§ 8. Профсоюзные органы как субъекты трудового права :: vuzlib.su

§ 8. Профсоюзные органы как субъекты трудового права :: vuzlib.su

292
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 8. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

.

§ 8. Профсоюзные органы как субъекты трудового права

В условиях современной России профсоюзы представляют со­бой
добровольные независимые общественные организации, объе­диняющие работников,
связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так
и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений — ФНПР,
Соцпроф и др.— считают защиту прав и законных интересов тру­дящихся,
установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

Профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъ­ектов
правовой деятельности. Их статус (правовое положение) определен
законодательством, которое устанавливает общую пра­во- и дееспособность
профсоюзов, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их
осуществления (см. главу 58 ТК РФ). Вместе с тем, в рамках общего правового
положения профсоюзов законодательство исходит, с одной стороны, из су­ществования
принципа плюрализма в организации и деятельно­сти профсоюзов, а с другой —
регламентирует статусы отдельных уровней органов профсоюзной системы, в частности
профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсо­юзных
органов. Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и
приватизацию предприятий выдвигают в качестве основной (главной) функции
профсоюзов России защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом
реализации защитной функции становится организация правового социального
партнер­ства — цивилизованной формы взаимоотношений между проф­союзами,
предпринимателями (работодателями) и правительствен­ными (государственными)
структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в
зависимости от конкретной ситуации — от прямого социального противостояния
своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними.

Помимо главной, защитной функции профсоюзы выполняют и иные
функции, часть которых непосредственно вытекает из ус­тавов, а другие
делегированы в свое время профсоюзам государст­вом.

Современное законодательство России, учитывая характер вы­полняемых
профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие их правового статуса
как субъекта трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего
соприкасается с регулиро­ванием сферы наемного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъек­тов
трудового права определяется применительно к их органам и организациям. Эти
органы, и прежде всего профкомы органи­заций, признаются законными
представителями прав и интересов наемных работников. В тех общественных
отношениях, где проф­ком выступает в качестве субъекта трудового права, он представ­ляет
интересы соответствующего профсоюзного коллектива наем­ных рабочих и служащих.
При этом он либо реализует свои соб­ственные права (например, при осуществлении
надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудо­вого
коллектива (например, при разработке и подписании кол­лективного договора).

Статья 29 ТК РФ закрепила общее право профсоюзов пред­ставлять
интересы трудящихся и определила области его приме­нения. Указанные области
общественной жизни являются, таким образом, объектом преимущественного
приложения их разнооб­разных правомочий.

Необходимо иметь в виду, что представительство интересов на­емных
работников в названных выше областях общественной жиз­ни является одновременно
и правом, и обязанностью профсоюз­ных органов. Поскольку такое
представительство основано на за­коне (ст. 29 ТК РФ), профсоюзные органы,
выступая в роли представителей коллективов работников, действуют без какой бы то
ни было доверенности с их стороны. Не требуется доверенности и на
индивидуальное представительство профсоюзов при защите прав и интересов
отдельных работников — членов профсоюза.

Основанное на законе право представительства — важный эле­мент
правового статуса профсоюзных органов. Оно является юри­дической базой для
наделения их всеми другими конкретными правами (обязанностями) по осуществлению
ими своей защитной функции. В тех общественных отношениях, где профсоюзный ор­ган
выступает в качестве субъекта трудового права, он и выражает волю
соответствующего трудового коллектива работников. И хотя нередко профсоюзный и
трудовой коллективы едины по своему контингенту, в юридическом аспекте
принципиальное значение имеет все же воля не профсоюзной организации, а
трудового коллектива, ибо именно его представляет профсоюзный орган в
общественных отношениях, регулируемых трудовым правом.

В настоящее время Федеральный закон «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. устанавливает правовые основы создания профсоюзов, регулирует отношения профсоюзов с
организациями государственной власти, органами местного самоуправления,
работодателями, их объеди­нениями (союзами, ассоциациями), другими
общественными объ­единениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюзы в своей деятельности независимы от органов ис­полнительной
власти, органов местного самоуправления, работо­дателей, их объединений,
политических партий и других общест­венных объединений, им не подотчетны и не
подконтрольны. Законом запрещается вмешательство органов государственной власти
и органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность
профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или
воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. Профсоюзы,
их объе­динения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утвержда­ют свои
уставы, положения о первичных профсоюзных организа­циях, свою структуру;
образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания,
конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность и дееспособность профсоюзов, объединений
(ассоциаций) как юридических лиц возникают с момента их госу­дарственной
(уведомительной) регистрации в Министерстве юсти­ции РФ или его территориальном
органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа.
Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их
объединений (ассоциаций), первичных организаций в реестр об­щественных
объединений.

Права профсоюзов по содержанию и сфере применения клас­сифицируются
на следующие группы: а) права по участию в законотворческой (правотворческой)
деятельности; б) права по уча­стию в организации и управлении трудом; в)
надзорно-контрольные права в сфере труда; г) право на содействие в разрешении
трудовых споров, объявление забастовки и руководство ею.

Право на участие в законотворческой (правотворческой)
деятель­ности. Такие права входят в статус различных профсоюзных орга­нов.
Закон о правах профсоюзов от 12 января 1996 г. предусмот­рел, что проекты законодательных актов, затрагивающих социаль­но-трудовые права работников,
рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом
предложений общерос­сийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Во
исполне­ние этого закона при обсуждении проектов нового ТК профсоюзы внесли
много предложений, которые были учтены при его приня­тии Государственной Думой.

Наряду с проектами законодательных актов проекты норма­тивных
правовых актов, затрагивающих социально-трудовые пра­ва работников,
рассматриваются и принимаются органами испол­нительной власти, органами
местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Наконец, Закон предоставляет самим профсоюзам право выступить
с предложениями о принятии соответствующими органа­ми государственной власти
законов и иных нормативных право­вых актов, касающихся социально-трудовой
сферы.

Права по организации и управлению трудом Абсолютное боль­шинство
прав в указанной сфере трудовое законодательство пре­доставило низовым звеньям
профсоюзной системы — профкомам предприятий (организаций), именно они вместе с
работодателем и администрацией решают, как правило, большинство вопросов
организации и управления трудом как на предприятии (в органи­зации) в целом,
так и в его структурных подразделениях.

Профком и администрация предприятия (организации), вы­ступающая
от имени работодателя, совместно разрабатывают ус­ловия коллективного договора,
контролируют его выполнение. Поскольку основную обязанность по осуществлению
управления предприятием законодательство возлагает на работодателя, права
профсоюзов по участию в организации и управлении трудом ка­саются главным
образом согласования с ними тех или иных во­просов либо учета их мнения при
решении последних.

Системы оплаты труда, формы материального поощрения, раз­меры
тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавли­ваются работодателями,
их объединениями (союзами, ассоциация­ми) по согласованию с соответствующими
профсоюзными органа­ми и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.

Надзорно-контрольные права в сфере труда. В соответствии со
ст. 370 ТК РФ и ст. 19 Закона о профсоюзах от 12 января 1996 г. профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного кон-

троля за соблюдением работодателями, должностными лицами за­конодательства
о труде, в том числе по вопросам трудового до­говора (контракта), рабочего
времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и
преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в
которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения
выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с
момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить
профсоюзу о ре­зультатах его рассмотрения и принятых мерах

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением
законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собствен­ные инспекции
труда, которые наделяются полномочиями, преду­смотренными положениями,
утверждаемыми профсоюзами.

Профсоюзы, их «инспекции труда при осуществлении этих
полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за
соблюдением законодательства о труде.

Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно по­сещать
организации независимо от форм собственности и подчи­ненности, в которых
работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения
законодательства о труде и за­конодательства о профсоюзах, а также выполнения
работодателя­ми условий коллективного договора, соглашения.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государствен­ных
программ по вопросам охраны труда и окружающей природ­ной среды, а также в
разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны
труда, профессиональ­ных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоя­нием
охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных
(доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране
труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих
целях они имеют право беспрепятственно посещать организации неза­висимо от форм
собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где
работают члены данного проф­союза, участвовать в расследовании несчастных
случаев на произ­водстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза
по вопросам условий труда и безопасности на производстве (ра­боте), возмещения
вреда, причиненного их здоровью на произ­водстве (работе), а также по другим
вопросам охраны труда и ок­ружающей природной среды в соответствии с
федеральным зако­нодательством.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоро­вью
работников, профсоюзные органы в организации, профсоюз­ные инспектора по охране
труда вправе потребовать от работода теля немедленного устранения этих
нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия
неот­ложных мер. При невыполнении требований по устранению нару­шений, особенно
в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников,
профсоюзные органы, профсоюз­ные инспектора по охране труда вправе обратиться в
прокуратуру для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Право на содействие в разрешении трудовых споров, объявление
забастовки и руководство ею. Долгие годы трудовое законодатель­ство России не
было ориентировано на детальное регулирование коллективных трудовых споров.
Однако с переходом страны к ры­ночной экономике, обострением ситуации на рынке
труда, много­численными нарушениями условий труда работников и трудового
законодательства появилась настоятельная потребность в принятии особого закона
о коллективных трудовых спорах.

Впервые такой закон был принят еще в бывшем СССР (см. Закон
«О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 20 мая 1991 г), а 23 ноября 1995 г. в России принимается Федеральный закон «О порядке разрешения коллек­тивных
трудовых споров»2, который призван восполнить пробел, образовавшийся в трудовом
законодательстве.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые осно­вы,
порядок и способы разрешения коллективных трудовых спо­ров, а также порядок
реализации права на забастовку в РФ в ходе разрешения коллективного трудового
спора. Установленные зако­ном нормы распространяются на всех работников,
работодателей и их полномочные органы. Разрешение коллективных трудовых споров,
возникающих в связи с коллективной защитой индивиду­альных трудовых прав
работников, не является предметом настоя­щего Федерального закона.

Статья 398 ТК РФ дает следующее определение понятия кол­лективного
трудового спора: «Коллективный трудовой спор — не­урегулированные разногласия
между работниками и работодателя­ми (далее — стороны) по поводу установления и
изменения усло­вий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и
выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя
учесть мнение выборного предста­вительного органа работников при принятии
актов, содержащих нормы трудового права в организациях».

Отправным моментом возникновения разногласий между сто­ронами
следует признать выдвижение требований работников по поводу установления новых
или изменения существующих усло­вий труда. Правом выдвижения требований
обладают работники и их представители (органы профсоюзов, органы общественной
самодеятельности, образованные на собрании (конференции) ра­ботников организации,
филиала, представительства и уполномо­ченные им).

Требования работников организации, филиала, представитель­ства
выдвигаются на собрании (конференции) работников боль­шинством голосов. Вместе
с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей
для участия в раз­решении коллективного трудового спора. Представители* работни­ков
выдвигают требования в порядке, установленном уставом или решением собрания
(конференции) работников, образовавшего представительный орган.

При отклонении работодателем требований работников, пред­ставленных
профсоюзом, законодательство предусматривает про­ведение примирительных
процедур, которые включают улажива­ние разногласий последовательно в
примирительной комиссии, с участием посредника, в трудовом арбитраже. Если
примири­тельные процедуры не привели к разрешению коллективного спо­ра либо
работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение,
достигнутое в ходе разрешения кол­лективного трудового спора, то работники или
профсоюз вправе приступить к организации забастовки.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием
(конференцией) работников организации (филиала, представитель­ства, иного
обособленного структурного подразделения) по предло­жению профсоюзного органа,
ранее уполномоченного работниками на разрешение коллективного трудового спора.
Решение об объяв­лении забастовки, принятое профсоюзом (объединением профсою­зов),
утверждается для каждой организации собранием (конферен­цией) работников данной
организации. Решение считается приня­тым, если за него проголосовало не менее
половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При
невозможности проведения собрания (созыва конференции) профсоюзный орган имеет
право утвердить свое решение, собрав подписи более поло­вины работников в
поддержку проведения забастовки.

Согласно ст. 41 ТК РФ, забастовку возглавляет представитель­ный
орган работников, включая профком, который имеет право созывать собрания
(конференции) работников, получать от рабо­тодателя информацию по вопросам,
затрагивающим интересы ра­ботников, привлекать специалистов для подготовки
заключений по спорным вопросам.

Профком, возглавляющий забастовку, имеет право приостано­вить
забастовку. Для возобновления забастовки не требуется по­вторного рассмотрения
спора примирительной комиссией или в трудовом арбитраже (подробнее о правовом
регулировании за­бастовок см. главу 19 учебника).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ