§ 1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда :: vuzlib.su

§ 1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда

.

§ 1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда

Как правовая категория трудовая дисциплина представляет со­бой
правовое отношение, выражающее субординацию людей в процессе труда и их
подчинение юридически установленным правилам поведения (правилам внутреннего
трудового распорядка организации, положениям и уставам о дисциплине).

Следует различать объективные (в смысле правопорядка) и
субъективные (отношения к этому правопорядку) аспекты пра­вового понятия
трудовой дисциплины. Объективные аспекты тру­довой дисциплины находят выражение
в устанавливаемых в орга­низациях правилах внутреннего трудового распорядка,
закрепляю­щих трудовые обязанности работников и работодателя и режим их
выполнения. Субъективные аспекты дисциплины труда представ­ляют собой
добросовестное выполнение работниками и работодате­лем обязанностей,
установленных правилами внутреннего трудо­вого распорядка, иными нормативными
актами, а также трудовы­ми договорами (контрактами) этих работников с
работодателем.

Закрепление трудовой дисциплины в качестве правовой кате­гории
определяется необходимостью: во-первых, поддержания правопорядка в трудовых
отношениях, ибо дисциплина нужна ра­ботодателю, трудовому коллективу и
отдельному работнику для более успешного достижения производственных целей;
во-вторых, воспитания у трудящихся самодисциплины, естественной потреб­ности в
добросовестном творческом выполнении трудовых обя­занностей; в-третьих,
создания на предприятии такой обстановки, при которой требования дисциплины
были бы поставлены выше интересов отдельных членов коллектива; в-четвертых,
мобилиза­ции трудового коллектива на борьбу с проявлениями бесхозяйст­венности,
бюрократизма, «издержек» хозяйской власти работода­теля, рваческого отношения
работников к выполнению трудовых обязанностей, пренебрежения к интересам
общества и государст­ва; в-пятых, создания в трудовом коллективе и во
взаимоотноше­ниях работодателя с работниками нормального морально-психо­логического
микроклимата, основанного на глубоком уважении к человеку труда, на поддержании
его чести и достоинства.

Согласно ст. 189 ТК РФ, дисциплина труда — обязательное для
всех работников подчинение правилам поведения, определен­ным в соответствии с
ТК РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым
договором, локальными нор­мативными актами организации.

Работодатель обязан в соответствии с ТК РФ, законами, ины­ми
нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными
нормативными актами, содержащими

нормы трудового права, трудовым договором создавать условия,
необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Трудовой распорядок организации определяется правилами
внутреннего трудового распорядка, которые представляют собой локальный
нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными
федеральными законами поря­док приема и увольнения работников, основные права,
обязанно­сти и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время
отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные
вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Для отдельных категорий работников действуют уставы и по­ложения
о дисциплине, утверждаемые Правительством РФ в со­ответствии с федеральными
законами.

Правила внутреннего трудового распорядка организации ут­верждаются
работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации
и, как правило, являются прило­жением к коллективному договору.

Статья 21 ТК РФ посвящена основным трудовым обязанно­стям
работника, выполнение которых составляет суть трудовой дисциплины. Их следует
рассматривать в качестве важнейшего элемента содержания общего правового
статуса работника.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что обязанности работ­ника
могут конкретизироваться в зависимости от того, где и в ка­честве кого он
трудится. В этой связи конкретизированные обя­занности работника составляют
обычно элемент его специального статуса (например, статуса государственного
служащего, руково­дителя организации, главного бухгалтера и т. п.).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблю­дение
Конституции РФ, реализацию федеральных законов субъ­ектов РФ, в том числе
регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должностные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных инте­ресов
граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоя­щих
руководителей, отданные в пределах их должностных полно­мочий, за исключением
незаконных;

5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно
рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также
предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов
местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном
федеральными законами и за­конами субъектов РФ;

6) соблюдать установленные в государственном органе прави­ла
внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со
служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для ис­полнения
своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тай­ну,
а также не разглашать ставшие ему известными в связи с ис­полнением должностных
обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан
(ст. 10 Закона).

Следует иметь в виду, что юридическое закрепление обязанно­стей
работника, о которых говорится в ст. 21 ТК РФ, может осу­ществляться не прямо,
а косвенно — путем указания того, что ра­ботник делать не вправе.

Статья 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» устанавливает, что государственный слу­жащий не вправе: заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной
творческой деятельности; быть депутатом законодательного (представительного)
органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, орга­нов
местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой
организации, если иное не пре­дусмотрено федеральным законом или если в
порядке, установлен­ном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не
пору­чено участвовать в управлении этой организацией; быть поверен­ным или
представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он
состоит на государственной службе либо ко­торый непосредственно подчинен или
непосредственно подконтро­лен ему; использовать в неслужебных целях средства
материаль­но-технического, финансового и информационного обеспечения, другое
государственное имущество и служебную информацию; по­лучать гонорары за
публикации и выступления в качестве государ­ственного служащего; получать от
физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения,
ссуды, услу­ги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.),
связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе после выхода на
пенсию; принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные
звания иностранных госу­дарств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юри­дических
лиц, за исключением служебных командировок, осущест­вляемых в соответствии с
международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности
федеральных органов государ­ственной власти и органов государственной власти
субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, междуна­родными
и иностранными организациями; принимать участие в забастовках; использовать
свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том
числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.

В государственных органах не могут образовываться структуры
политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением
профсоюзов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ