§ 2. Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых отношений :: vuzlib.su

§ 2. Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых отношений :: vuzlib.su

12
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых отношений

.

§ 2. Полномочия профсоюзов в регулировании трудовых
отношений

В области правового регулирования условий труда профсоюзам
предоставлены полномочия по участию в установлении общих (кол­лективных)
условий труда (правотворчестве) и применении норм трудо­вого права (в том числе
установлении индивидуальных условий труда).

На федеральном уровне полномочия профсоюзов в установле­нии
общих условий труда выражаются в возможности их участия в правотворческой
работе федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Прежде
всего это выражается в дея­тельности профсоюзов в Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), в рамках которой
происходит подготовка проектов многих федеральных за­конов и постановлений
Правительства РФ, а также обсуждение проектов, подготовленных сторонами РТК.

На уровне субъектов РФ возможность участия профсоюзов в
установлении условий труда нередко шире, чем на федеральном уровне. Помимо
участия в региональных трехсторонних комисси­ях по регулированию трудовых
отношений, других прав, предос­тавленных федеральным законодательством
субъектов РФ, во многих регионах профсоюзы обладают правом законодательной
инициативы и активно им пользуются.

На территориальном уровне профсоюзы также участвуют в раз­работке
и обсуждении проектов нормативных актов по вопросам труда, принимаемых органами
местного самоуправления.

На локальном уровне работодатель принимает решения с уче­том
мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ
(ст. 371).

Федеральный закон «О профсоюзах…» предусматривает, что:

а) проекты законодательных актов, затрагивающие социаль­но-трудовые
права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти
с учетом предложений общерос­сийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций);

б) проекты нормативных правовых актов, затрагивающие со­циально-трудовые
права работников, рассматриваются и прини­маются органами исполнительной
власти, органами местного са­моуправления с учетом мнения соответствующих
профсоюзов;

в) профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии
соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных
правовых актов, касающихся социально-тру­довой сферы;

г) участвовать в рассмотрении органами государственной вла­сти,
органами местного самоуправления, работодателями, их объ­единениями (союзами, ассоциациями),
другими общественными объединениями своих предложений (см. пп. 1, 3, 4 ст. 11).

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представ­ляющего
интересы работников организации при принятии локаль­ных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права, пре­дусматривает ст. 372 ТК РФ, а при
расторжении трудового догово­ра с работником по инициативе работодателя — ст.
373 ТК РФ.

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, пред­ставляющего
интересы работников организации, при принятии локальных нормативных актов,
содержащих нормы трудового права, состоит из следующих этапов:

1. В случаях, предусмотренных ТК РФ, работодатель перед при­нятием
решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы
трудового права, и обоснование по нему в вы­борный профсоюзный орган,
представляющий интересы всех или большинства работников данной организации. По
смыслу ст. 372 ТК РФ это обязанность работодателя, невыполнение которой долж­но
влечь признание неправомерности действий работодателя и от­сутствие юридической
силы локального нормативного акта, приня­того без соблюдения указанного выше
требования закона.

2. Выборный профсоюзный орган не позднее 5 рабочих дней с
момента получения проекта локального нормативного акта направ­ляет работодателю
мотивированное мнение по проекту в письменной форме. Мнение профсоюзного органа
должно быть рассмотрено на его заседании и одобрено большинством голосов
присутствующих на заседании членов этого органа с соблюдением кворума
(присутствия на заседании более 50% избранных в данный орган членов). Мотивы
мнения выборного профсоюзного органа должны опираться на зако­нодательство и
фактические обстоятельства (экономическую и соци­ально-трудовую ситуацию в
организации).

3. Если выборный профсоюзный орган возражает против проекта
локального нормативного акта, представленного работо­дателем на его
рассмотрение (не содержит согласия с этим ак­том), либо профсоюзный орган
вносит предложения по его со­вершенствованию, работодатель имеет право
согласиться с необ­ходимостью доработки проекта либо в течение 3 дней после
получения мотивированного мнения профсоюзного органа обязан провести
дополнительные консультации с выборным профсоюз­ным органом в целях достижения
взаимоприемлемого решения.

4. Если согласие не достигнуто, возникшие разногласия оформ­ляются
протоколом.

После этого работодатель вправе принять локальный норматив­ный
акт, а выборный профсоюзный орган вправе его обжаловать в соответствующую
государственную инспекцию труда или в суд. Выборный профсоюзный орган имеет
право начать процедуру кол­лективного трудового спора в порядке,
предусмотренном ТК. РФ.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (за­явления)
выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня получения
жалобы (заявления) провести провер­ку и в случае выявления нарушения выдать
работодателю предпи­сание об отмене указанного локального нормативного акта, обя­зательное
для исполнения.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ