§ 1. Понятие статистического наблюдения и организация его проведения :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

§ 1. Понятие статистического наблюдения и организация его проведения

.

§ 1. Понятие статистического наблюдения и организация его проведения

Статистическое наблюдение — это специфический метод и одновременно первая стадия (этап) любого конкретного юридическо-статистического изучения, представляющего собой на­учно организованный по единой программе учет интересующих фактов о правовых и юридически значимых явлениях и процес­сах и сбор полученных на основе этого учета массовых первич­ных данных в какую-то совокупность.

Любое юридическо-статистическое исследование начинается, во-первых. с получения исходной социально-статистической ин­формации, т. е. с учета преступлений, правонарушений, граждан­ских споров, приговоров, судебных решений, видов наказания и других юридически значимых фактов. Во-вторых, с обобщения учтенных фактов в соответствующую сумму, массив, совокупность. На практике эти два аспекта статистического наблюдения состав­ляют единый процесс учета и отчетности: вначале учитываются уголовные или гражданские дела, обвиняемые или ответчики по каким-то необходимым нам признакам, а затем полученные све­дение представляются в различных формах отчетности.

Содержание учета и отчетности предопределяется целями и задачами наблюдения. Если, например, надо установить возраст­ное распределение лиц, арестованных в порядке избрания мер пресечения и находившихся в следственных изоляторах, то в основе учета арестованных будет значиться их возраст. Если нужны обоб­щенные сведения о «цене» дорожно-транспортных происшествий, то учету подлежит сумма ущерба по каждому ДТП. Если же изу­чается влияние пьянства на семейные отношения, то за основу учета могут быть взяты разводы, обусловленные пьянством од­ного из супругов, факты лишения родительских прав отца или матери в связи с их алкогольной деградацией, случаи отклоняю­щегося поведения несовершеннолетних, воспитывающихся ро­дителями-пьяницами, и другие показательные явления.

Во всех случаях статистическое наблюдение будет представ­лять собой количественную регистрацию отдельных явлений, отбираемых по качественно-определенным признакам. При ста­тистическом наблюдении в криминологическом исследовании регистрируются индивидуальные явления изучаемой совокупно­сти (преступления, преступники, причины) или отдельные их признаки (юридическая квалификация преступления, социаль­но-демографические данные преступников, виды и сроки нака­зания и т. д.)

Как бы ни проводились учет фактов и их суммирование, этот двуединый процесс должен быть организован таким образом, чтобы опираясь на полученный первичный материал, можно было бы сделать более или менее объективные выводы об изучаемом явлении. Поэтому одним из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, — это достоверность и полнота собираемой исходной информации. Умышленное или неосторож­ное нарушение этих требований может свести на нет результаты статистического наблюдения, нередко организованного на тер­ритории всей страны. Лживые статистические сведения могут быть общественно опасными.

Неслучайно в УК РСФСР существовала уголовная ответствен­ность за приписки в государственной отчетности и представле­ние других умышленно искаженных отчетных данных (ст. 152-1). Она была введена в 1962 г. и просуществовала около 30 лет, т. е. в те самые годы, когда статистические показатели и фактические реалии строительства коммунизма стали существенно расходиться между собой и официальный обман становился очевидным. Ана­логичная ситуация в настоящее время складывается с учетом преступности, когда фактическая преступность растет, а регис­трируемая сокращается. К подобным случаям приемлем афоризм: есть ложь, есть большая ложь и есть статистика.

Статистическое наблюдение проводится не в праздных це­лях. На основе его результатов принимаются важные практичес­кие и нередко дорогостоящие решения. Если результаты наблю­дения не отражают реалий, решения будут бесполезны, ошибочны и даже вредны. Предположим, что сведения об учтенной преступности в городе или области не отражают реалий. Право­охранительные органы или отдельные должностные лица из ка­рьеристских побуждений, желая показать свою способность кон­тролировать преступность, ведут направленно-выборочный учет преступлений, о которых им стало известно: регистрируют мел­кие, легко раскрываемые и «публичные» (ставшие общеизвест­ными) деяния и укрывают преступления, которые трудно рас­крыть. Согласно отчетности этих органов, преступность в горо­де может сокращаться, а ее раскрываемость расти. На самом же деле преступность растет, а раскрываемость снижается. Прини­маемые на основе официального учета и отчетности меры будут загонять криминальные проблемы города вглубь до тех пор, пока этот статистический обман не станет очевидным или выявлен­ным, либо пока не наступит социальный взрыв на криминаль­ной основе.

При всей противоправности и даже преступности поведе­ния соответствующих должностных лиц при организации учета и отчетности в приведенном примере, подобные факты в оте­чественной статистической действительности почти традиционны. Сейчас важно уяснить одно: статистическое наблюдение — начальный и исходный этап любого юридическо-статистичес-кого изучения и его конечные результаты зависят от его пра­вильной научной организации.

Организация статистического наблюдения включает в себя:

—  определение его целей и задач;

—  выбор надлежащего объекта;

—  установление единиц наблюдения, совокупности, изме­рения;

—  составление программы наблюдения.

1. Цели статистического наблюдения могут быть самыми раз­ными. Они вытекают из реальных социально-правовых потреб­ностей, из жизненно необходимых нужд, которыми обремене­ны правоохранительные и другие юридические учреждения или государство в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа зак­люченных во всех странах мира становится нормой, показате­лем цивилизованности, базовыми данными, на основе кото­рых организуется борьба с преступностью и оценивается безо­пасность общества. Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с воз­никающими потребностями.

До 60-х гг. в СССР почти не было учета предупредительной деятельности, проводимой правоохранительными органами и судами. Возобновление криминологичеких исследований в сере­дине 60-х гг., внедрение профилактической направленности в уго­ловную политику, введение в уголовно-процессуальное законо­дательство положений, обязывающих следователя, прокурора и суд изучать причины и условия, способствующие совершению преступлений, и вносить соответствующие представления и час­тные определения потребовали необходимого учета профилакти­ческой деятельности и отчетности по ней.

Появление массовой организованной преступности в СССР и России во второй половине 80-х гг. потребовало ввести соответ­ствующий ведомственный учет. Он был внедрен еще до принятия необходимых изменений и дополнений к УК РСФСР, опреде­ливших понятие «совершение преступления организованной груп­пой». Организация борьбы с мафиозной преступностью в после­дующие годы требовала постоянного совершенствования и рас­ширения этого учета. Он стал еще более углубленным в связи с принятием нового УК, в котором криминализирована деятель­ность по организации преступных формирований и расширена уголовная ответственность за совершение преступлений преступ­ным сообществом и организованной преступной группой.

Аналогичная ситуация сложилась в связи с распространением коррупции среди государственных служащих в России в 90-е гг. Правоохранительные ведомства были вынуждены ввести специ­альный учет коррупционных преступлений, совершаемых госу­дарственными служащими. Только при таком подходе можно как-то судить о реальной деятельности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и в меньшей мере (в связи с высокой латентностью этих деяний) — о распространенности коррупции и эффективности социально-правового контроля над ней.

Вступление в действие с января 1997 г. нового УК РФ, Осо­бенная часть которого существенно отличается от прежнего уго­ловного законодательства, потребовало кардинального пересмот­ра всей системы уголовного учета и отчетности о преступности и борьбе с ней.

На уровне республик, краев, областей, городов и районов могут возникнуть свои специфические потребности в мониторинге тех или иных юридически значимых явлений и процессов. Они отслеживаются в интересах дела сверх общеобязательных и общегосударственных форм учета и отчетности. Однако и здесь должна соблюдаться соответствующая мера. Требование все но­вых и новых сведений, в которых нет особой нужды, с нижесто­ящих организаций может парализовать их реальную деятельность или исказить ее. Например, увлечение формальными показате­лями по профилактике преступлений в 80-е гг. (попросту гово­ря, приписками) привело к разрушению реальной профилакти­ческой деятельности, а потом и всей системы профилактики в органах внутренних дел.

Характер статистического наблюдения определяется его це­лями, которые в свою очередь должны формулироваться, исхо­дя из реальных потребностей юридической деятельности и прак­тических возможностей тех организаций, на которые возлагает­ся статистическое наблюдение.

2. За выбором целей статистического наблюдения следует вы­бор объекта наблюдения, включающий в себя совокупность соци­ально-правовых отношений, которые следует изучить для дости­жения поставленных целей. Если мы определили цель наблюде­ния — выработку более эффективной борьбы с коррупцией сре­ди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере госу­дарственной службы: уровень совершаемых коррупционных дей­ствий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголов­ную ответственность за свои действия, уровень криминализа­ции реальных коррупционных действий и т. д.

Всякий круг социально-правовых отношений, которые выс­тупают объектом статистического наблюдения, может быть прак­тически безграничен. Поэтому, определив содержание объекта, следует четко обозначить его пространственные, временные и количественные пределы: на какой территории (район, город, субъект Федерации), за какой период (квартал, год, несколько лет), в каком объеме (100, 1000 или более единиц наблюдения) предполагается изучить нужные явления, процессы, события, признаки, чтобы достичь поставленной цели. Без определения указанных пределов статистического наблюдения трудно организовать его проведение и еще труднее оценить представительность полученных данных.

3. Определив цель и объект статистического наблюдения, не­обходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах сово­купности и единицах измерения.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, отку­да должна быть получена первичная статистическая информация. Применительно к уголовной статистике это могут быть отделе­ния милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды или мировые судьи, учреждения исполнения наказаний. Относительно сведений гражданско-правовой статистики таки­ми единицами наблюдения выступают районные суды, мировые судьи, арбитражные суды, районные прокуратуры, нотариаль­ные учреждения, различные отделы местных администраций. Еди­ницами наблюдения административно-правовой статистики мо­гут быть районные суды, мировые судьи, органы внутренних дел, ГАИ, пожарный надзор и десятки других контрольных и надзор­ных учреждений, наделенных правом административной юрис­дикции.

Единицей совокупности считается первичный составной неде­лимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого не­обходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. К таким эле­ментам относятся преступление, преступник, потерпевший, ис­тец, ответчик, причина, иск и т. д. Сумма данных явлений обра­зует совокупность преступлений, преступников, причин, потер­певших, исков.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитыва­ются изучаемые юридической статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юсти­ции в качестве единиц измерения преступности применяют три показателя: уголовное дело (следственное или судебное произ­водство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) — подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужден­ный, заключенный.

Умение правильно провести границу между единицами из­мерения имеет важное научно-практическое значение. Напри­мер, нельзя сопоставлять преступность, измеренную в преступ­лениях, уголовных делах и лицах, поскольку в конкретном уго­ловном деле возможно несколько преступлений, одно преступ­ление может быть совершено группой лиц или одно и то же лицо

может совершить ряд преступлений. Более того, в процессе след­ственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших зарегистрированные преступления. Субъекты пре­ступлений на разных стадиях уголовного правосудия также несо­поставимы: не всякий подозреваемый становится обвиняемым, не всякий обвиняемый может быть подсудимым, не всякий под­судимый может быть осужден и не каждый осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы. Сопоставимость единиц из­мерения — важнейшее требование статистического наблюдения. Дан­ное требование в определенной мере относится к единицам на­блюдения и единицам совокупности.

4. Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые долж­ны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. А. Кетле в свое время сформулировал три правила составления программы статистического наблюдения. Он пола­гал, что в нее: 1) желательно включать только те вопросы, на которые необходимо получить ответы для решения поставленной задачи; 2) не следует включать вопросы, на которые невозможно получить ответы удовлетворительного качества; 3) не должны включаться вопросы, которые могут вызвать недоверие обследуе­мых субъектов относительно целей проводимого обследования. Эти правила не утратили своего значения.

Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения. Правильно составленная программа наблю­дения и обеспечение проверки данных -- важные условия ус­пешной статистики. Программа статистического наблюдения со­ставляется при организации каждого юридическо-статистического изучения. Своеобразными, относительно стабильными програм­мами статистических наблюдений являются официальные фор­мы учета и отчетности, государственные и ведомственные. Более углубленное изучение судебной практики по гражданским и уго­ловным делам, преступности, ее территориальных различий, причин преступности и других проблем требует специальных про­грамм.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.