§ 1. Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работников ::...

§ 1. Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работников :: vuzlib.su

75
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав
работников

.

§ 1. Государственный надзор и контроль как способ защиты
трудовых прав работников

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го
законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,— способ защиты
трудовых прав работников, используемый полномочными на то органами во
взаимодействии с реализацией других способов, предусмотренных ТК РФ.

Конституция РФ в ст. 45 гарантирует государственную защиту
прав и свобод человека, а значит, и трудовых прав работников.

В ч. 1 ст. 1 ТК РФ предусмотрено, что целью трудового законо­дательства
является установление государственных гарантий трудовых прав и интересов
работников и работодателей.

В числе основных принципов правового регулирования труда ст.
2 ТК РФ называет обеспечение прав каждого на защиту госу­дарством его трудовых
прав и свобод. Этот принцип конкретизи­рован в главах 57 и 58 раздела XIII ТК
РФ, посвященного защите трудовых прав работников.

В современной России среди работодателей возрастает число
организаций частной собственности, где регулирование трудовых отношений не
всегда основано на трудовом законодательстве. В связи с этим возрастает роль и
значение защиты трудовых прав работников, надзора и контроля за его
соблюдением.

Основные способы защиты трудовых прав работников опреде­ляет
ТК РФ (ст. 352). В их числе названы:

1) государственный надзор и контроль за соблюдением трудо­вого
законодательства (ст. 353—369 ТК РФ);

2) защита трудовых прав работников профессиональными союзами
(ст. 370-373 ТК РФ);

3) самозащита работниками трудовых прав (ст. 379—380 ТК РФ).
Кроме того, защите трудовых прав работников способствует

рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров и
их разрешение в установленном порядке (ст. 381—418 ТК РФ).

Вопросы государственного надзора и контроля и профсоюзно­го
контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового пра­ва, как способы защиты трудовых прав
работников, рассмотрены в главах 17 и 18.

Что же касается самозащиты работниками своих прав, то ТК РФ
предусматривает их формы и обязанность работодателя не препятствовать
работникам в осуществлении самозащиты.

К формам самозащиты работниками своих трудовых прав ст. 379
ТК РФ относит:

1) отказ работника от выполнения работы, не предусмотрен­ной
трудовым договором;

2) отказ работника от выполнения работы, которая непосред­ственно
угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.

На время отказа от указанной работы за работником сохраня­ются
все права, предусмотренные ТК РФ, иными законами и другими нормативными
правовыми актами.

Отказ работника от выполнения работ на законном основа­нии,
в том числе в случае возникновения опасности для его жиз­ни и здоровья
вследствие нарушения требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ
и работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных
трудо­вым договором, не влечет за собой привлечение его к дисципли­нарной
ответственности (см. ст. 220 ТК РФ).

Законным основанием для приостановки работы может послу­жить
задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней. В таких случаях работник
должен известить работодателя в пись­менной форме, после чего он вправе
приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Это право не
может быть реализовано в предусмотренных ТК РФ случаях (см. ст. 142).

К способам защиты работниками своих трудовых прав следует
отнести также их обращение в полномочные органы за разреше­нием индивидуальных
и коллективных трудовых споров.

В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет
право на защиту своих прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными
законом способами, закрепленное в ч. 1 ст. 21 ТК РФ. В связи с этим работники,
защищая свои трудовые права, мо­гут использовать не только те способы, которые
указаны в ТК РФ.

Государственный надзор и контроль занимает особое место
среди способов защиты трудовых прав работников, так как при его осуществлении
используются сила государственного (правового) воздействия на работодателей, их
представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний
полномочных орга­нов по устранению обнаруженных нарушений, и, кроме того, меры
государственного принуждения — привлечение виновных в наруше­нии трудового
законодательства к дисциплинарной, администра­тивной или уголовной
ответственности в соответствующих случаях.

Государственный надзор и контроль — деятельность полномочных
государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому
законодательству действий работодателей по управлению трудом (установлению
условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных
правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявле­ние
нарушений, привлечение к ответственности виновных в наруше­ниях работодателей и
их представителей.

Органами государственного надзора и контроля за соблюдением
трудового законодательства являются:

1) органы федеральной инспекции труда;

2) органы специализированного федерального надзора (феде­ральные
надзоры);

3) федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной
власти субъектов РФ;

4) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры (см.
ст. 353 ТК РФ).

Органы федеральной инспекции труда осуществляют государ­ственный
надзор и контроль за соблюдением трудового законода­тельства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, во всех организациях на
территории РФ.

Федеральные надзоры осуществляют государственный надзор за
соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдель­ных отраслях и на
некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции
труда.

Федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной
власти субъектов РФ осуществляют внутриведомствен­ный контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового пра­ва, в подведомственных организациях.

Внутриведомственный контроль осуществляют также органы
местного самоуправления в подведомственных им организациях.

Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры в соот­ветствии
с федеральным законом осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права.

Государственные органы надзора и контроля взаимодейству­ют
при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами,
инспекторами труда профсоюзов, объединения­ми работодателей, другими
организациями. Координация дея­тельности органов государственного надзора и
контроля и орга­нов общественного контроля профсоюзов, их объединений про­водится
федеральной инспекцией труда (см. ст. 365 ТК РФ).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ