ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением трудового
законодательства
.
Отношения по надзору за охраной труда и соблюдением
трудового законодательства
Для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в
частности права на здоровье и безопасные условия труда, создана целая система
органов, которые осуществляют функции надзора и контроля за соблюдением
корреспондирующих этим правам обязанностей работодателя.
Общий государственный надзор за соблюдением
законодательства, и в том числе трудового, осуществляют органы прокуратуры.
Кроме того, есть специализированные государственные органы, призванные
осуществлять надзор за охраной труда. Это Госгортехнадзор, Госэнергонадзор,
Госкомсанэпиднадзор, Госатомнадзор. Между этими органами и работодателями в
процессе осуществления надзорных функций образуются правовые отношения,
которые имеют комплексный характер.
Часть их, возникающая в связи с совершением административных
правонарушений и уголовных преступлений, соответственно регулируется нормами
этих отраслей права. Отношения по проверке трудового законодательства, даче
необходимых предписаний, а также связанные с осуществлением других полномочий,
представляющих собой реализацию трудовой правосубъектности этих органов, составляют
предмет трудового права.
Основами законодательства РФ об охране труда, принятыми 6 августа
1993 г., предусмотрено создание новой структуры — федерального органа надзора
и контроля за охраной труда. Наряду с этим созданы и соответствующие органы в
каждом из субъектов Федерации. В России это Федеральная инспекция труда при
Министерстве труда РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные
инспекции труда и государственные инспекторы (правовые и по охране труда)*.
* См.: Положение о
Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекция),
утвержденное Указом Президента РФ от 20 июля 1994 г. // Российская газета. 1994. 23 июля.
Как и с другими органами, осуществляющими государственный
надзор, у инспекций труда с организациями также складываются правоотношения
комплексного характера. Специфика этих правоотношений в том, что они возникают
на основе односторонних юридических актов, как правило, административного
характера.
Закреплен в Основах законодательства РФ об охране труда и
общественный контроль за охраной труда (ст. 25), который будет осуществляться
как профессиональными союзами в лице их соответствующих органов, так и иными
уполномоченными работниками представительных органов, которые могут создавать
в этих целях собственные инспекции.
Однако, хотя ст. 25 Основ названа «Общественный контроль за
охраной труда», а ст. 19 Закона о профессиональных союзах — «Профсоюзный
контроль за соблюдением законодательства о труде», функции, которые возложены
на названные выше органы, имеют в известной мере и юридический характер,
например, право проведения независимой экспертизы условий труда и обеспечения
безопасности работников предприятия, право расследования несчастных случаев и
при остановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью
работников и т.д. Этим правомочиям корреспондируют соответствующие юридические
обязанности предприятий, невыполнение которых влечет применение правовых
санкций. Таким образом, в действительности здесь речь идет не только об
общественном контроле, но и правовом, порождающем правовые отношения.
.