§ 1. Понятие и виды источников трудового права :: vuzlib.su

§ 1. Понятие и виды источников трудового права :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Понятие и виды источников трудового права

.

§ 1. Понятие и виды источников трудового права

Под источником права понимается форма права. Это акты
соответ­ствующих компетентных органов с нормативным содержанием. Их не следует
путать с актами тех же органов, изданными в процессе правоприменительной
деятельности. Так, постановление Правитель­ства РФ от 10 июля 1988 г. «О составе комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе» или
отдельные указы Президента РФ о награждении за заслуги перед государством тех
или иных лиц правовых норм не содержат, а вот Указ Президента РФ от 5 мая 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и
оздоровлению государственных финансов» носит правовой характер, ибо обладает
нормативным содержанием.

Нормы трудового права могут быть закреплены в актах, явля­ющихся
по своему основному содержанию источниками других отраслей права, например
государственного. Так, в Конституции РФ, которая является юридической базой
текущего законодатель­ства, закреплены основные права и обязанности граждан в
сфере труда.

Большое значение для источников права имеют такие акты, как
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948 г. Не меньшее значение для российского законодательства имеют и
конвенции МОТ, акты, принятые этой международной организацией и
ратифицированные правительствами отдельных стран, и в том числе России.

Определяя задачи МОТ, ее генеральный директор М. Ансенн
неоднократно подчеркивал, что эта организация готова поделиться опытом и
оказать помощь странам в успешном переходе к той модели рынка, которая
обеспечивает не только экономическое развитие, но и социальную справедливость.
«…В нашем распоряжении нет механизма применения санкций. Но мы хотим, чтобы
правительство помнило о своих обязательствах…»*.

*Известия 1994, 4 июня.

Все нормы МОТ сформулированы очень корректно. Например, в
таком акте, как Конвенция об инспекции труда (1950 г.), в которой речь идет о необходимости осуществления контроля за соблюде­нием
законодательства, «относящегося к условиям труда и к охране трудящихся в
процессе их работы», казалось бы, больше, чем в каком-либо другом, должен был
проявиться характер императив­ности. И тем не менее МОТ очень осторожно
формулирует пос­ледствия нарушений (ст. 18), указывая на то, что «национальным
законодательством предусматриваются и применяются соответст­вующие санкции за
нарушения законодательных положений, при­менение которых подлежит контролю со
стороны инспекторов труда, и за противодействие, оказанное инспекторам труда
при осу­ществлении ими своих обязанностей»*.

*Конвенции и рекомендации, принятые Международной
организацией труда (1919-1956) МБТ. Женева, 1991. Т 1. С. 793.

Редакция этой нормы очень симптоматична. Это не рекоменда­ция,
ибо соблюдение правила обязательно, и не правовая норма с ее обязательным
атрибутом — санкцией. Вместе с тем нельзя считать ее и договором, в котором
стороны решили урегулировать ту или иную ситуацию определенным образом и
установили санкции на случай невыполнения обязательств.

Учитывая особенности этих норм, национальное законодательст­во
должно строиться в соответствии с ними, обеспечивать их соблю­дение и придавать
их исполнению обязательный характер.

Очень важной в этом смысле представляется ст. 15 Конституции
РФ, в которой сказано, что «общепринятые принципы и нормы меж­дународного права
и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой
системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные
прави­ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного
договора». Не случайно и в зарубежных странах, например во Франции, где
существует приоритет международного права перед внутригосударственным,
некоторые ученые помещают международ­ные акты на вершине национальной пирамиды
источников права*.

* См.: Иванов С. А.
Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы //
Государство и право. 1994. №8-9. С. 73.

Источники трудового права можно классифицировать: 1) по их
юридической силе; 2) по сфере их действия.

По юридической силе источники трудового права делятся на
законы, которые обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими
источниками, и подзаконные акты — указы Прези­дента РФ, постановления и
распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила (в рамках
министерств, ведомств, ко­митетов) и локальные (местные) акты, значение которых
в настоящее время существенно возрастает. Это особенно относится к коллектив­ным
договорам и соглашениям. Последние не были известны нашему законодательству
последних лет. Среди них имеются генеральные, региональные, отраслевые,
профессиональные и территориальные, субъектами их являются объединения
предпринимателей и работаю­щих и даже Правительство РФ. Все они направлены на
решение трудовых и социальных вопросов. Но источниками трудового права они
становятся не поэтому, а именно в силу их договорного, согласи­тельного характера,
причем только в той их части, в какой они носят характер нормативных условий
(см. гл. VI).

По сфере действия источники могут быть федеральными, отрас­левыми
и местными (локальными). Разновидностью этой же класси­фикации может быть и
классификация по кругу лиц, на которых распространяются отдельные нормы
трудового законодательства.

Важнейшим источником отечественного права в целом, в том
числе и трудового, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Будучи основным законом, она обладает высшей юридичес­кой силой. Все другие законы и иные
акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с
Конституцией. Она является юридической базой текущего трудового
законодательства. В ней за­креплены права и свободы человека и гражданина, равенство
их перед законом и судом. Конституция запрещает любые формы огра­ничения прав
граждан по признакам социальной, расовой, нацио­нальной, языковой или
религиозной принадлежности. Труд является свободным, причем каждый имеет право
на труд в условиях, отвеча­ющих требованиям безопасности и гигиены, на
вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже
установлен­ного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также
право на защиту от безработицы.

Каждый гражданин имеет право на отдых. Конституция закрепля­ет
право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты
своих интересов. Свобода деятельности об­щественных объединений гарантируется.
Никто не может быть при­нужден к вступлению в какое-либо объединение или
пребыванию в нем. Закреплено право на индивидуальные и коллективные трудовые
споры с использованием установленных федеральным законом спо­собов их
разрешения, включая и право на забастовку.

Указанные нормы являются непосредственно действующими. Они
определяют смысл, содержание и порядок применения иных законов, деятельность
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и
обеспечиваются правосудием.

Особенности федеративного устройства, также закрепленные в
Конституции, тесно связаны с вопросом об объемах полномочий в сфере принятия
тех или иных источников права.

Конституцией признается несимметричная федерация. Это озна­чает,
что в состав Российской Федерации входят субъекты с различ­ным объемом
полномочий. Это 12 республик, 35 краев и областей, семь автономных округов. При
этом республики имеют свои консти­туции и законодательство; края, области,
города федерального значе­ния, автономная область, автономные округа — свои
уставы и зако­нодательство.

Отношения субъектов РФ и центра поставлены на правовую ос­нову.
Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта
Федерации: точно определено, что относится к исключительному ведению Российской
Федерации, что к совместно­му ведению Федерации и ее субъектов и что — к
исключительному ведению субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместных пол­номочий
Федерации и ее субъектов последние обладают всей полно­той государственной
власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию
центральных органов госу­дарственной власти, действует нормативный правовой акт
субъекта Федерации.

Конституция закрепляет устройство федеральных органов власти
и их полномочия. При этом центральными здесь являются отноше­ния между
Президентом, Правительством РФ и Федеральным Собра­нием.

Со дня опубликования Конституции — 12 декабря 1993 г. — пре­кратилось действие Конституции РСФСР 1978 г. Законы и другие правовые акты,
действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу новой Конституции,
применяются в части ей не противоречащей.

В систему источников трудового права, кроме Конституции,
входят следующие виды нормативных актов: законы, указы и распоряжения
Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты
министерств и ведомств, в первую очередь Министерства труда и социального
развития, нормативные акты органов местного самоуправления и локальные
нормативные акты.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ