§ 2. Федеральная инспекция труда :: vuzlib.su

§ 2. Федеральная инспекция труда :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Федеральная инспекция труда

.

§ 2. Федеральная инспекция труда

Федеральная инспекция труда — единая централизованная систе­ма
государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).

Положение о федеральной инспекции труда утверждено
постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. «О федеральной инспекции труда».

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда
осуществляет главный государственный инспектор труда РФ. Руково­дители
государственных инспекций труда — главные государствен­ные инспекторы труда
назначаются на должность и освобождают­ся от должности главным государственным
инспектором труда РФ (ч. 3 и 4 ст. 354 ТК РФ).

Департамент государственного надзора и контроля за соблюде­нием
законодательства о труде и охране труда входит в структуру Минтруда России и
действует на основании Положения, утвер­жденного приказом Минтруда России от 24
ноября 2000 г.

Деятельность органов федеральной инспекции труда и их долж­ностных
лиц осуществляется на основе принципов: уважения, соблюдения и защиты прав и свобод
человека и гражданина; законности; независимости и гласности (см. ч. 1 ст. 355
ТК РФ).

Основными задачами органов федеральной инспекции труда яв­ляются:

1) обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод
граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законо­дательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о
наиболее эффективных средствах и методах соблюдения поло­жений трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государст­венной
власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не
подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов (см. ч. 2 ст.
355 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на них задачами органам фе­деральной
инспекции труда предоставлены широкие полномочия, основные из которых указаны в
ст. 356 ТК РФ. Среди них:

1) осуществление государственного надзора и контроля за
соблю­дением в организациях трудового законодательства и иных норматив­ных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредст­вом проверок,
обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении
нарушений, привлечения виновных к от­ветственности в соответствии с федеральным
законом;

2) рассмотрение дел о нарушениях трудового законодательст­ва,
отнесенных законом к числу административных правонаруше­ний в соответствии с
КоАП;

3) проведение предупредительного надзора за строительством
новых и реконструкцией действующих объектов производственно­го назначения,
вводом их в эксплуатацию в целях предотвраще­ния отступлений от проектов,
ухудшающих условия труда, сни­жающих безопасность;

4) осуществление надзора и контроля за соблюдением уста­новленного
порядка расследования и учета несчастных случаев;

5) дача заключений по проектам строительных норм и правил,
других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового
права, рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил
по охране труда;

6) ведение приема и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных
обращений работников о нарушениях трудовых прав, принятие мер по устранению
выявленных нарушений и восста­новлению нарушенных прав (см. ст. 356 ТК РФ).

Основные права государственных инспекторов труда предусмотре­ны
ст. 357 ТК РФ. Они разнообразны, широки и позволяют эф­фективно бороться с
нарушениями трудового законодательства. Го­сударственные инспекторы труда имеют
право:

1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удосто­верения
установленного образца посещать в целях проведения ин­спекции организации всех
организационно-правовых форм и форм собственности;

2) запрашивать у работодателей и их представителей, органов
исполнительной власти и органов местного самоуправления и без­возмездно
получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения
надзорно-контрольных функций;

3) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на
производстве;

4) предъявлять работодателям и их представителям обязатель­ные
для исполнения предписания об устранении нарушений тру­дового законодательства и
иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о
восстановлении нарушен­ных прав работников, привлечении виновных в указанных
нару­шениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности
в установленном порядке;

5) приостанавливать работу организаций, отдельных произ­водственных
подразделений и оборудования при выявлении нару­шений требований охраны труда,
которые содержат угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных
нарушений;

6) направлять в суды при наличии заключений государствен­ной
экспертизы условий труда требования о ликвидации органи­заций или прекращении
деятельности их структурных подразделе­ний вследствие нарушений требований
охраны труда;

7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном
порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по
охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны
труда;

8) запрещать использование и производство не имеющих смерти
-фикатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств
индивидуальной и коллективной защиты работников;

9) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, тех­ническое
переоснащение производственных объектов, производст­во и внедрение новой
техники, внедрение новых технологий;

10) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуа­тацию
новых или реконструируемых производственных объектов;

11) привлекать к административной ответственности в поряд­ке,
установленном законодательством РФ, лиц, виновных в нару­шении норм трудового
права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с
находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в
правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной от­ветственности,
предъявлять иски в суд.

Среди прав государственных инспекторов труда принципиаль­ное
значение имеет их независимость при осуществлении надзора и контроля. При этом
они находятся под защитой государства как его полномочные представители,
независимы от государст­венных органов, должностных лиц и руководствуются
только Конституцией РФ, федеральными законами и иными норматив­ными правовыми
актами (см. ст. 359 ТК РФ).

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного
лица в государственную инспекцию труда по вопросу, на­ходящемуся на
рассмотрении соответствующего органа по рас­смотрению индивидуального или
коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению
судом, или во­просов, по которым имеется решение суда), государственный ин­спектор
труда при выявлении нарушения трудового законодатель­ства или иного нормативного
правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать
работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное
предписание мо­жет быть обжаловано работодателем в судебном порядке.

Решения государственных инспекторов труда могут быть об­жалованы
соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному
инспектору труда РФ и (или) в судеб­ном порядке, а решение главного
государственного инспектора труда — в суд (см. ст. 361 ТК РФ).

Гарантией реализации прав государственной инспекцией труда
слу­жит ответственность за воспрепятствование ее деятельности. Лица,
препятствующие осуществлению государственного надзора и контро­ля за
соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права, не исполняю­щие предъявленные им предписания,
применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к
государственным ин­спекторам труда, членам семей и их имуществу, несут
ответствен­ность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).

При осуществлении надзорно-контрольных функций государ­ственные
инспекторы труда несут установленные ТК РФ (ст. 358) обязанности:

1) соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и
иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудово­го права, а также
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов органов федеральной
инспекции труда и их должностных лиц;

2) хранить охраняемую законом тайну (государственную, слу­жебную,
коммерческую и иную), ставшую им известной при осу­ществлении ими своих
полномочий, а также после оставления своей деятельности;

3) считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жа­лобы
на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых
актов, содержащих нормы трудового права;

4) воздерживаться от сообщения работодателю сведений о зая­вителе,
если проверка проводится в связи с его обращением, а зая­витель возражает
против сообщения работодателю данных об ис­точнике жалобы.

За противоправные действия или бездействие государственные
инспекторы труда несут ответственность, установленную феде­ральными законами
(ст. 364 ТК РФ). За неисполнение или не­надлежащее исполнение государственным
инспектором труда (как и другим работником) по его вине возложенных на него
трудовых обязанностей он несет дисциплинарную ответственность в соот­ветствии
со ст. 192 ТК РФ.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ