ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
§ 1. Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав
работников
.
§ 1. Государственный надзор и контроль как способ защиты
трудовых прав работников
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты
трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами во
взаимодействии с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ.
Конституция РФ в ст. 45 гарантирует государственную защиту
прав и свобод человека, а значит, и трудовых прав работников.
В ч. 1 ст. 1 ТК РФ предусмотрено, что целью трудового законодательства
является установление государственных гарантий трудовых прав и интересов
работников и работодателей.
В числе основных принципов правового регулирования труда ст.
2 ТК РФ называет обеспечение прав каждого на защиту государством его трудовых
прав и свобод. Этот принцип конкретизирован в главах 57 и 58 раздела XIII ТК
РФ, посвященного защите трудовых прав работников.
В современной России среди работодателей возрастает число
организаций частной собственности, где регулирование трудовых отношений не
всегда основано на трудовом законодательстве. В связи с этим возрастает роль и
значение защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за его
соблюдением.
Основные способы защиты трудовых прав работников определяет
ТК РФ (ст. 352). В их числе названы:
1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового
законодательства (ст. 353—369 ТК РФ);
2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами
(ст. 370-373 ТК РФ);
3) самозащита работниками трудовых прав (ст. 379—380 ТК РФ).
Кроме того, защите трудовых прав работников способствует
рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров и
их разрешение в установленном порядке (ст. 381—418 ТК РФ).
Вопросы государственного надзора и контроля и профсоюзного
контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права, как способы защиты трудовых прав
работников, рассмотрены в главах 17 и 18.
Что же касается самозащиты работниками своих прав, то ТК РФ
предусматривает их формы и обязанность работодателя не препятствовать
работникам в осуществлении самозащиты.
К формам самозащиты работниками своих трудовых прав ст. 379
ТК РФ относит:
1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотренной
трудовым договором;
2) отказ работника от выполнения работы, которая непосредственно
угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.
На время отказа от указанной работы за работником сохраняются
все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативными
правовыми актами.
Отказ работника от выполнения работ на законном основании,
в том числе в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья
вследствие нарушения требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ
и работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных
трудовым договором, не влечет за собой привлечение его к дисциплинарной
ответственности (см. ст. 220 ТК РФ).
Законным основанием для приостановки работы может послужить
задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней. В таких случаях работник
должен известить работодателя в письменной форме, после чего он вправе
приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Это право не
может быть реализовано в предусмотренных ТК РФ случаях (см. ст. 142).
К способам защиты работниками своих трудовых прав следует
отнести также их обращение в полномочные органы за разрешением индивидуальных
и коллективных трудовых споров.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет
право на защиту своих прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными
законом способами, закрепленное в ч. 1 ст. 21 ТК РФ. В связи с этим работники,
защищая свои трудовые права, могут использовать не только те способы, которые
указаны в ТК РФ.
Государственный надзор и контроль занимает особое место
среди способов защиты трудовых прав работников, так как при его осуществлении
используются сила государственного (правового) воздействия на работодателей, их
представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний
полномочных органов по устранению обнаруженных нарушений, и, кроме того, меры
государственного принуждения — привлечение виновных в нарушении трудового
законодательства к дисциплинарной, административной или уголовной
ответственности в соответствующих случаях.
Государственный надзор и контроль — деятельность полномочных
государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому
законодательству действий работодателей по управлению трудом (установлению
условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных
правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявление
нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушениях работодателей и
их представителей.
Органами государственного надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства являются:
1) органы федеральной инспекции труда;
2) органы специализированного федерального надзора (федеральные
надзоры);
3) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов РФ;
4) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (см.
ст. 353 ТК РФ).
Органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный
надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на
территории РФ.
Федеральные надзоры осуществляют государственный надзор за
соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на
некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции
труда.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов РФ осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, в подведомственных организациях.
Внутриведомственный контроль осуществляют также органы
местного самоуправления в подведомственных им организациях.
Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соответствии
с федеральным законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права.
Государственные органы надзора и контроля взаимодействуют
при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами,
инспекторами труда профсоюзов, объединениями работодателей, другими
организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и
контроля и органов общественного контроля профсоюзов, их объединений проводится
федеральной инспекцией труда (см. ст. 365 ТК РФ).
.