§ 1. Понятие, субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда :: vuzlib.su

§ 1. Понятие, субъекты, источники и принципы международно-правового регулирования труда :: vuzlib.su

33
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Понятие, субъекты, источники и принципы международно-правового
регулирования труда

.

§ 1. Понятие, субъекты, источники и принципы
международно-правового регулирования труда

Построение демократического правового государства, основан­ного
на рыночной экономике и многообразии форм собственно­сти, должно сопровождаться
перемещением приоритетов в право­вом регулировании труда, содержании трудового
законодательст­ва. На первый план выдвигаются учет и охрана интересов человека
труда, защита его прав, обеспечение социальных гаран­тий. В условиях
разгосударствления экономики, обеспечения свободы производителя необходима
новая модель правового ре­гулирования трудовых отношений, основанная на
децентрализа­ции, расширении договорных начал.

Новые законодательные акты о труде и принимаемые реше­ния
должны отвечать самым высоким требованиям, соответство­вать общемировым
стандартам прав человека и международным нормам трудового права. Российской
Федерации нужно взять из международного трудового права самые прогрессивные
нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечивать реализацию всех
трудовых прав и свобод, закрепленных в Кон­ституции РФ.

На современном международно-правовом регулировании тру­да
базируются Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации
1991 года и Конституция РФ. В частно­сти, Конституция РФ предусматривает, что
человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность го­сударства (ст. 2).
Основные права и свободы человека неотчуж­даемы и принадлежат каждому от
рождения (ст. 17).

Международные нормы, касающиеся трудовых отношений,
направлены на то, чтобы усовершенствовать саму систему внут­реннего
национального трудового права. При этом обязанность государства — члена
Международной организации труда (МОТ) — внести изменения и в свою систему права
в соответствии с кон­венциями МОТ возникает лишь постольку, поскольку их нормы
содержат, как правило, более льготные условия труда, нежели нормы внутреннего
закона. Поэтому трансформация международ­ных норм о труде имеет все-таки
определенную специфику.

В связи с принятием Конституции РФ 1993 года спор о
возможности прямого применения международных норм полу­чил свое разрешение. На
конституционном уровне теперь за­крепились приоритеты международных норм над
внутригосу­дарственными. В Конституции РФ ч. 4 ст. 15 гласит: «Обще­признанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются со­ставной частью ее правовой системы. Если международным до­говором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила междуна­родного договора».

Сформулированные в Конституции РФ положения впервые нашли
свое законодательное закрепление в новом Трудовом ко­дексе (ст. 10).

Следует также указать на ст. 46 Конституции РФ, где закре­пляется
право каждого гражданина в соответствии с междуна­родными договорами Российской
Федерации обращаться в меж­государственные органы по защите прав и свобод
человека и гражданина, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударствен­ные
средства правовой защиты. Сегодня вступление нашей стра­ны в Совет Европы
предоставляет российским гражданам новые дополнительные гарантии для защиты
своих прав и налагает тем самым на государственные органы дополнительные
обязанности по соблюдению трудовых прав.

Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового
регулирования труда составляют прежде всего идеи правовой за­щиты высших
ценностей общества и государства, а именно — прав и свобод человека, его чести
и достоинства в сфере труда.

Международные нормы о труде содержатся в различных между­народных
многосторонних и двусторонних договорах, соглашени­ях, а также актах
рекомендательного характера.

Результатом международно-правового регулирования труда
являются международные трудовые стандарты. Они должны от­вечать интересам
человека труда.

В науке трудового права под международно-правовым регу­лированием
труда понимаются регулирование условий труда и охраны законных прав работников
посредством международных соглашений. Это одна из разновидностей защиты прав
человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в со­временном
трудовом праве.

Формой международно-правового регулирования труда яв­ляются
конвенции и рекомендации о труде, разработанные МОТ.

Международно-правовое регулирование труда превратилось в
важный фактор, характеризующий социальную действительность современного
целостного и взаимозависимого мира. Этому во многом способствовала
многообразная деятельность МОТ, и в первую очередь нормативная.

Международная организация труда в настоящее время зани­мает
важное место среди субъектов международно-правового ре­гулирования труда.
Созданная в соответствии с Версальским мирным договором в 1919 году вместе с
Лигой Наций и пере­жившая эту организацию, МОТ в 1946 году стала первым спе­циализированным
учреждением ООН. На сегодняшний день чис­ло государств — членов МОТ достигло
175, тогда как первона­чально в нее входило лишь 45 государств.

От других международных организаций МОТ, усилия кото­рой в
1969 году были отмечены Нобелевской премией мира, от­личается одной важной
особенностью: представители трудящихся и предпринимателей участвуют в
определении ее политики на равных правах с представителями правительств, т. е.
она строит­ся по принципу равного трипартизма, что отражает своего рода
социальное партнерство на международном уровне.

Международная организация труда занимается следующими
проблемами:

разрабатывает международную политику и программы, на­правленные
на улучшение условий труда и жизни трудящихся, на повышение возможностей
занятости и поддержку основных прав человека;

принимает международные трудовые нормы, служащие осно­вой
для осуществления данной политики;

проводит широкую программу международного технического
сотрудничества для оказания помощи правительствам в эффек­тивном проведении в
жизнь этой политики;

содействует общему и профессиональному образованию, ведет
исследовательскую и издательскую работу, что способствует вы­полнению ее
программ.

Официальной целью МОТ в соответствии с Филадельфийской
декларацией, принятой 10 мая 1944
г
. и включенной в качестве приложения в Устав МОТ,
являются «установление прочного’ мира на основе социальной справедливости и
обеспечение эконо­мической и социальной стабильности в мире». В Уставе МОТ и
Филадельфийской декларации сформулированы задачи, направленные на достижение
этой цели. Они сводятся к развитию и по­ощрению как на международном, так и на
национальном уровнях деятельности, направленной на улучшение условий труда и
повышение жизненного уровня трудящихся. Необходимо отметить, что в качестве
основополагающего принципа провозглашается то, что все люди независимо от веры,
расы, пола должны иметь право наосуществление своего материального
благосостояния, а также ду­ховного развития в условиях свободы и достоинства,
экономиче­ской устойчивости и равных возможностей.

Кроме Филадельфийской декларации МОТ (1944 г.) 18 июня 1998 г. МОТ приняла
Декларацию об основополагаю­щих принципах и правах в сфере труда. В данной
Декларации сформулированы четыре важных принципа, которые являются
обязательными для всех государств — членов МОТ. К ним от­носятся: свобода
объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
упразднение всех, форм принудительного труда; действенное запрещение детского
труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий. Пере­численные
задачи и принципы осуществляются путем установ­ления международных трудовых норм
в форме конвенций и ре­комендаций.

Для выполнения своих задач МОТ использует три допол­няющих
друг друга метода работы: разработка, принятие между­народных норм и
осуществление контроля за их соблюдением. Кроме того, МОТ оказывает
государствам-членам техническую помощь в этой области: проведение
исследовательской работы и распространение информации.

За период с 1919 по 2002 г. были приняты 184 конвенции и 191
рекомендация. Они затрагивают широкий круг проблем мира, труда и, в частности, некоторые
основные права человека (право на свободу объединения, право на коллективные
переговоры и до­говоры, право на труд, отдых, упразднение принудительного тру­да,
ликвидацию дискриминации в области найма и др.), а также вопросы, связанные с
трудовыми отношениями, политикой в об­ласти занятости, условиями труда,
социальным обеспечением, без­опасностью и гигиеной труда, охраной труда женщин,
несовер­шеннолетних и условий труда отдельных категорий трудящихся (например,
мигрантов).

Международная организация труда включает в себя: Гене­ральную
конференцию, Административный совет и Международ­ное бюро труда (МВТ). В
соответствии со ст. 3 Устава МОТ Генеральная конференция является высшим
нормативным орга­ном МОТ. Она состоит из делегатов всех государств — членов
МОТ. Генеральная конференция МОТ созывается каждый раз, когда этого требуют
обстоятельства, но не реже чем один раз в год. В ней участвуют по четыре
представителя от каждого госу­дарства, из которых два являются
правительственными делегата­ми, а два других представляют соответственно: один
— предпри­нимателей, а другой — трудящихся.

В компетенцию Генеральной конференции входят:

определение основных задач и направлений деятельности МОТ;

внесение изменений и дополнений в Устав МОТ;

разработка и принятие международных конвенций и рекомен­даций
в области трудовых отношений;

прием в члены МОТ отдельных государств;

контроль за применением государствами ратифицированных ими
конвенций и рекомендаций.

Вторым по своей значимости после Генеральной конферен­ции
органом МОТ является Административный совет. Он изби­рается на три года. Из
своего состава Административный совет избирает председателя и двух
заместителей, из которых один яв­ляется представителем правительства, один —
представителем предпринимателей и один — представителем трудящихся. Он ус­танавливает
собственную процедуру и определяет время своих заседаний.

Третье место в структуре органов МОТ занимает Междуна­родное
бюро труда (МВТ). Во главе МВТ стоит Генеральный директор, который назначается
Административным советом и в соответствии с его инструкциями отвечает перед ним
за эффек­тивную работу Бюро и за выполнение любых других задач, ему порученных.
Генеральный директор или его заместитель присут­ствуют на всех заседаниях
Административного совета.

Основными функциями МВТ являются сбор и распространение
сведений по всем вопросам, относящимся к международному регу­лированию условий
труда и положению трудящихся, и, в част­ности, изучение вопросов, которые
предполагается представить на рассмотрение Конференции в целях принятия
международных кон­венций, а также проведение различных специальных
обследований, порученных ему Конференцией и Административным советом.

Субъектами международно-правового регулирования труда могут
быть различные объединения государств. Например, в на­стоящее время отдельными
полномочиями по такому регулиро­ванию обладают члены Содружества Независимых
Государств (СНГ). Российская Федерация среди главных направлений дея­тельности,
как член СНГ, участвует в расширении договор­но-правовой базы Содружества на
основе принципов равнопра­вия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние
дела друг друга, обеспечения прав и свобод россиян, проживающих в дру­гих
государствах СНГ, и др.

Источники международно-правового регулирования труда.
Разработка и принятие международных трудовых норм представ­ляет собой важнейшую
функцию МОТ.

Международные трудовые нормы являются одним из каналов,
через который результаты социальных достижений отдельных го­сударств становятся
известными, и в той или иной степени за счет его внедрения на национальном
уровне других стран стано­вятся доступными для большинства слоев населения.

Среди всех источников международно-правового регулирова­ния
труда по сфере регулирования, по числу и значению боль­шое место занимают
конвенции МОТ. Конвенции и рекоменда­ции МОТ (их более 375) приняты по
многочисленным вопросам регулирования трудовых, профессиональных,
социально-экономи­ческих отношений. «*

Конвенции являются юридическими документами, имеющими силу
международного договора, правовой статус которого опре­деляют порядок
заключения, действия, изменения и прекраще­ния международных обязательств,
условия их действительности.

Конвенция вступает в силу при условии ее ратификации не
менее чем двумя государствами — членами МОТ. Что касается каждого государства —
члена МОТ, то конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее
высшим органом государственной власти.

Все ратифицированные конвенции регистрируются в МВТ и там же
хранятся.

Вторую группу источников международно-правового регули­рования
труда составляют договоры и соглашения. В соответст­вии с нормами
международного права каждое государство оформляет ратификацию договоров и
соглашений ратификацион­ной грамотой. Договоры могут быть как двусторонними,
так и многосторонними.

Устав МОТ предусматривает принятие рекомендаций в об­ласти
международно-правового регулирования труда.

Рекомендации вырабатываются МОТ в тех случаях, когда вопрос
не считается достаточно разработанным для принятия твердых, конвенционных
обязательств или когда требуется дета­лизировать, дополнить положения
принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым
измене­ниям.

Рекомендации МОТ не являются международным договором, а
следовательно, не требуют ратификации. Рекомендация пред­ставляет собой
обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие
нормы в национальное зако­нодательство. В отличие от конвенции рекомендация
является источником информации, а также возможной моделью для даль­нейшего
совершенствования национального законодательства.

Представители трудящихся и правительства ряда стран, как
правило, выступают за принятие конвенций, дополненных реко­мендациями.
Функциональное назначение конвенций и рекомендаций МОТ состоит в том, чтобы
служить дополнительным сти­мулом развития и совершенствования национального
законода­тельства в социально-трудовой области и совершенствования системы
социальной защиты трудящихся.

Международные трудовые нормы, вырабатываемые в рамках
Организации, содержатся, как было сказано выше, в конвенциях и рекомендациях
МОТ. Различие между этими двумя видами актов состоит прежде всего в том, что
конвенции возлагают на ратифицирующее их государство международно-правовые
обязан­ности, а рекомендации таких обязанностей не создают.

Совокупность конвенций и рекомендаций, принятых МОТ,
характеризуется в зарубежной литературе и официальных изда­ниях МВТ как
Международный трудовой кодекс.

По мере появления нового нормативного материала Между­народный
трудовой кодекс дополняется и переиздается.

Международный трудовой кодекс является тематически сис­тематизированным
сводом социально-трудовых норм по вопро­сам, входящим в компетенцию МОТ.
Тексты, содержащие эти нормы, разрабатываются и публикуются в МВТ при активном
участии государств — членов МОТ. Они предназначены для ис­пользования в
национальном законодательстве и практике стран с различными
социально-экономическими системами и междуна­родным сообществом в целом. Они
охватывают достаточно ши­рокий и разнообразный круг вопросов, касающихся проблем,
имеющих общий интерес, таких как свобода объединения, запре­щение
принудительного труда, инспекции труда, охрана труда женщин, подростков,
установление минимального размера зара­ботной платы, социальное обеспечение,
регламентация продолжи­тельности рабочего времени, ежегодных отпусков,
обеспечение техники безопасности и гигиены труда, определение социальной
политики и политики в области занятости, отношения, касаю­щиеся
трудящихся-мигрантов, профессиональное обучение и т. д.

Следовательно, на протяжении 83 лет МОТ успешно решает
поставленные перед ней задачи, разрабатывая и принимая кон­венции и
рекомендации, устанавливающие международные тру­довые нормы, руководствуясь в
своей деятельности принципами универсальности и трехсторонности (трипартизма),
сочетания разработки и принятия норм с контролем за их соблюдением.

Каково содержание указанных принципов?

Принцип универсальности. Его можно назвать принципом
всеобщности. Он обеспечивает возможность вступления в МОТ всем государствам, берущим
на себя предусмотренные ее Уста­вом обязательства (ст. 1 Устава п. 2—4). В
соответствии с этим принципом МОТ должна стремиться охватить своим членством
все государства мира. Как сказано в Уставе МОТ, членом МОТ может стать любое
государство, входящее в ООН. Для этого оно должно сообщить в надлежащем порядке
о принятии на себя обязательств, вытекающих из Устава МОТ. Государство, не вхо­дящее
в ООН, может быть принято в члены МОТ Генеральной конференцией МОТ
квалифицированным большинством голосов (две трети присутствующих на сессии
делегатов). Как отмечал в своем докладе на Конференции МОТ Генеральный директор
МОТ Мишель Хансен: «Наша организация насчитывает сегодня 175 государств-членов,
в которых проживают 98% населения мира. В этом смысле она никогда прежде не
имела столь уни­версального характера, как сегодня. В то же время МОТ всегда
твердо и ясно заявляла, что защищаемые ею ценности сами по себе универсальны».

Принцип универсальности выражается также и в характере
вырабатываемых и принимаемых МОТ многих трудовых норм. Эти нормы, в частности,
направлены на создание условий, в кото­рых трудящиеся менее развитых регионов
мира могли бы полу­чить права, аналогичные правам рабочих и служащих стран с бо­лее
передовым социальным законодательством. Тем самым между­народные нормы о труде
отражают и основную цель деятельности МОТ, которая заключается в создании
универсальной системы за­щиты основных прав человека, улучшении условий труда и
жизни трудящихся. Такие универсальные нормы содержатся, например, в конвенциях
МОТ о свободе ассоциаций и праве на коллективные переговоры (№ 87, № 98),
защите от принудительного труда (№ 29, № 105), защите от дискриминации в
трудовых отношениях (№ 100, № 111) и некоторых др. Вместе с тем наряду с
приняти­ем универсальных норм в деятельности МОТ учитывается, что особые
потребности стран, находящихся на разных стадиях разви­тия, должны приниматься
во внимание в положениях документов, принимаемых МОТ.

Международные трудовые нормы считаются универсальными еще и
потому, что в их разработке участвуют государства с раз­личными социальным
строем, экономической и политической системами.

Универсальность международных трудовых норм в значитель­ной
степени способствует взаимодействию с нормами внутриго­сударственного права и
применению этих норм государствами в национальном законодательстве, и тем самым
осуществляется за­дача установления минимальных требований к поведению госу­дарств
при решении конкретных социальных проблем.

Принцип трехсторонности (трипартизма). В основе этого
принципа лежит особая организация работы МОТ по разработке и принятию
международных норм о труде, а также контролю за их применением. Если принцип
универсальности характерен для многих международных организаций, то принцип
«трипартизма» присущ только МОТ.

Он заключается в том, что в этой работе наряду с представи­телями
государств-членов на равных с ними основаниях участву­ют представители
предпринимателей и трудящихся. Каждое го­сударство — член МОТ направляет на
ежегодную Международ­ную конференцию труда двух делегатов от правительства,
одного делегата от предпринимателей и одного от трудящихся. Делега­ты от
предпринимателей и от трудящихся выступают и голосуют самостоятельно.

Идея трипартизма считается важным вкладом МОТ в соци­альную
организацию и в социальную теорию. Следует подчерк­нуть, что именно с помощью
трипартизма правительство коорди­нирует и объединяет две силы, за которыми
стоят два главных фактора производства: труд и капитал. Принцип трипартизма
обеспечивает в полной мере демократический контроль за дея­тельностью МОТ.

Таким образом, каждая международная норма отражает инте­ресы
трудящихся и предпринимателей и является результатом компромиссного решения
вопросов, связанных с взаимоотноше­нием сторон в области труда.

Контроль за соблюдением государствами международных трудовых
норм. Особое внимание в деятельности МОТ уделяет­ся контролю за имплементацией
конвенций МОТ, так как, рати­фицируя конвенцию, государства — члены МОТ
фактически бе­рут на себя обязательства проводить в жизнь положения этих актов.
В соответствии с п. 5 «е» ст. 19 Устава МОТ государства обязаны представлять на
рассмотрение компетентных властей вновь принятые конвенции, а также
представлять Генеральному директору МОТ информацию о том, состоялась ли
ратификация конвенции, и о мерах, необходимых для эффективного примене­ния
положений данной конвенции. В случае если конвенция не ратифицируется
соответствующими властями, государство обяза­но представлять по запросам МВТ
доклады о состоянии законо­дательства, о существующей практике в его стране в
областях, которых касается конвенция, о том, какие меры были приняты или
намечены для придания силы любым положениям конвен­ции путем принятия
законодательных или административных мер или любым другим путем. Государство
также должно ин­формировать МВТ и о тех обстоятельствах, которые задержива­ют
или препятствуют ратификации конвенции.

Такие обязательства государств — членов МОТ в связи с кон­венциями
создают предпосылки имплементации часто даже до их ратификации. На практике
контроль за соблюдением между­народных трудовых норм представляет собой
достаточно разно­образную систему процедур. В нее входят процедуры, относя­щиеся
как ко всем областям трудового права, так и специаль­ные, например по вопросам,
относящимся к свободе ассоциаций.

Относительно процедур, касающихся всех областей трудового
права, работа МВТ по контролю строится по двум направлени­ям. Первое
направление — это рассмотрение докладов государств-членов, а второе —
рассмотрение конкретных жалоб, по­ступающих от международных и региональных
общественных организаций и профсоюзов, а также государств. Первое направ­ление
нашло свое отражение в ст. 22 Устава МОТ, согласно ко­торой каждое государство
обязано представлять в МВТ ежегод­ные доклады о мерах, принятых им в целях
введения в действие положений конвенций, к которым оно присоединилось.

Другая процедура контроля за практическим применением
конвенций — рассмотрение жалоб от различных общественных ор­ганизаций, а также
государств. Наиболее активными в этой облас­ти оказались профсоюзы. Для
рассмотрения жалоб от них в МОТ был создан специальный Комитет по свободе
ассоциаций.

Следует отметить еще один метод контроля, который зало­жен в
Уставе МОТ. В соответствии со ст. 26—34 Устава каждый член организации может
подать жалобу в МВТ, если он не удовлетворен тем, насколько другой член
Организации эффек­тивно обеспечивает выполнение какой-либо конвенции, которую
они оба ратифицировали. Разработана процедура рассмотрения такого рода жалоб.
Однако даже в том случае, если весь меха­низм рассмотрения жалоб будет
задействован и орган МОТ, от­ветственный за рассмотрение таких жалоб, признает
факт нару­шения конвенции, МОТ не может принудительно обязать госу­дарство
изменить национальное законодательство, дабы оно не противоречило
ратифицированной конвенции. Фактически Устав МОТ не содержит твердой правовой
базы для привлечения к ответственности государств — членов Организации, не
выполняю­щих своих обязательств по ратифицированным конвенциям. Чаще всего
ответственность носит моральный характер.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ