Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства :: vuzlib.su

Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства :: vuzlib.su

60
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового
законодательства

.

Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства

Для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в
частнос­ти права на здоровье и безопасные условия труда, создана целая система
органов, которые осуществляют функции надзора и контро­ля за соблюдением
корреспондирующих этим правам обязанностей работодателя.

Общий государственный надзор за соблюдением
законодательства, и в том числе трудового, осуществляют органы прокуратуры.
Кроме того, есть специализированные государственные органы, при­званные
осуществлять надзор за охраной труда. Это Госгортехнадзор, Госэнергонадзор,
Госкомсанэпиднадзор, Госатомнадзор. Между этими органами и работодателями в
процессе осуществления надзор­ных функций образуются правовые отношения,
которые имеют ком­плексный характер.

Часть их, возникающая в связи с совершением административных
правонарушений и уголовных преступлений, соответственно регули­руется нормами
этих отраслей права. Отношения по проверке трудо­вого законодательства, даче
необходимых предписаний, а также связанные с осуществлением других полномочий,
представляющих собой реализацию трудовой правосубъектности этих органов, со­ставляют
предмет трудового права.

Основами законодательства РФ об охране труда, принятыми 6 ав­густа
1993 г., предусмотрено создание новой структуры — федераль­ного органа надзора
и контроля за охраной труда. Наряду с этим созданы и соответствующие органы в
каждом из субъектов Федера­ции. В России это Федеральная инспекция труда при
Министерстве труда РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государствен­ные
инспекции труда и государственные инспекторы (правовые и по охране труда)*.

* См.: Положение о
Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рос­трудинспекция),
утвержденное Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г. // Российская газета. 1994. 23 июля.

Как и с другими органами, осуществляющими государственный
надзор, у инспекций труда с организациями также складываются правоотношения
комплексного характера. Специфика этих правоот­ношений в том, что они возникают
на основе односторонних юриди­ческих актов, как правило, административного
характера.

Закреплен в Основах законодательства РФ об охране труда и
общественный контроль за охраной труда (ст. 25), который будет осуществляться
как профессиональными союзами в лице их соответствующих органов, так и иными
уполномоченными работниками пред­ставительных органов, которые могут создавать
в этих целях собст­венные инспекции.

Однако, хотя ст. 25 Основ названа «Общественный контроль за
охраной труда», а ст. 19 Закона о профессиональных союзах — «Профсоюзный
контроль за соблюдением законодательства о труде», функции, которые возложены
на названные выше органы, имеют в известной мере и юридический характер,
например, право проведения независимой экспертизы условий труда и обеспечения
безопасности работников предприятия, право расследования не­счастных случаев и
при остановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью
работников и т.д. Этим правомочиям корреспондируют соответствующие юридические
обязанности предприятий, невыполнение которых влечет применение правовых
санкций. Таким образом, в действительности здесь речь идет не только об
общественном контроле, но и правовом, порождающем правовые отношения.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ