§ 4. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров :: vuzlib.su

§ 4. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров :: vuzlib.su

47
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных
бухгалтеров

.

§ 4. Оплата труда руководителей организаций, их заместителей
и главных бухгалтеров

Регулируя оплату труда руководителей, специалистов и служа­щих,
законодательство акцентирует внимание на применении и соблюдении принципа
тарифной автономии в этом регулирова­нии, т. е. предпочтение отдается
локальному, а не государствен­ному регулированию. Основным элементом тарифной
системы оплаты труда инженерно-технических работников и служащих яв­ляются
должностные оклады, размеры которых определяются ад­министрацией в зависимости
от объема и сложности выполняе­мых работ, условий труда, места и роли той или
иной должности в производственном процессе.

Должностной оклад работника является гарантированный опла­той,
определяемой при заключении трудового договора (контракта), которая не зависит
от результатов работы организации и того ее подразделения, где работник
непосредственно занят

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и
главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из феде­рального бюджета,
производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, в
организациях, финансируе­мых из бюджета субъекта РФ,— органами государственной
власти соответствующего субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из
местного бюджета,— органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их
заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового
договора.

Должностные оклады, являющиеся основой тарифной систе­мы
оплаты труда инженерно-технических работников и служа­щих государственных и
муниципальных предприятий, представ­ляют собой группировки должностных
квалификаций работни­ков по размерам оплаты их труда с учетом основных
факторов, определяющих дифференциацию заработной платы. При этом в первую
очередь принимаются во внимание сложность и объем выполняемых работ, а также
условия, в которых они осуществ­ляются.

Схемы должностных окладов государственных и муниципальных
унитарных предприятий дополняются системой показателей и ха­рактеристик для
отнесения работников к той или иной группе по оплате труда. В каждой схеме
должностных окладов инженер­но-технические работники и служащие в зависимости
от вида деятельности подразделяются следующим образом:

а) руководители, обеспечивающие общее и функциональное
руководство предприятиями (директор, главный инженер, главные специалисты,
начальники отделов, секторов и бюро);

б) руководители, осуществляющие непосредственное руковод­ство
производственными подразделениями предприятий (началь­ники цехов, участков,
старшие мастера, мастера);

в) специалисты, занятые инженерно-техническими работами
(старшие инженеры и инженеры, конструкторы и технологи, стар­шие экономисты,
старшие техники и т. д.);

г) служащие, выполняющие учетные и контрольные функции, а
также работы, связанные с оформлением документации.

Размеры окладов работников первого вида деятельности, у ко­торых
объем работы, сложность, ответственность труда зависят от штатной численности
персонала предприятий и сложности управ­ления им, дифференцируются по 3—7
группам. Количество групп определяется с учетом степени концентрации
производства и от­раслевых особенностей.

На государственных предприятиях должностные оклады руко­водителей
(директоров) устанавливаются пропорционально вели­чине (кратности) тарифной
ставки рабочего 1-го разряда основ­ной профессии на предприятии (см. таблицу).

Штатная численность работников

Оклад руководителя, кратный тарифной 1-го разряда

ставке рабочего

До 200 От 200 до 1500 От 1500 до 10 000 Свыше 10 000

До 10 До 12 До 14 До 16

При этом руководителям федеральных государственных пред­приятий
оклады устанавливаются в размере не менее 10-кратного минимального размера
оплаты труда. В контрактах с руководите­лем обязательно предусматривается доля
от прибыли предпри­ятия, которая определяется в конце года после всех расчетов
с бюджетами всех уровней1.

В акционерных обществах оплата труда руководителей — дирек­тора,
генерального директора, членов коллегиального исполни­тельного органа общества
(правления, дирекции) — определяется договором, заключаемым каждым из них с
обществом. Договор от имени акционерного общества подписывается председателем
со­вета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным
советом директоров (наблюдательным советом) общества. При этом следует иметь в
виду, что на отношения ме­жду обществом и единоличным исполнительным органом
общест­ва (директором, генеральным директором) и (или) членами кол­легиального
исполнительного органа общества (правления, дирек­ции) действие
законодательства РФ о труде распространяется в части, не противоречащей
положениям Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г.

В бюджетной сфере оплата труда руководителей, специалистов и
служащих определяется на основе ETC.

Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда ETC определяется феде­ральным
законом. Тарифные ставки 2-го и последующих разря­дов ETC бюджетников
определяются Правительством РФ исходя из размера тарифной ставки (оклада) 1-го
разряда, установленно­го федеральным законом, и тарифных коэффициентов.

Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством РФ по
согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими
объединениями работодателей (Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда
работников организаций бюджетной сферы» от 4 февраля 1999 г.).

Постановлениями Правительства РФ содержание ETC может
корректироваться (изменение тарифных коэффициентов, повышение тарифных ставок).
В настоящее время ETC по оплате труда работ­ников организаций бюджетной сферы
утверждены постановлением Правительства РФ (по согласованию с общероссийскими
объедине­ниями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодате­лей) от 6
ноября 2001 г. и введены в действие с 1 декабря 2001 г. в следующем виде:

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций
бюджетной сферы

Тарифные разряды

1

2

3

4

5

6

7

8

9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Тарифные коэффициенты

1,00

1,11

1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36
3,62 3,9 4,2 4,5

Тарифные ставки

450

500

555

610

680

750

830

910

1000

1100

1205

1300

1405

1510

1630

1755

1890

2025

Повышение тарифных ставок (окладов) работников организа­ций
бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится
субъектами РФ за счет своих бюджетов само­стоятельно.

Характерной особенностью правового регулирования оплаты
труда руководителей, специалистов и служащих, занятых в бюд­жетной сфере,
является то, что оно осуществляется методом госу­дарственного нормирования, в
то время как для регулирования оп­латы труда наемных работников других
(небюджетных) сфер метод тарифной автономии, осуществляемый посредством
коллективных договоров и других локальных нормативных актов.

Оплата труда государственного служащего регулируется осо­бо—в
виде установления денежного содержания.

Денежное содержание государственного служащего состоит из
должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квали­фикационный
разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по
результатам работы.

Размер должностного оклада, размеры и порядок установления
надбавок определяются федеральными законами и законами субъ­ектов РФ.

Следует полагать, что размер должностного оклада устанавлива­ется
государственному служащему при поступлении на государст­венную службу на
условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не
более 5 лет (п. 6 ст. 21 Феде­рального закона «Об основах государственной
службы Российской Федерации»). В дальнейшем размер должностного оклада меняется
по мере продвижения по службе и повышения квалификации госу­дарственного
служащего. При этом присвоение квалификационных разрядов производится по
результатам государственного квалифика­ционного экзамена или аттестации
государственного служащего.

Учитывая исключительную важность сфер образования и здраво­охранения,
в соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по повышению социального статуса
работников образования и здра­воохранения» от 7 июня 1996 г. оплата труда работников этих сфер приравнивается к оплате государственных служащих. При этом
имеются в виду специалисты, работающие в государственных и му­ниципальных
учреждениях дошкольного, начального общего, основ­ного общего, среднего
(полного) общего, начального профессио­нального, среднего профессионального
образования, и специали­сты, работающие в государственных органах
здравоохранения.

Оплата труда работников высших учебных заведений регулиру­ется
посредством государственно-правового и договорного методов. В соответствии с
Федеральным законом «О высшем и после­вузовском профессиональном образовании»
от 22 августа 1996 г. вуз в пределах имеющихся у него средств на оплату труда
работ­ников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры
доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также
размеры должностных окладов (ставок) всех категорий работников без установления
предельных размеров должностных окладов (ставок).

Должностной оклад (ставка) выплачивается работнику высше­го
учебного заведения за выполнение им функциональных обя­занностей и работ,
предусмотренных трудовым договором (кон­трактом).

Государственное высшее учебное заведение самостоятельно
формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюдже­та, направляемых
на содержание высшего учебного заведения, и иных источников, не запрещенных
законодательством РФ.

Минимальные размеры ставок для педагогических работников из
числа профессорско-преподавательского состава высших учеб­ных заведений
устанавливаются в размере не ниже восьмикратно­го минимального размера оплаты
труда, установленного феде­ральным законом.

Научно-педагогическим работникам высших учебных заведе­ний
устанавливаются надбавки к должностным окладам (став­кам) в размере: 40% за
должность доцента; 60% за должность профессора; трехкратного минимального
размера оплаты труда, установленного федеральным законом, за ученую степень
канди­дата наук; пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного
федеральным законом, за ученую степень докто­ра наук.

Предусмотренные размеры средних должностных окладов (ста­вок)
работников высших учебных заведений в части, относящейся к оплате труда
работников высшего учебного заведения, устанав­ливаются Правительством РФ
первого числа второго месяца каж­дого квартала в соответствии с законодательно
установленным их отношением к достигнутому уровню средней заработной платы
работников промышленности в РФ за предыдущий квартал.

Средние должностные оклады (ставки) работников высшего
учебного заведения устанавливаются на уровне:

для педагогических работников из числа профессорско-препо­давательского
состава высших учебных заведений — в 2 раза пре­вышающем уровень средней
заработной платы работников про­мышленности в РФ;

для учителей и других педагогических работников РФ — не ниже
средней заработной платы работников промышленности в РФ;

для иных работников высших учебных заведений РФ — сред­ней
заработной платы аналогичных категорий работников про­мышленности в РФ.

Размеры должностных окладов (ставок) работников высшего
учебного заведения определяются каждый квартал, являются ми­нимальными для
соответствующих категорий работников высшего учебного заведения и обязательны на
территории РФ.

В оплате труда руководителей, специалистов и служащих сти­мулирующую
роль играют доплаты к должностным окладам и надбавки, которые в одних случаях
устанавливаются актами цен­тральных органов государственной власти и
управления, в дру­гих — локальными нормативными актами.

Доплата за ученую степень, предусмотренная работникам выс­ших
учебных заведений, распространяется и на работников орга­нов управления высшим
и послевузовским профессиональным об­разованием.

Для государственных служащих предусматриваются надбавки к
должностному окладу за квалификационный разряд, выслугу лет, особые условия
государственной службы1, за допуск к госу­дарственной тайне.

Судебным работникам (судьям) установлены доплаты за квали­фикационный
класс, выслугу лет, 50-процентная доплата к долж­ностному окладу за особые
условия труда, надбавка за ученую степень или .ученое звание, почетное звание
«Заслуженный юрист РФ», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и
специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за
квартал и год, стоимость продовольственного пайка (если он не был выдан в
натуральном виде).

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за класс­ный
чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбав­ки за ученую степень,
денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год, стоимость
продовольственного пайка (если он не выдан в натуральной форме).

Работникам Государственной налоговой службы РФ установлены
доплаты за классные чины: главного государственного советника налоговой службы,
государственного советника налоговой службы 1-го, 2-го и 3-го рангов, советника
налоговой службы 1-го, 2-го и 3-го рангов, инспектора налоговой службы 1-го,
2-го и 3-го рангов. Помимо доплат за классные чины работники Государственной
налоговой службы получают надбавку за выслугу лет (п. 4 Указа Президента РФ от
15 мая 1996 г.).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ