§ 2. Источники международно-правового регулирования труда :: vuzlib.su

§ 2. Источники международно-правового регулирования труда :: vuzlib.su

69
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Источники международно-правового регулирования труда

.

§ 2. Источники международно-правового регулирования труда

Одним из главных источников международно-правового регу­лирования
труда являются акты, принятые МОТ.

МОТ, образованная в 1919 г., является в настоящее время спе­циализированным учреждением ООН, объединяющим 175 госу­дарств. Высший орган МОТ
— созываемая ежегодно Международ­ная конференция труда — состоит из
представителей государств —членов МОТ. Каждое государство представлено 4
делегатами: 2 — от правительства, 1 — от предпринимателей и 1 — от работни­ков.
Административный совет МОТ, избираемый на Международ­ной конференции труда,
состоит из 56 человек. 28 делегатов пред­ставляют правительства, 14 —
предпринимателей и 14 — работни­ков. Международное бюро труда (МВТ) —
постоянный секретариат МОТ. Его состав формируется Генеральным директором МВТ,
ко­торый назначается Административным советом.

Характерная особенность структуры МОТ — трипартизм, т. е.
формирование почти всех главных и вспомогательных орга­нов на основе
трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников.

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений деятель­ности
этой организации — нормотворчество, т. е. создание между­народных трудовых
стандартов. Нормотворческая деятельность МОТ заключается главным образом в
принятии конвенций и ре­комендаций. Число их к июню 2002 г. достигло 376 (184 конвен­ции и 192 рекомендации.

Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и прини­маются
Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их
принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных
конференциях (сессиях МОТ). МВТ готовит предварительные доклады, в которых обоб­щаются
законодательство и практика в различных странах. Каж­дая конвенция
(рекомендация) обсуждается специальной комис­сией, сформированной конференцией,
и должна быть одобрена большинством в две трети присутствующих делегатов.

Хотя процедура принятия конвенции и рекомендации одина­кова,
их юридическая сила и порядок применения различны.

Конвенция после ее ратификации обычно двумя государства­ми —
членами МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает
обязательства как на ратифицировавшие, так и на не ратифицировавшие ее
государства (конвенции МОТ содержат правила о порядке их денонсации). В случае
ратифика­ции конвенции государство обязано принять законодательные или иные
акты для проведения ее в жизнь и регулярно представ­лять в МОТ доклады
относительно принятых мер по эффектив­ному применению ратифицированной
конвенции (такие доклады представляются 1 раз в 2—4 года в зависимости от
важности кон­венции). Если конвенция не ратифицирована, государство все же
несет обязательство информировать по запросам Административ­ного совета МОТ о
состоянии национального законодательства и практики в отношении
нератифицированной конвенции и о мерах, которые предполагается принять для
придания ей силы.

Рекомендация не является международным договором и не
требует ратификации. Вместе с тем было бы неверным недооце­нивать ее значение и
определенную юридическую силу. Она представляет собой обращенное к государствам
пожелание, пред­ложение (совет) ввести соответствующие нормы в национальное
законодательство. Рекомендация содержит материал для ориента­ции в мировом
опыте, необходимый для совершенствования нацио­нального законодательства. Иными
словами, рекомендация — источ­ник информации и модель для совершенствования
национального законодательства. Рекомендация детализирует, уточняет, а иногда и
дополняет положения конвенции, делает их содержание более полным и гибким,
расширяет возможности выбора для государств при решении вопроса о заимствовании
международных норм.

Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена
правительством государства — члена МОТ на рассмотрение ком­петентных властей
для придания рекомендации силы путем при­нятия закона или иным путем, при этом
МОТ должна быть ин­формирована о результатах такого рассмотрения. В дальнейшем
государства должны представлять в МОТ относительно реализа­ции рекомендаций
такую же информацию, как и относительно нератифицированных конвенций.

Согласно Уставу, принятие государством конвенции или реко­мендации
МОТ не может изменять во вред работникам действо­вавшее в данной стране
законодательство.

Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших меж­дународных
актов. В настоящее время примерно 50 конвенций МОТ пересмотрены последующими
конвенциями. Это не отменя­ет прежние конвенции, а означает лишь то, что
прежняя конвен­ция с момента вступления в силу новой перестает быть открытой
для ратификации, а ратификация государством новой (изменен­ной) конвенции
означает денонсацию прежней (если иное не предусмотрено в самом тексте
конвенции). При принятии пере­смотренной конвенции Международная конференция
труда каж­дый раз решает, закрыта ли прежняя конвенция для ратификации и
означает ли ратификация пересмотренной конвенции денонса­цию прежней.

Устав МОТ содержит положения о контроле за соблюдением
(применением) конвенций и рекомендаций. Механизм контроля включает деятельность
Комитета экспертов по применению кон­венций и рекомендаций, состоящего из
авторитетных юристов раз­личных стран, назначаемых МВТ «в личном качестве», и
Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и
рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и
организаций предпринимателей.

Доклады правительств о применении конвенций и рекоменда­ций
первоначально рассматриваются Комитетом экспертов. Он формулирует замечания,
относящиеся к тем или иным правитель­ствам, либо направляет им запросы. Комитет
публикует также пе­риодические обзоры о применении в различных странах конвен­ций
МОТ.

Ежегодные доклады Комитета экспертов передаются в Комитет по
применению конвенций и рекомендаций, который образуется на каждой сессии МОТ.
Этот последний Комитет обсуждает док­лад Комитета экспертов, в случае
необходимости требует объясне­ний от соответствующих правительств, посылает
представителей МОТ (с согласия правительств) в государства, где допускаются на­рушения
международных трудовых стандартов, для рассмотрения на месте положения дел.

Уставом МОТ создан специальный механизм рассмотрения жалоб
на нарушения государствами обязательств по соблюдению международных трудовых
стандартов.

Представления (жалобы) на государства — члены МОТ, не со­блюдающие
ратифицированные конвенции, могут быть направле­ны в МОТ любым государством —
членом МОТ, национальной организацией трудящихся и предпринимателей,
международными организациями. Такие представления (жалобы) рассматриваются в
комиссиях и комитетах, формируемых Административным сове­том, в том числе в
Комитете по свободе объединений.

Конвенции и рекомендации МОТ характеризуются внутрен­ним
единством и составляют внушительный массив разнообраз­ных норм, охватывающих
широкий круг вопросов и распростра­няющихся на огромное большинство трудящегося
населения.

Следует отметить, что нормативные акты МОТ выходят за рамки
проблематики трудового права, предмета его регулирова­ния. Они включают
положения, относящиеся к праву социально­го обеспечения, свободному времени
трудящихся, строительству жилья для работников, их бытовому обслуживанию,
статистике труда, профессионально-техническому образованию и профессио­нальной
ориентации, организации и способам деятельности госу­дарственных органов по
управлению трудом. Многие акты МОТ относятся не только к зависимым (наемным)
работникам, но и к независимым работникам, предпринимателям, а в ряде случа­ев
— ко всему населению.

Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда,
принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г., сформули­ровала 4 принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств — членов МОТ. Это
свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных
перего­воров; упразднение всех форм принудительного труда; запрещение детского
труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

По своему содержанию нормативные акты МОТ обычно клас­сифицируются
по следующим группам:

акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод чело­века
в области труда;

акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от без­работицы;

акты, регулирующие условия труда;

акты по безопасности и гигиене труда;

акты, регулирующие труд работников, нуждающихся в повы­шенной
правовой защите;

акты, регулирующие труд отдельных категорий работников;

акты, регулирующие сотрудничество организаций работников,
работодателей, государства, мирные способы разрешения трудо­вых конфликтов.

Как видно, эта классификация лишь частично совпадает с
подразделением трудового права на традиционные институты. Обращает на себя
внимание то, что некоторые вопросы труда ос­тались полностью или частично вне
регламентации. Например, в самой минимальной степени отрегулированы в
международных актах трудовой договор, порядок разрешения индивидуальных
трудовых споров, участие работников в управлении производст­вом; отсутствуют
правила, относящиеся к забастовкам, локаутам, дисциплине труда.

Возможность участия ООН в международном регулировании труда
основывается на положениях п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, определивших задачи
международного сотрудничества по разрешению социальных проблем, обеспечению
уважения к пра­вам человека и основным свободам.

Конкретизация этого осуществлена во Всеобщей декларации прав
человека, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 10 де­кабря 1948 г. в форме резолюции. В этом документе сформулиро­ваны основные права и свободы человека, в
число которых входят и важнейшие трудовые права: право на труд, на свободный
выбор работы, на защиту от безработицы; право на справедливые и бла­гоприятные
условия труда; право на равную оплату за равный труд без какой-либо
дискриминации; право на удовлетворительное воз­награждение, обеспечивающее
достойное человека существование для него и его семьи; право на создание
профсоюзов и вступление в них; право на отдых, включая право на разумное
ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск.

Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного для
государств характера. Это в большей мере программный, по­литический акт.

Второй важнейший документ ООН, фиксирующий трудовые права,—
это Международные пакты о правах человека, одобрен­ные Генеральной Ассамблеей
ООН в 1966 г. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных
правах тру­довым правам посвящено значительное число статей. В нем за­креплены
право на труд; право на справедливые и благоприят­ные условия труда, включая
справедливую заработную плату без дискриминации; удовлетворительные условия
существования для работников и их семей; безопасные и здоровые условия труда,
одинаковые для всех возможности продвижения по работе ис­ключительно на основе
трудового стажа и уровня квалификации; право на отдых; право на профсоюзную
организацию; право на забастовку; особая охрана труда женщин-матерей, детей и
под­ростков. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит
нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на
ассоциацию.

Трудовые права в Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах сформулированы подробнее, чем во Всеобщей
декларации прав человека; круг этих прав шире, и, кроме того, в нем содержатся
конкретные обязательства госу­дарств по претворению этих прав в жизнь.
Соблюдение Междуна­родных пактов ООН обязательно для ратифицировавших их госу­дарств.
Создан соответствующий механизм международного кон­троля.

Международные конвенции ООН о ликвидации расовой дис­криминации
(1966 г.) и дискриминации в отношении женщин (1979 г.) запрещают расовую и этническую дискриминацию, а также дискриминацию женщин, в частности в
сфере труда и трудовых отношений. В 1990 г. ООН принята Международная конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их се­мей, в которой
существенное место уделено трудовым правам ми-Фантов.

На региональном уровне источниками международно-правово­го
регулирования труда являются акты, принятые европейскими региональными
объединениями государств: Советом Европы (СЕ) и Европейским союзом (ЕС).

СЕ принял более 130 конвенций, в том числе в области труда
Среди них Европейская социальная хартия (1961 г., пересмотрена в 1996 г.), которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит
универсальные права

человека в социальной и экономической областях, закрепленные
в актах ООН и МОТ. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод (1950 г.) запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциации,
включая право образовы­вать профсоюзы и вступать в них.

Важнейший акт ЕС, в котором провозглашены социальные и
экономические права,— Хартия основных социальных прав тру­дящихся (1989 г.).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ