§ 6. Администрация государственного и муниципального унитарного предприятия как субъект трудового права ::...

§ 6. Администрация государственного и муниципального унитарного предприятия как субъект трудового права :: vuzlib.su

143
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 6. Администрация государственного и муниципального унитарного предприятия
как субъект трудового права

.

§ 6. Администрация государственного и муниципального
унитарного предприятия как субъект трудового права

Унитарным предприятием признается коммерческая организация,
не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собст­венником
имущество. Имущество унитарного предприятия являет­ся неделимым и не может быть
распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только
государствен­ные и муниципальные предприятия.

Будучи субъектом трудового права, указанные предприятия реа­лизуют
имеющиеся у них полномочия через свои органы. В качест­ве органа, реализующего
такие полномочия в сфере организацион­но-управленческой деятельности, выступает
руководитель предпри­ятия, который назначается собственником либо
уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Понятие «администрация» как категория трудового права —
собирательное. Оно включает совокупность должностных лиц и ор­ганов,
осуществляющих функцию организации и управления трудом и трудовым коллективом
предприятия. В ее состав входят: руково­дитель предприятия, его заместители и
помощники, главные спе­циалисты, руководители структурных подразделений (цехов,
производств, отделов и т. п.), старшие мастера, мастера и другие лица, у
которых в подчинении находятся те или иные работники и которые выполняют
функцию управления по отношению к ним.

Следует иметь в виду, что роль администрации как субъекта
трудового права неоднозначна. Дело в том, что в общественных отношениях,
регулируемых трудовым правом, она может выступать в двух качествах: во-первых,
как представительный орган предпри­ятия, во-вторых, как самостоятельный субъект
права. Например, в трудовых правоотношениях с конкретными работниками она
представляет предприятие в качестве его органа и, следовательно, не
рассматривается как субъект права. Напротив, в организацион­но-управленческих
отношениях (по установлению условий труда, заключению коллективного договора,
введению системы оплаты труда и т. п.) она выступает уже в качестве
самостоятельного субъ­екта права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Функции администрации в соответствии с действующим зако­нодательством
и уставом предприятия могут выполнять наряду с единоличными органами
(должностными лицами) и коллегиаль­ные органы (советы, комитеты, правления).
При этом структуру органов управления и затраты на их содержание определяет
само предприятие. Важнейшие управленческие функции выполняют: собственник
имущества предприятия и уполномоченный им руко­водитель предприятия (директор).

Ключевую роль в составе администрации как субъекта трудового
права призван играть руководитель предприятия. Его правовой статус своеобразен:
с одной стороны, он наемный работник, а с дру­гой — без какой-либо доверенности
действует от имени предприятия, представляя его интересы в трудовых и иных
общественных отноше­ниях.

На государственном и муниципальном предприятии, а также
предприятии, в имуществе которого вклад государства или мест­ного органа
государственной власти составляет более 50 процен­тов, это право реализуется
учредителем предприятия совместно с трудовым коллективом.

Полномочия руководителя предприятия конкретизируются до­говором
(контрактом), который заключается при его найме (на­значении). В договоре
(контракте) определяются права, обязанно­сти и ответственность руководителя
предприятия перед собствен­ником имущества и трудовым коллективом, условия
оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.

Трудовые правоотношения с руководителем предприятия уста­навливаются
на срок действия договора (контракта). До истече­ния этого срока руководитель
предприятия может быть освобожден от занимаемой должности по основаниям,
предусмотренным договором или законодательством РФ.

Другие лица из числа администрации — заместители руководи­теля
предприятия, руководители подразделений аппарата управле­ния и структурных
подразделений (производств, цехов, отделов, других аналогичных подразделений
предприятия, структурной единицы объединения), а также старшие мастера и
мастера — на­значаются на должность и освобождаются от должности руково­дителем
предприятия. Бригадиры избираются на собраниях кол­лектива бригад (тайным или
открытым голосованием) и утвер­ждаются руководителем подразделения, в состав
которого входят эти бригады. Решения заместителей руководителя предприятия,
руководителей структурных подразделений обязательны для всех подчиненных им
работников. В отдельных случаях, связанных со спецификой предприятия, уставом
предприятия может оговари­ваться иной порядок назначения заместителей
руководителя пред­приятия, руководителей его структурных подразделений и брига­диров.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ