§ 2. Минимальный размер и форма оплаты труда :: vuzlib.su

§ 2. Минимальный размер и форма оплаты труда :: vuzlib.su

46
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Минимальный размер и форма оплаты труда

.

§ 2. Минимальный размер и форма оплаты труда

Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью
определенную на этот период норму рабочего времени и вы­полнившего свои
трудовые обязанности (нормы труда), не мо­жет быть ниже установленного
минимального размера оплаты

труда.

Государство при этом осуществляет правовое регулирование
заработной платы в условиях рынка труда весьма специфически. За исключением
бюджетной сферы, оно не вмешивается в про­цесс установления конкретного размера
заработной платы: это область договорных отношений работника и работодателя.
Одна­ко оно вынуждено исправлять издержки хозяйственной власти ра­ботодателя в
установлении оплаты труда и не допускать чрезмер­ной эксплуатации работников.
Для этого оно установило в зако­нодательном порядке систему государственных гарантий
по оплате труда.

Статья 130 ТК РФ перечисляет основные виды таких гаран­тий.
К их числу в первую очередь относятся величина минималь­ного размера оплаты
труда в РФ и величина минимального раз­мера тарифной ставки (оклада) работников
организаций бюджет­ной сферы. С помощью таких мер государство пытается решить
ряд социальных проблем, связанных с борьбой против бедности и нищеты и
ограничением эксплуатации наемного труда.

Согласно ст. 133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда
устанавливается одновременно на всей территории РФ законом и не может быть ниже
размера прожиточного минимума трудо­способного человека.

Между тем, федеральный уровень минимальной заработной платы
установлен в настоящее время в размере 450 рублей, а про­житочный минимум по
РФ, установленный постановлением Пра­вительства РФ от 8 февраля 2002 г. за IV квартал 2001 г., обозна­чен в расчете на душу населения 1574 рубля (для
трудоспособного населения — 1711 рублей, пенсионеров — 1197 рублей, детей —
1570 рублей)1.

Естественно, такое соотношение минимальной заработной платы
и минимального прожиточного минимума не укладывается ни в какие экономические и
правовые рамки.

Отдельные субъекты РФ сами корректируют указанное соот­ношение,
пытаясь сблизить эти две величины. Так, Мосгордума приняла закон, согласно
которому с 2002 г. работающие в столи­це получают не менее 1270 рублей.

В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и
надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Минимальный размер вводится:

организациями, финансируемыми из бюджетных источни­ков,— за
счет средств соответствующих бюджетов;

другими организациями — за счет собственных средств.

Следует полагать, что государство, устанавливая минимальный
размер оплаты труда, преследует цель гарантировать работнику низший уровень,
который не может быть изменен ни работодате­лем, ни соглашением между
работником и работодателем, если работник полностью отработал месячную норму
рабочего времени и выполнил свои трудовые обязанности (нормы труда).

Минимальный месячный размер оплаты труда должен подле­жать
индексации в порядке, установленном текущим законодатель­ством. При этом важно
уяснить, что установление конкретного единого минимального размера оплаты труда
работников на всей территории РФ без учета прожиточного минимума есть фикция,
ибо он тогда не выполнил бы своего основного назначения — ог­радить наемного
работника от чрезмерной эксплуатации его тру­да. Поэтому конкретные минимальные
размеры оплаты труда должны устанавливаться не федеральными законами, а
законода­тельством субъектов РФ. Такое решение вопроса соответствовало бы
положениям Конвенции МОТ № 131 (1970 г.), предусматри­вающей защиту работников
от неоправданно низкой оплаты тру­да. Ратификация Россией этой Конвенции —
давно назревшая по­требность, призванная усилить социальную защиту работников
наемного труда.

К сожалению, глава 21 ТК РФ в целом содержит мало конст­руктивных
правовых решений и, по существу, ориентирует на дем­пинговую цену рабочей силы.
Статья 133, с которой начинается эта глава, посвящена исключительно
минимальному размеру оплаты труда. Предполагается, что минимальный размер
оплаты труда ус­танавливается федеральным законом одновременно на всей (!) тер­ритории
РФ и используется в качестве меры защиты (?!) в отно­шении минимально
допустимых уровней заработной платы.

Следует полагать, что законодатель допустил просчет, оставив
на первом плане в правовом регулировании оплаты труда положе­ние о ее
минимальном размере. Более конструктивным, исходя из рыночного характера
трудовых отношений и принципа свободы трудового договора, было бы начать главу
со статьи, устанавливаю­щей, что конкретный размер и условия оплаты труда
определяются по соглашению между работником и работодателем. Таким образом
устанавливался бы основной принцип правового регулирования оплаты труда в
условиях рыночной экономики — принцип тарифной автономии. Этим подчеркивалось
бы важное правило о том, что в условиях рынка труда главными субъектами
правового регулирования оплаты труда становятся сами стороны трудового
правоотно­шения. Иначе говоря, индивидуально-договорный метод здесь пре­обладает
над коддоговорным и централизованным методами регу­лирования трудовых
отношений. Важно и то, что закрепляется право работника непосредственно
участвовать в установлении цены своей рабочей силы, своих способностей к труду.
И именно это в первую очередь определяет рыночный характер трудовых от­ношений,
в которые вступает работник.

Что касается централизованного и колдоговорного регулирова­ния
оплаты труда, то они должны, на наш взгляд, быть гаранти­рованным средством
защиты от возможной чрезмерной эксплуа­тации наемного труда. Этим целям призван
служить и правовой минимум заработной платы, устанавливаемый законом.

В связи с установлением ст. 133 ТК РФ минимума оплаты труда
естественно возникает вопрос, какими критериями должны руководствоваться
законодательные органы при определении его конкретного размера на всей
территории РФ. В ТК РФ на этот вопрос прямого ответа нет, а он очень важен.
Если установление минимального размера оплаты труда, согласно указанной статье,
относится к ведению федеральных органов государственной вла­сти, то
установление прожиточного минимума и периодичность его пересмотра отнесены к
ведению органов власти Федерации и субъектов Федерации.

Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» от 24 октября 1997 г. предусмотрел, что основой для установления
минимального размера оплаты труда признается ве­личина прожиточного минимума,
которая определяется ежеквар­тально1. Однако положения этого Закона будут
вводиться поэтап­но, и нет никакой ясности, когда же они полностью вступят в
силу.

Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум
взаимосвязаны друг с другом, по существу представляют единое целое. Иначе
говоря, прожиточный минимум — это экономиче­ская и правовая основа минимального
размера заработной платы. Вот почему в правовом плане законодатель не может
устанавли­вать минимальный размер оплаты труда работника меньше его
прожиточного минимума. В противном случае он не только не защищает наемных
работников от чрезмерной эксплуатации, но и обрекает их на нищету и социальные
эксцессы. Нынешнюю ориентацию законодательства России на демпинговую цену рабо­чей
силы, когда минимальная месячная заработная плата (ММЗ) в правовом плане
установлена в чрезвычайно низком размере, а фактический прожиточный минимум в
регионах превышает этот размер в 5 и более раз, нельзя назвать иначе как
взрывоопасной, противоречащей здравому смыслу, общечеловеческим,
физиологическим и нравственным нормам.

Государственные гарантии по оплате труда работников каса­ются
но только номинальной, но и реальной заработной платы. Статья 130 ТК РФ, в
частности, предусматривает применение мер, обеспечивающих повышение уровня
реального содержания заработной платы.

Гарантийную сущность призваны выполнять предусмотренные в
ст. 130 ТК РФ меры по обеспечению сохранности заработной платы и недопустимости
незаконных удержаний. В этих целях ус­танавливаются: ограничение перечня
оснований и размеров удер­жаний из заработной платы по распоряжению
работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение по­лучения работником
заработной платы в случае прекращения дея­тельности работодателя и его
неплатежеспособности в соответст­вии с федеральными законами.

Действенным гарантийным средством претворения в жизнь за­конодательных
установлений в области оплаты труда является госу­дарственный надзор и контроль
за полной и своевременной выпла­той заработной платы. Такой надзор и контроль
призваны выпол­нять органы Федеральной инспекции труда и органы прокуратуры.
Определенный вклад в выполнение надзорных и контрольных функций, связанных с
соблюдением законодательства в сфере опла­ты труда, вносят и профсоюзные
инспекции труда.

На указанные выше органы возлагается обязанность по при­влечению
к ответственности работодателей за нарушение требова­ний по оплате труда,
установленных трудовым законодательством.

К числу основных государственных гарантий по оплате труда
ст. 130 ТК РФ относит сроки и очередность выплаты заработной платы.
Установленные в законах, соглашениях и договорах, эти сроки и очередность на
практике не всегда соблюдаются, поэтому действующее законодательство в
последние годы предусмотрело ряд мер, направленных на недопущение таких нарушений.
Ви­новные лица из числа работодателей привлекаются к администра­тивной, а в
злостных случаях — и к уголовной ответственности.

Статья 134 ТК РФ предусматривает, что обеспечение повыше­ния
уровня реального содержания заработной платы включает ин­дексацию заработной
платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В организациях,
финансируемых из соответ­ствующих бюджетов, индексация заработной платы
производится в порядке, установленном законами и иными нормативными пра­вовыми
актами, а в других организациях — в порядке, установ­ленном коллективным
договором, соглашениями или локальными нормативными актами организации.

Форма заработной платы. Заработная плата может выплачи­ваться
в денежной или натуральной форме. Общепринятой по действующему законодательству
устанавливается денежная форма заработной платы в рублях — валюте Российской
Федерации. Од­нако коллективным договором или трудовым договором может быть
предусмотрена и иная форма, например в евро или долла­рах. В этом случае оплата
труда должна производиться по письменному заявлению работника. Зарплата в
рублях не требует никакого дополнительного заявления, она презюмируется.

Иногда работодатель наряду с денежной формой заработной
платы применяет неденежную форму, обычно в виде продукции, которую выпускает
его предприятие, организация. Следует пола­гать, что если такая форма
заработной платы устраивает работни­ков, она должна быть признана правомерной.
Однако размер не­денежной формы заработной платы в соответствии со ст. 131 ТК
РФ не должен превышать 20% от общей суммы заработной пла­ты. По-видимому, под
«общей суммой» следует понимать месяч­ный размер заработной платы работника.

Статья 131 ТК РФ не допускает неденежную форму заработ­ной
платы, если она выражается в опасных для жизни и здоровья предметах. К ним
относятся: спиртные напитки; наркотические, токсические, ядовитые и вредные
вещества; оружие; боеприпасы; другие предметы, в отношении которых установлены
запреты или ограничения на их свободный оборот. Такие запреты или ограни­чения
должны быть зафиксированы полномочными органами в нормативно-правовых актах.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ