§ 8. Забастовки :: vuzlib.su

§ 8. Забастовки :: vuzlib.su

60
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 8. Забастовки

.

§ 8. Забастовки

Забастовка — временный добровольный отказ работников от ис­полнения
трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного
трудового спора (ч. 4 ст. 398 ТК РФ).

Соответственно признаками забастовки являются:

1) отказ работников от исполнения трудовых обязанностей,

2) временный характер такого отказа;

3) добровольный характер такого отказа;

4) его цель — разрешение коллективного трудового спора
Признаком забастовки служит также коллективный характер

действий работников, прекращающих работу.

Временный характер забастовки означает, что работники, не
прекращая трудовых отношений с работодателем, на определен­ный срок прекращают
работу

Добровольный характер забастовки означает, что никто из ра­ботников
не может быть принужден к участию в забастовке или неучастию в ней

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от
участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную
ответственность в порядке, установленном ТК РФ. Так, принуждение к участию в
забастовке или к отказу от участия в ней путем насилия или угрозы применения
насилия либо с ис­пользованием зависимого положения принуждаемого влечет ад­министративную
ответственность (см. ст. 5.40 КоАП).

ТК РФ предусматривает возможность проведения двух видов
забастовок:

1) забастовки, проводимой по единым общим правилам;

2) предупредительной забастовки, проводимой по специально
для нее предусмотренным правилам (см. ч. 5 ст. 410 ТК РФ).

Право на забастовку. Право работников на забастовку как спо­соб
разрешения коллективного трудового спора закреплено Кон­ституцией РФ в числе
основных прав граждан.

Работники или их представители вправе приступить к органи­зации
забастовки в случаях, если:

1) примирительные процедуры не привели к разрешению
коллективного трудового спора;

2) работодатель уклоняется от примирительных процедур;

3) работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе
разрешения коллективного трудового спора;

4) стороны коллективного трудового спора не достигли согла­шения
о выполнении рекомендаций трудового арбитража (см. ч. 2 ст. 409 ТК РФ).

Представители работодателя не вправе организовывать забас­товку
и принимать в ней участие.

Объявление и проведение забастовка Решение об объявлении
забастовки вправе принять работники и их представители. По­скольку забастовка
проводится группой организационно оформ­ленных работников (работников
организации, филиала, предста­вительства, иного обособленного структурного
подразделения), решение о ее проведении принимается работниками организации,
филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения на
собрании (конференции) (см. ч. 1 ст. 410 ТК РФ). Как правило, этот вопрос
выносится на обсуждение собра­ния (конференции) работников по предложению
представитель­ного органа работников — профкома. Причем этот орган должен быть
ранее уполномочен работниками на разрешение коллектив­ного трудового спора.
Орган, представляющий работников, соот­ветствующие полномочия получает обычно
решением собрания (конференции) работников, на котором этому органу предостав­ляются
полномочия на ведение коллективных переговоров или выдвигаются требования к
работодателю в начале возникновения коллективного трудового спора.

В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»1 (ст. 14) право объявления и
проведения забастовки принад­лежало и профсоюзам.

ТК РФ решает этот вопрос иначе. Теперь решение об объяв­лении
забастовки, принятое профсоюзом (объединением проф­союзов), утверждается для
каждой организации собранием (кон­ференцией) работников организации (см. ч. 1
ст. 410).

Собрание (конференция) считается правомочным, если на нем
присутствует не менее двух третей от общего числа работников (делегатов
конференции) (ч. 2 ст. 410 ТК РФ). При определении кворума для принятия решения
об объявлении забастовки учиты­вается общая численность работников, а не
присутствующих на работе в день проведения собрания (конференции).

Решение считается принятым, если за него проголосовало не
менее половины работников, присутствующих на собрании (кон­ференции) (ч. 4 ст.
410 ТК РФ).

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необ­ходимые
условия для проведения собрания (конференции) работ­ников. Он не имеет права
препятствовать его (ее) проведению (см. ч. 3 ст. 410 ТК РФ).

При невозможности проведения собрания (созыва конферен­ции)
работников их представительный орган имеет право утвер­дить свое решение,
собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки. Это
правило впервые преду­смотрено ТК РФ (см. ч. 4 ст. 410 ТК РФ).

После 5 календарных дней работы примирительной комиссии
может быть официально объявлена часовая предупредительная за­бастовка. О ней
работодатель должен быть предупрежден в пись­менной форме не позднее чем за 3
рабочих дня (см. ч. 5 ст. 410 ТК РФ).

0 начале же основной забастовки работодатель должен быть
предупрежден не позднее чем за 10 календарных дней также в письменной форме
(см. ч. 7 ст. 410).

В решении о забастовке указываются:

1) перечень разногласий сторон коллективного трудового спо­ра,
являющегося основанием для объявления и проведения забас­товки;

2) дата и время начала забастовки;

3) ее предполагаемая продолжительность;

4) предполагаемое количество участников;

5) наименование органа, возглавляющего забастовку;

6) состав представителей работников, уполномоченных на
участие в примирительных процедурах;

7) предложения по минимуму необходимых работ (услуг) (ч. 8
той же статьи).

О предстоящей забастовке работодатель предупреждает Службу
по урегулированию коллективных трудовых споров.

Орган, возглавляющий забастовку. Забастовку возглавляет пред­ставительный
орган работников, имеющий право:

1) созывать собрание (конференцию) работников;

2) получать от работодателя информацию по вопросам, затра­гивающим
интересы работников;

3) привлекать специалистов для подготовки заключений по
спорным вопросам (см. ч. 1 и 2 ст. 411 ТК РФ);

4) приостанавливать забастовку.

Для возобновления забастовки, приостановленной органом, ее
возглавляющим, не требуется повторного рассмотрения спора примирительной
комиссией или в трудовом арбитраже (см. ч. 2 ст. 411 ТК РФ). Нет необходимости
в повторном прохождении примирительных процедур и в случаях возобновления
забастовки, приостанавливаемой по решению собрания (конференции) работ­ников.

О возобновлении забастовки работодатель и Служба по урегу­лированию
коллективных трудовых споров должны быть преду­преждены не позднее чем за 3
рабочих дня.

Орган, возглавляющий забастовку, обязан:

1) принять зависящие от него меры по обеспечению в период
забастовки общественного порядка, сохранности имущества орга­низации (филиала,
представительства, иного обособленного струк­турного подразделения) и
работников, работы машин и оборудова­ния, остановка которых представляет непосредственную
угрозу жизни и здоровью людей;

2) обеспечить выполнение минимума необходимых работ (ус­луг)
в период проведения забастовки;

3) по получении решения суда о признании забастовки неза­конной
немедленно проинформировать ее участников;

4) по получении решения суда или Правительства РФ о при­остановке
забастовки или решения суда, предписывающего отло­жить ее, проинформировать об
этом участников забастовки.

Обязанности в связи с проведением забастовки. В связи с про­ведением
забастовки определенные обязанности возложены на:

1) стороны коллективного трудового спора;

2) работодателя;

3) органы исполнительной власти, органы местного само­управления;

4) орган, возглавляющий забастовку.

Обязанность сторон коллективного трудового спора состоит в
продолжении его разрешения путем примирительных процедур даже в период
проведения забастовки (см. ч. 1 ст. 412 ТК РФ). В этой ситуации уже неприменимы
те примирительные процеду­ры, которые предшествуют забастовке (примирительная
комиссия, посредник, трудовой арбитраж). Стороны договариваются о продолжении
переговоров, консультаций, привлечении экспер­тов и т. д.

Обязанностью работодателя, органов исполнительной власти,
органов местного самоуправления и органа, возглавляющего забас­товку, является
принятие зависящих от них мер по обеспечению в период забастовки общественного
порядка, сохранности имуще­ства организации (филиала, представительства, иного
обособленно­го структурного подразделения) и работников, а также работы ма­шин
и оборудования, остановка которых представляет непосредст­венную угрозу жизни и
здоровью людей (см. ч. 2 ст. 412).

Для организаций, филиалов, представительств, деятельность
которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоро­вья и жизненно
важных интересов общества, разрабатываются . и утверждаются в установленном ТК
РФ порядке перечни мини­мума необходимых работ (услуг), которые должны
выполняться при проведении забастовок в таких организациях, филиалах,
представительствах.

• В соответствии с Федеральным законом «О порядке разреше­ния
коллективных трудовых споров» (см. ст. 3, 16) минимум необ­ходимых работ
(услуг) определялся соглашением сторон совместно с органом местного самоуправления.
В случае недостижения согла’ шения минимум необходимых работ (услуг)
устанавливался орга­ном местного самоуправления.

ТК РФ устанавливает трехступенчатый порядок утверждения
минимума необходимых работ (услуг) и соответственно 3 уровня (вида) этих перечней
(см. ст. 412):

1. В соответствии со ст. 412 ТК РФ федеральные перечни мини­мума
необходимых работ (услуг) разрабатываются и утверждаются по отраслям экономики.
Право на их разработку и утверждение предос­тавлено федеральным органам
исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование
деятельности соответст­вующей отрасли (отраслей) экономики. Перечни
разрабатываются и утверждаются ими по согласованию с соответствующими обще­российскими
профсоюзами. Если в отрасли (отраслях) действуют несколько общероссийских
профсоюзов, перечень утверждается по согласованию со всеми этими профсоюзами.

Порядок разработки и утверждения этих (по сути отраслевых)
перечней определяет Правительство РФ.

2. На основе указанных (отраслевых) перечней органы испол­нительной
власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают по согласованию с
соответствующими территориальными объедине­ниями организаций профсоюзов
(объединениями профсоюзов) ре­гиональные перечни, которые предназначены для конкретизации
федеральных отраслевых перечней применительно к организаци­ям, действующим на
территории каждого субъекта РФ.

3. Минимум необходимых работ (услуг) на предприятии, в
организации, филиале, представительстве (и, очевидно, в обо­собленном
структурном подразделении, хотя оно не упомянуто в ч. 5 ст. 412 ТК РФ)
—локальный перечень — определяется согла­шением сторон коллективного трудового
спора (естественно, в лице их представителей) совместно с органом местного само­управления.

Этот перечень должен быть утвержден в пятидневный срок с
момента принятия решения об объявлении забастовки.

Основой для локальных перечней служат федеральные отрас­левые
и региональные перечни.

Если региональный перечень сужает круг работ (услуг), при­знанных
необходимыми при проведении забастовки, то, очевид­но, следует
руководствоваться именно этим перечнем при опреде­лении минимума необходимых
работ в организации.

Включение того или иного вида работ (услуг) в локальный
минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью
причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. В локальный перечень не
могут быть включены работы (услуги), не предусмотренные соответствующими
федеральными и региональными перечнями.

Если органы коллективного трудового спора не достигли со­глашения
по локальному перечню минимума необходимых работ (услуг), то он устанавливается
органом исполнительной власти субъекта РФ. Решение этого органа может быть
обжаловано в суд сторонами спора.

При необеспечении минимума необходимых работ (услуг) за­бастовка
может быть признана незаконной.

Незаконные забастовки. Основываясь на ст. 55 Конституции РФ,
ТК РФ (ст. 413) приводит основания, по которым забастовка мо­жет быть признана
незаконной, и перечень организаций, в кото­рых забастовки при определенных
обстоятельствах не должны про­водиться.

Незаконными признаются забастовки:

проводимые в нарушение законодательства, устанавливающего
процедуру их объявления и проведения;

проводимые там, где законом запрещается или ограничено
проведение забастовок;

а также забастовки, не являющиеся способом разрешения
коллективных трудовых споров.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незакон­ными
и не допускаются забастовки:

а) в период введения военного или чрезвычайного положения
либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвы­чайном и военном
положении;

в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других воен­ных,
военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами
обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных,
поисково-спасательных, про­тивопожарных, предупреждения или ликвидации
стихийных бед­ствий и чрезвычайных ситуаций;

в правоохранительных органах;

в организациях, непосредственно обслуживающих особо опас­ные
виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской
помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятель­ности
населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабже­ние, водоснабжение,
газоснабжение, авиационный, железнодо­рожный и водный транспорт, связь,
больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу обороне
страны и безопас­ности государства, жизни и здоровью людей.

Забастовка при наличии коллективного трудового спора явля­ется
незаконной, если она была объявлена без учета сроков, про­цедур и требований,
предусмотренных ТК РФ (т. е. с нарушением установленного порядка).

Право на забастовку может быть ограничено федеральным за­коном.

Так, запрещено участие в забастовках государственным служа­щим1,
муниципальным служащим2.

Следует иметь в виду постановление Конституционного Суда РФ
от 17 мая 1995 г. № 5-П по делу о проверке конституционности ст. 12 Закона СССР
от 9 октября 1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров
(конфликтов)» в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской
авиации. При при­нятии постановления по данному делу Конституционный Суд РФ
исходил из положений Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах, который допускает запрет права на забастовку в отношении
лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства (ч.
2 ст. 8). В отноше­нии других лиц ограничения возможны, если они необходимы в
де­мократическом обществе в интересах государственной безопасности или
общественного порядка или для обеспечения прав и свобод других лиц (п. «с» ч. 1
ст. 8). Опираясь также на ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ,
Конституционный Суд РФ определил, что ограничение права на забастовку может
устанавливаться только для тех категорий работников, прекращение работы которых
нарушает эти нормы Конституции РФ, а не для всех работников отрасли.

Верховный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации» воспроизвел
смысл названного постанов­ления Конституционного Суда РФ.

В случаях, когда забастовка не может быть проведена в
соответ­ствии с ТК РФ (ч. 1 и 2 ст. 413), решение по коллективному трудо­вому
спору в десятидневный срок принимает Правительство РФ.

Принятие решений о признании забастовки незаконной отне­сено
к компетенции верховных судов республик, краевых, област­ных судов, судов
городов федерального значения, судов автоном­ной области и автономных округов.
Правом подачи заявлений (исков) в суд о признании забастовки незаконной
обладают рабо­тодатель и прокурор (см. ч. 4 ст. 413 ТК РФ).

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в
законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить
забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии
указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку (см. ч. 5 ст. 413 ТК
РФ).

Решение суда о признании забастовки незаконной может быть
обжаловано в порядке, предусмотренном гражданским процессу­альным
законодательством.

ТК РФ (ч. 7 и 8 ст. 413) предусматривает возможность, поря­док
и сроки приостановки забастовки при определенных обстоя­тельствах. При
определенных обстоятельствах забастовка может быть отложена:

1) в случаях создания непосредственной угрозы жизни и здо­ровью
людей суд вправе неначавшуюся забастовку отложить на срок до 30 дней, а
начавшуюся — приостановить на тот же срок;

2) в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жиз­ненно
важных интересов РФ на отдельных ее территориях, Пра­вительство РФ вправе
приостановить забастовку до решения во­проса соответствующим судом, но не более
чем на 10 календар­ных дней.

Гарантии и правовое положение работников в связи с проведени­ем
забастовки. Поскольку право на забастовку признано законом, участие в законной
забастовке не может повлечь для работников негативных последствий (ст. 414 ТК
РФ).

1. Участие работников в забастовке не может рассматривать­ся
в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания для расторжения трудового
договора. К работникам, участвующим в забастовке, запрещено применять меры
дисциплинарной ответственности. Исключение составляют случаи, когда работники
не приступают к работе немедленно после вручения органу, возглав­ляющему
забастовку, копии вступившего в законную силу реше­ния суда о признании
забастовки незаконной.

2. На время забастовки за участвующими в ней работниками
сохраняются место работы и должность.

3. Работникам, занятым выполнением обязательного минимума
работ (услуг), выплачивается соответствующая заработная плата.

Другим работникам работодатель вправе не выплачивать зара­ботную
плату за время участия в забастовке.

Коллективным договором, соглашением или соглашением,
достигнутым в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть
предусмотрены компенсационные выплаты работни­кам, участвующим в забастовке.

4. Работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее
проведением не имеющим возможности выполнять свою работу и зая­вившим в
письменной форме о начале в связи с этим простоя, оплата простоя не по вине
работника производится в порядке и размере, ко­торые предусмотрены ТК РФ (см.
ст. 157).

Работодатель имеет право переводить указанных работников на
другую работу в порядке, предусмотренном ТК РФ (см. ст. 74).

Коллективным договором, соглашением или соглашениями,
достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, может быть
предусмотрен более льготный порядок выплат работ­никам, участвующим в
забастовке, чем приведенный выше.

Локаут. По сравнению с Федеральным законом «О порядке
разрешения коллективных трудовых споров» понятие локаута в ТК РФ изменено. Он
стало значительно уже.

В соответствии с названным Законом локаутом признавалось
увольнение работников в связи с участием в коллективном трудовом споре или
забастовке, а также приостановка работы организации.

ТК РФ понимает под локаутом только увольнение работников по
инициативе работодателя в связи с их участием в коллектив­ном трудовом споре
или в забастовке (ст. 415 ТК РФ).

Локаут расценивается как ответное действие работодателя на
возбуждение работниками коллективного трудового спора и за­бастовку. Однако эти
действия работодателя и работников не мо­гут быть признаны адекватными друг
другу.

При попытке разрешить коллективный трудовой спор с помо­щью
примирительных процедур работники не прекращают рабо­ту, продолжают выполнять
свои трудовые обязанности. При за­бастовке работники временно прекращают
работу, однако трудо­вые отношения сохраняются, работодатель не теряет кадры.
Локаут же прекращает трудовые отношения с работниками по воле работодателя.

В процессе урегулирования коллективного трудового спора,
включая проведение забастовки, локаут запрещен (ст. 415 ТК РФ).

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяВысотные работы
    Следующая статьяД. ЮМ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ