолета, обнаруженные на стоянке: 2) летное происшествие, не повлекшее за
собой гибель людей и разрушение самолета; 3) авиакатастрофа, повлекшая гибель
людей и разрушение или повреждение самолета. Поломки самолета, обнаруженные на
стоянке При расследовании явно умышленных поломок проверяются прежде всего
версии: а) о времени поломки; б) об использованных орудиях; в) о лицах,
совершивших поломку; г) о целях и мотивах преступления. Для проверки
вышеуказанных версий в неотложном порядке производятся осмотр поврежденного
самолета, места его стоянки и прилегающей местности, ремонтной мастерской или
площадки для регламентных работ, а также выемка и осмотр документов,
относящихся к ремонту и техническому осмотру самолета. Проводится также допрос
свидетелей из состава охраны, технического персонала и экипажа самолета, обыск
в целях обнаружения орудий поломки, проведение технической и трасологической
экспертиз, а также оперативно-розыскные мероприятия в целях обнаружения орудий
преступления и установления виновных. При обнаружении поломок, причина которых поначалу
не ясна (случаи поломки двигателя в результате попадания в него посторонних
предметов, засорения входного отверстия трубки приемника воздушного давления,
заклинивания тяг рулей управления, установка неисправных приборов и др.),
данных для немедленного возбуждения уголовного дела бывает недостаточно.
Указанные поломки могут быть умышленными, неосторожными, и случайными.
Например, посторонние предметы (гайка, отвертка, мелкие камни) могут быть
умышленно подброшены во всасывающее сопло двигателя, могут оказаться в
двигателе по неосторожности обслуживающего персонала и, наконец, попасть туда
случайно (например, при посадке самолета на грунтовой аэродром). В первую
очередь проверяются версии о причине поломки. Выясняется, может ли произойти
данная поломка при нормальной работе узлов и агрегатов самолета, например,
может ли данный предмет при определенных условиях был занесен потоком воздуха в
реактивный двигатель, не нарушал ли кто-либо из членов экипажа и обслуживающего
персонала правил производства ремонтных или регламентных работ, правил
эксплуатации и технического осмотра самолета, могли ли выявленные нарушения
вызвать данную поломку. Проверяются также версии о времени и орудиях поломки и
ее виновнике путем осмотра самолета, места стоянки и прилегающий местности,
осмотра документов, характеризующих техническое состояние самолета, допроса
членов экипажа и лиц из обслуживающего технического состава, а также путем
проведения оперативно-розыскных мероприятий. Летное происшествие, не повлекшее
гибель людей и разрушение самолета Если поломка, обнаруженная во время полета,
не затрагивает органы управления и устойчивости самолета, взлетно-посадочных
устройств, не приводит к взрыву или пожару и если имеется возможность
произвести вынужденную посадку на ближайшем аэродроме или на подходящей
площадке вне аэродрома (случаи отказа в работе двигателя, радиотехнических
средств, пилотажно-навигационных приборов, средств сигнализации и др.), то
расследование облегчается, поскольку имеются свидетели из состава экипажа и пассажиров,
сохранились вещественные доказательства и запись радиообмена («черный
ящик»). В плане расследования предусматривается проверка версий о причине
вынужденной посадки, характере, причинах и времени поломки. Для выяснения
причины вынужденной посадки следует установить: какие агрегаты или узлы
самолета отказали во время полета; какие поломки были обнаружены в воздухе: не
были ли замечены какие-либо неисправности самолета или ненормальности в работе
агрегатов и узлов перед полетом; какие принимались меры по устранению этих
недостатков. В качестве первоочередных мероприятий для поверки указанных версий
проводится осмотр самолета, места вынужденной посадки, взлетно-посадочной
полосы, выемка и осмотр технической и летной документации, в том числе
магнитофонной ленты с записью радиообмена между экипажем и
командно-диспетчерским пунктом, допрос свидетелей из состава экипажа,
пассажиров, обслуживающего технического персонала, охраны и руководства
полетами, судебно-техническая экспертиза, допрос подозреваемого. Авиакатастрофа,
повлекшая гибель людей и разрушение или повреждение самолета К данной группе
авиационных происшествий относятся: случаи пожара или взрыва самолета в
воздухе; столкновение самолета с различными преградами при взлете и посадке:
падение самолета в результате потери управления или отказа в работе двигателя;
разрушение самолета в воздухе по причине конструктивных недостатков (например,
случаи флаттера, когда самолет в воздухе разваливается на части) или в
результате турбулентности в районе крупных грозовых фронтов; столкновения
самолетов при полете ночью или в сложных метеорологических условиях; разрушение
самолета при посадке и взлете в результате неисправности взлетно-посадочных
устройств. При расследовании авиакатастрофы проверяются прежде всего версии о
ее непосредственной (технической) причине, которой может быть: — неправильная
организация полетов и неудовлетворительная предполетная и предварительная
подготовка экипажа к полету: -нарушения в управлении и руководстве полетами
(игнорирование правил безопасности полетов, поверхностный анализ метеоусловий и
несвоевременная информация экипажа об изменении воздушной обстановки и погоды,
неверные решения и действия при оказании помощи экипажам в условиях
усложнившейся обстановки полета и др.); -нарушение правил техники пилотирования
и недисциплинированность летчиков (потеря высоты и скорости полета,
неправильный расчет посадки, невыполнение команд руководителя полетами и др.);
-неудовлетворительное обеспечение полетов: инженерно-авиационное (плохая подготовка
к полетам авиатехники); штурманское (плохая разработка маршрутов полета и
мероприятий по обеспечению безопасности полета); медицинское (допуск к полетам
с заболеваниями, переутомлением, без предварительной тренировки, нарушения
предполетного режима); радиотехническое (неисправности аппаратуры и др.);
аэродромно-техническое (отсутствие освещения взлетно-посадочной полосы и
сигнальных огней, прекращение работы радиоприводов и системы обеспечения слепой
посадки и др.); метеорологическое (неправильное определение силы и скорости
ветра, состояния и прогноза погоды, несвоевременная информация об угрожающих
метеоусловиях на маршруте полета и др.); -отказ в работе отдельных агрегатов и
узлов самолета (двигателя, органов управления и устойчивости, взлетно-посадочных
устройств, пилотажно-навигационных приборов и др.); -непредвиденные
усложнившиеся метеорологические условия и другие случайные причины:
-болезненное состояние пилота (неожиданные приступы боли, например, почечная
или печеночная колика, сосудистый коллапс, алкогольное опьянение, состояние
похмелья и др.); -применение взрывчатых и самовоспламеняющихся веществ.
Проверяются также версии о причине отказа в работе отдельных агрегатов и узлов
самолета, времени и месте их поломки, причине неудовлетворительной подготовки
экипажа к полету, плохого обеспечения полетов и т.д., а также о виновниках. Для
проверки указанных версий необходимо в неотложном порядке организовать поиск и
осмотр частей разрушенного самолета, места его падения и окружающей местности,
осмотр трупов, выемку и осмотр технической и медицинской документации,
назначить судебно-медицинскую и авиатехническую экспертизу, допросить
свидетелей-очевидцев катастрофы. Осмотр места происшествия и трупов. Объектами
осмотра в зависимости от характера и последствий происшествия могут быть: место
падения или вынужденной посадки самолета вне аэродрома и прилегающая местность,
поврежденный (разрушенный) самолет либо его отдельные части, взлетно-посадочные
полосы и местность от аэродрома до ближней радиоприводной станции, а также
трупы погибших членов экипажа и пассажиров. Перед выездом на место катастрофы
необходимо связаться с диспетчером аэропорта и выяснить обстоятельства
происшествия, характер полетного задания, состав экипажа, количество
пассажиров, время нахождения самолета в воздухе и содержание последних
радиосообщений экипажа, получить сведения о том, какие спасательные меры
приняты и кто из авиаспециалистов выехал на место происшествия. Необходимо
также дать указание опечатать ленту с записью радиопередач экипажа, журнал
радиообмена командной радиостанции, а при необходимости и другие документы. При
стальное внимание необходимо уделить созданию и работе по исковых групп. В
состав этих групп, кроме авиаспециалистов, включается значительное число лиц,
не имеющих отношения к авиации (местных жителей, военнослужащих и др.). Эти
лица, как правило, вовсе не знают деталей самолета и не умеют с ни ми правильно
обращаться при обнаружении, они просто могут не обратить на них внимания. В
этой связи важно провести подробный инструктаж членов поисковых групп с
разъяснением, какие детали и где искать, как обращаться с ними в случае
обнаружения, какие признаки зафиксировать, как упаковать найденные вещественные
доказательства и сохранить для дальнейшего исследования. Начинать осмотр
следует с объектов, которые раньше других могут подвергнуться изменениям в
результате спаса тельных и восстановительных работ, и с объектов, результаты
осмотра которых могут оказать влияние на эффективность осмотра других объектов.
Выемка и осмотр документов. Вопросы конструирования, производства, испытания,
ремонта и эксплуатации авиационной техники, организации, подготовки и
обеспечения полетов, характера полетных заданий, условий и режима полетов,
нарушений правил пилотирования и другие вопросы работы авиации находят
подробное отражение в многочисленных документах, которые ведутся различными
авиационными службами. Тщательное изучение этих документов позволяет получить
ценную информацию об обстоятельствах авиационного происшествия. К тому же сведения,
содержащиеся в одних документах, могут при сопоставлении находить подтверждение
или опровергаться другими документами. Важно принять срочные меры к сохранению
технической, летной и медицинской документации, произвести выемку необходимых
документов или опечатать их. В зависимости от характера авиационного
происшествия осмотру подлежат: полетный лист данного экипажа; журнал
хронометража полетов диспетчера аэропорта; журнал радиообмена командной
радиостанции: магнитофонная лента с записью радиообмена между
командно-диспетчерским пунктом и экипажем самолета; карта-схема
радиолокационной проводки самолета, содержащая данные радиотехнического
контроля за полетом, и другие материалы радиолокационных пунктов; бортовые
журналы, записи и другие документы летчика (экипажа); расчеты штурмана по
прокладке курса; и др. Кроме того, для следователя могут представлять интерес
документы, отражающие состояние авиационной техники: технические формуляры на
самолет и двигатель, паспорта на отдельные агрегаты и приборы, журналы учета
поломок и отказов авиатехники, документы, отражающие радиотехническое и
аэродромно-техническое обеспечение полетов, бюллетени погоды метеорологической
службы, синоптические карты, летные и медицинские книжки членов экипажа,
журналы учета летных происшествий и др. По делам данной категории назначается
несколько видов экспертиз. Авиатехническая экспертиза включает исследования в
области авиационной техники, пилотирования, штурманской, радиотехнической и
навигационной службы, аэродромно-технического обслуживания и др. Она
назначается для решения вопросов о технической причине авиационного
происшествия, режиме работы двигателя, причине отказа того или иного агрегата
или узла самолета, причине взрыва или пожара, времени загорания (в воздухе или
после удара самолета о землю). Авиатехническая экспертиза, как правило, носит
комплексный характер, и в зависимости от конкретного содержания исследования в
состав экспертной комиссии включаются специалисты по авиационной технике,
самолетовождению и т. д. На экспертизу кроме исследуемого объекта, должны быть
направлены соответствующая техническая документация, протокол осмотра места
происшествия, схема расположения разрушенных частей на местности, фотоснимки
места происшествия и протоколы допроса свидетелей, потерпевших и обвиняемого,
относящиеся к предмету экспертизы. Объектами судебно-медицинской экспертизы
являются не только трупы и их части, но и живые лица, а также вещественные
доказательства. Ряд судебно-медицинских вопросов, касающихся происхождения
авиационной травмы и механизма ее образования, решает комплексная экспертиза в
составе судебного медика и специалиста в области авиационной физиологии.
Криминалистическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий
находит применение главным образом в случаях необходимости трасологических
исследований, определения целого по частям, исследования документов и
идентификации личности погибших. При необходимости исследования магнитофонной
записи радиообмена между экипажем и командно-диспетчерским пунктом используются
возможности акустической экспертизы. Ценность магнитофонной ленты радиообмена
заключается не только в том, что она позволяет дословно восстановить смысловое
содержание докладов летчика и команд руководителя полетов и хронометрически
установить точное время эволюции полета, но и в том, что по магнитофонной
записи радиообмена представляется возможность изучить речевые особенности
участников радиообмена и таким образом идентифицировать каждого из них,
определить, кому принадлежит каждая команда, изучить изменения в характере речи
каждого участника радиообмена. В отдельных случаях по магнитофонной записи
можно приблизительно определить отдельные параметры пространственного положения
самолета в воздухе. Допрос свидетелей и потерпевших. В зависимости от характера
происшествия в качестве свидетелей допрашиваются очевидцы из числа летного и
технического состава, диспетчерской службы, работники, осуществлявшие
подготовку и обеспечение полетов, а также лица, оказавшиеся в районе
вынужденной посадки или падения самолета, спасшиеся члены экипажа и пассажиры,
работники авиаремонтных мастерских, групп регламентных работ,
завода-изготовителя авиационной техники и другие. Выясняется, где и когда
произошла авиационная катастрофа или авария, что конкретно наблюдали очевидцы в
этот момент, не слышали ли взрывов или сильных хлопков во время полета и в
момент удара самолета о землю, не наблюдали ли пламени или шлейфы дыма за
самолетом, каковы были цвет и густота дыма, слышали ли шум работавших
двигателей перед ударом самолета о землю, каковы были направление и угол
снижения самолета, пикировал или планировал самолет до соприкосновения с
землей, не отделялись ли от самолета в воздухе его части или другие предметы.
Инженерно-технический и летный персонал, руководитель полетов и другие
свидетели, имеющие отношение к подготовке полета, допрашиваются о том,
проверялось ли техническое состояние самолета перед полетом, какие
неисправности были обнаружены, что конкретно было предпринято по их устранению,
были ли случаи отказа в работе авиационной техники во время предыдущих полетов
данного экипажа, все ли неисправности и отказы фиксировались в соответствующих
документах, каков полетный вес самолета и характер имевшегося на нем груза,
правильно ли была произведена центровка самолета перед стартом, каков объем
предварительной и предполетной подготовки членов данного экипажа,
соответствовали ли полетное задание экипажа и условия его выполнения уровню
этой подготовки.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ