ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 6. Организация работы по обеспечению здоровых и безопасных условий
труда
.
§ 6. Организация работы по обеспечению здоровых и безопасных
условий труда
Исполнение работодателем • обязанности обеспечить здоровье и
безопасные условия труда требует от него активных действий, проведения
правовых, социально-экономических, организационно-технических,
санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных
мероприятий. Это необходимо, в частности, при изменении технологии, в связи с
амортизацией станков, механизмов, сооружений, а также средств техники безопасности
и т. д. Работодатель обязан внедрять современные средства техники безопасности,
предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать
санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение
профессиональных заболеваний. Повседневная текущая работа должна проводиться
по обеспечению нормального функционирования вентиляции, отопительных систем,
снабжению рабочих спецодеждой и другими средствами индивидуальной защиты,
мылом, водой, проведению инструктажей по технике безопасности и
производственной санитарии, исполнению других обязанностей работодателя,
которые указаны в ст. 212 ТК РФ.
В основе деятельности по обеспечению здоровых и безопасных
условий труда лежит государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК РФ).
Под руководством и при активном участии государственных органов проводятся, например,
обучение и профессиональная подготовка работников, в том числе руководителей в
области охраны труда (ст. 225 ТК РФ).
Важным участком такой работы является проведение аттестации
рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране
труда в организации1.
Повседневного внимания требует работа по санитарно-бытовому
и лечебному обслуживанию работников (ст. 223 ТК РФ).
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления
контроля за их выполнением в каждой организации с численностью более 100
работников, осуществляющей производственную деятельность, создается служба
охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего
соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с
меньшей численностью работников решение о создании такой службы (введении
должности специалиста) принимается работодателем с учетом специфики
деятельности данной организации. Структура и численность работников такой
службы определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа
управления охраной труда (ст. 217 ТК РФ). Эта служба обычно создается как
отдельное структурное подразделение предприятия с непосредственным подчинением руководителю
предприятия. В ее остав включаются инженеры по охране труда и технике
безопасности.
При отсутствии такой службы (специалиста) работодатель заключает
договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области
охраны труда.
В организациях по инициативе работодателя и (или) работников
либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране
труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей,
профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного
органа. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается
федеральным органом исполнительной власти по труду.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные
действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда,
предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а
также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и
информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к
разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда (ст. 218 ТК РФ).
Для проведения работы по охране труда необходимы денежные
средства, которые выделяются в установленном законом порядке и могут
расходоваться в соответствии с планами мероприятий по охране труда строго по
назначению. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами,
иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда может осуществляться также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового
законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным
законом, а также в порядке, установленном Правительством РФ;
добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением
федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в
размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а
в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью,— в размере не
менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов. В отраслях экономики, субъектах
РФ, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны
труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по
улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ).
За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов и внебюджетных источников осуществляется финансирование
мероприятий по улучшению условий, „и охраны труда в рамках федеральных,
отраслевых и территориальных целевых программ.
Конкретные мероприятия по охране труда, которые должны быть
проведены за счет средств фонда охраны труда организации, определяются в
коллективном договоре и в соглашениях по охране труда. Они разрабатываются с
учетом Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных
постановлением Минтруда РФ от 27 февраля 1995 г. № И2.
.