§ 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений :: vuzlib.su

§ 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Понятие коллективного договора и социально-экономических соглашений

.

§ 1. Понятие коллективного договора и
социально-экономических соглашений

Политической основой отношений между работниками и работода­телями
должно быть социальное партнерство. В течение многих лет наше общество исходило
из принципа непримиримости противоре­чий между трудом и капиталом, из
революционного пути преобразо­вания общества, поскольку мирным путем обычно
власть не от­дается.

Однако значительное большинство стран, в том числе
промышленно развитых, передовых, ориентируются не на классовую борьбу, а на
признание социального партнерства в обществе между трудящимися и
работодателями. Эти не означает веры в гармоничную социальную утопию, но
признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к
социальному равно­весию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной
заинтересованности в развитии производства, экономическом про­грессе.

Как показывает зарубежный опыт, многие вопросы обществен­ной
жизни решаются легче, если страны изначально ориентируются на сотрудничество, а
не на конфронтацию. Отказ от взаимных ус­тупок лишает общество перспективы
позитивных перемен, и дру­гого способа достичь согласия и экономического
возрождения об­щества нет. Поэтому и не стоит пренебрегать опытом промышленно
развитых стран. Это подтверждено и Конвенцией МОТ № 154 о содействии
коллективным переговорам, принятой в 1981 г.

Ее признание нашей страной повлекло за собой принятие со­ответствующих
нормативных актов, основным из которых является Закон РФ «О Коллективных
договорах» в редакции от 24 ноября 1995 г.*

* СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558.

Принципиально новой для нашего общества была легализация
именно соглашений, заключаемых на различных уровнях. Прежде российскому
законодательству был известен лишь институт коллек­тивного договора, который в
условиях административно-командной системы носил своеобразный характер —
коллективные договоры содержали в основном не нормативные условия, а конкретные
обяза­тельства сторон, и главным образом предприятия, т.е. в строгом смысле
слова они источниками права не являлись.

Теперь, как уже отмечалось, не только изменилось их содержа­ние,
но и появились соглашения иного рода. Оценивая правовое значение этих актов,
нужно сказать, что все они (в том числе и коллективный договор) представляют
собой важный источник права, порожденный не законодателем, а путем принятия
соглаше­ния заинтересованными в решении разного рода профессиональ­ных,
производственных и социально-экономических вопросов сто­ронами, что придает
этому источнику большую гибкость, возмож­ность учета конкретных обстоятельств и
своевременного внесения соответствующих изменений.

При этом важно отметить, что действие Закона о коллективных
договорах распространяется на предприятия (учреждения) независи­мо от формы
собственности, ведомственной принадлежности и чис­ленности работников. Таким
образом, он выходит за рамки действу­ющего трудового законодательства.

Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий
социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала,
представительства с работодателем (ст. 2 За­кона). Как видно, этот акт
регулирует отношения внутри предпри­ятия или учреждения, и этим определяется
его отличие от согла­шений.

Условия коллективных договоров (как и соглашений) являются
обязательными для их сторон, и они не должны ухудшать положение работников по
сравнению с законодательством и соглашениями.

Сторонами коллективного договора являются работники органи­зации
в лице их представителей и работодатель, представленный руководителем или другим
полномочным лицом.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько
представителей, ими в течение пяти дней формируется представи­тельный орган для
ведения переговоров и разработки единого проек­та. Последний подлежит
обязательному обсуждению работниками и дорабатывается с учетом поступивших
замечаний. Затем он утверж­дается общим собранием и подписывается со стороны
работников всеми участниками единого представительного органа.

При недостижении согласия в едином представительном органе
или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание может принять
наиболее приемлемый вариант коллективного договора.

Если единый представительный орган, не создан, представители
работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный
договор от имени представляемых работников или предлагать приложение к единому
договору, отражающее специфи­ческие интересы представляемых работников.

К сожалению, эти нормы не всегда выполняются на практике. В
прессе сообщалось о подобного рода нарушениях. Так, один из народных судов г.
Москвы оштрафовал генерального директора АО «1-й Московский часовой завод»,
который не учел наличия в трудо­вом коллективе АО нескольких профсоюзов и
заключил коллектив­ный договор лишь с одним из них.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязатель­ства
работодателя и работников по следующим вопросам:

форма, система и размер, оплаты труда, денежные вознагражде­ния,
пособия, компенсации, доплаты;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен,
уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпус­ков,
льготы для работников, совмещающих работу с обучением;

улучшение условий и охрана труда работников, в том числе жен­щин
и молодежи (подростков);

контроль за выполнением коллективного договора, ответствен­ность
сторон, социальное партнерство;

обеспечение нормальных условий функционирования профсо­юзов
или иных уполномоченных работниками представительных органов;

отказ от забастовок по условиям, включенным в данный
договор, при своевременном и полном их выполнении.

В коллективном договоре с учетом экономических возможностей
предприятия могут содержаться и другие трудовые и социально-эко­номические
условия, в том числе более льготные по сравнению с нормами и положениями,
установленными законодательством и со­глашениями (дополнительные отпуска,
надбавки к пенсиям, компен­сация транспортных и командировочных расходов и иные
дополни­тельные льготы и компенсации). Все эти условия приобретают в настоящее
время первостепенное значение, ибо установленные в по­рядке государственного
централизованного нормирования условия труда составляют теперь лишь минимум
правовых гарантий, уровень которых может быть повышен в организации в
зависимости от ее финансовых возможностей и закреплен в таком источнике права,
каким является коллективный договор.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до
трех лет.

Условия коллективного договора по их характеру можно класси­фицировать
на четыре группы:

1) нормативные, т.е. те, что носят характер правовой нормы
ло­кального значения (они действуют в течение всего срока действия
коллективного договора);

2) обязывающие, содержащие конкретные обязательства (эти
условия не носят правового характера и погашаются их исполнением);

3) информационные (представляющие информацию о содержа­нии
принятых и уже действующих правовых актах);

4) организационные (связанные с регламентацией порядка заклю­чения,
изменения и прекращения действия коллективного договора).

В соответствии со ст. 14 Закона он сохраняет свое действие в
случае изменения состава, структуры, наименования органа управления ор­ганизацией,
расторжения трудового договора с его руководителем.

При реорганизации предприятия коллективный договор сохраня­ет
свое действие в течение всего этого периода, затем он может быть пересмотрен по
инициативе одной из сторон.

В случае смены собственника имущества предприятия действие
коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период
стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или
сохранении, изменении и дополнении действующего.

При ликвидации организации в порядке и на условиях, установ­ленных
законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока
проведения ликвидации.

Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в
сроки, предусмотренные в нем, отчитываются о его выполнении на общем собрании
трудового коллектива. Контроль за выполнением коллективного договора
осуществляется сторонами и их представи­телями, а также органами по труду (ст.
17 Закона).

Система социального партнерства проявляется в заключении не
только коллективных договоров, но и соглашений.

Закон содержит также и определение соглашений. Это правовой
акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работ­никами и
работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта
Федерации, территории, отрасли, профессии (ст. 2).

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых от­ношений
могут заключаться соглашения: генеральное, региональ­ное, отраслевое
(межотраслевое) тарифное, профессиональное та­рифное, территориальное.

Генеральное — устанавливает общие принципы регулирования
социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

Региональное — устанавливает общие принципы регулирования
социально трудовых отношений на уровне субъекта Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) тарифное — устанавливает нормы
оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для
работников отрасли (отраслей).

Профессиональное тарифное — устанавливает нормы оплаты и
другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников
определенных профессий.

Территориальное — устанавливает условия труда, а также
социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особен­ностями
города, района или другого административно-территори­ального образования.

По договоренности сторон, участвующих в переговорах, соглаше­ния
могут быть двусторонние и трехсторонние.

Принципиально новым в правовом регулировании
социально-трудовых отношений является легализация трехстороннего диалога, где
каждой из основных сил общества, субъектам социального парт­нерства отведена
своя роль.

Государство, правительство должны обеспечить принятие
законодательных актов о минимальных правовых гарантиях в трудовых и социальных
отношениях (условия труда и отдыха, оплаты, социаль­ного обеспечения и т.д.).

Предприниматели одновременно защищают свои интересы и несут
основную долю ответственности за развитие производства.

Работники, интересы которых представляют профсоюзы, отстаи­вают
свои профессиональные и социальные права. С учетом конкрет­ных обстоятельств
профсоюзы оказывают воздействие на предпри­ятия с целью повышения
установленного государством минимума этих прав.

Такова оптимальная схема трипартизма (принципа участия в
переговорах трех сторон). Она, конечно, совершенно не соответству­ет той
системе, участниками которой мы были совсем недавно и в которой правительство
выступало одновременно в трех лицах — как выразитель интересов государства,
трудящихся, предпринимателей.

Правда, механизм внедрения трипартизма еще не отработан, и
потому государство иногда решает вопросы, которые вполне могли бы решаться на
уровне предприятий или отрасли. Предприниматели, в свою очередь, не чувствуют
себя обязанными удовлетворять инте­ресы работающих, особенно тех, кто трудится
в организациях с госу­дарственной или муниципальной формой собственности и не
имеет потому к ним никакого отношения. Трудящиеся же, не чувствуя настоящей
защиты, предпочитают либо обращаться в правительст­во, либо бастовать, не
получая удовлетворения своих требований.

Содержание всех указанных соглашений определяется сторона­ми.
Оно может включать положения:

об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

о механизме регулирования оплаты труда с учетом роста цен и
уровня инфляции;

о доплатах компенсационного характера, минимальный размер
которых предусмотрен законодательством;

о содействии занятости;

об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья
работников на производстве.

В соглашениях могут содержаться положения и по другим
трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству
(ст. 21 Закона).

Соглашения вступают в силу с момента подписания или дня,
установленного в соглашении. Срок действия соглашений не может, превышать трех
лет. Действие соглашений распространяется на ра­ботников, работодателей, орган
исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и
заключить его от их имени.

Изменение и дополнение соглашения производится по согласию
сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не опреде­лен — в
порядке, установленном законом.

Закон о коллективных договорах устанавливает процедуру веде­ния
коллективных переговоров при заключении коллективных дого­воров и соглашений.
Она состоит в следующем. Инициатором пере­говоров может выступать любая из
сторон договора или соглашения. Сторона, получившая письменное уведомление о
начале перегово­ров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать пере­говоры.

Если в регионе, отрасли, на предприятии уже действует
соглаше­ние или коллективный договор, то любая из сторон вправе в течение трех
месяцев до окончания срока его действия или в сроки, опреде­ленные этим документом,
направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по
заключению нового коллектив­ного договора или соглашения.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта
коллективного договора или соглашения стороны на равноправной основе образуют
комиссию из наделенных необходимыми полномо­чиями представителей.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию
по не зависящим от них причинам, составляется протокол разногласий, в который
вносятся окончательно сформулированные предложения сторон. Составление
протокола разногласий (либо момент подписа­ния коллективного договора или
соглашения) является моментом окончания коллективных переговоров.

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров
производится в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров» (ст. 8).

При этом нужно иметь в виду, что если между сторонами достиг­нута
договоренность по основным или большинству вопросов, то не следует откладывать
принятие коллективного договора, соглашения до урегулирования всех вопросов, а
заключать их по тем, по которым стороны достигли согласия.

Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей
сто­рон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комис­сий, на
время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего
заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени
участия в переговорах в трудо­вой стаж.

Все затраты, связанные с участием в переговорах,
компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде,
коллективным договором, соглашением.

Представители профсоюзных организаций и работников,
участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть
подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на дру­гую работу, перемещены
или уволены по инициативе администра­ции без предварительного согласия
уполномочившего их на предста­вительство органа.

Подписанные сторонами коллективные договоры и соглашения в
семидневный срок направляются в соответствующий орган Минис­терства труда РФ
для уведомительной регистрации.

Контроль за выполнением коллективных договоров и соглаше­ний
осуществляется сторонами или уполномоченными ими предста­вителями, а также
соответствующими органами Министерства труда РФ. При осуществлении контроля
стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них
информацию.

Закон о коллективных договорах устанавливает ответственность
как за уклонение от участия в переговорах, так и за невыполнение обязательств
по коллективному договору и соглашению.

Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в
переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или
нарушившие сроки, установленные для процедуры проведения переговоров, а также
не обеспечившие работу соответст­вующей комиссии в определенные сторонами
сроки, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда, налагаемому в судебном порядке. В случае нарушения или невыполнения
обязательств по коллективному договору эти же лица при наличии их вины несут
такую же ответственность.

Как видно, договорный характер отношений не всегда заканчива­ется
соглашением сторон и выполнением принятых обязательств, поэтому в целях
осуществления политики социального партнерства в обществе приходится
устанавливать и административные санкции.

В феврале 1998 г. было заключено Генеральное соглашение
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством РФ на 1998 — 1999 гг. Одновременно с этим был
подписан и протокол разногласий. Основные из них касаются определения размера
резервного фонда для своевременной выдачи заработной платы работникам.
Правительство намерено издать инструкцию, согласно которой резервиро­вание
части дохода на заработную плату будет происходить одновре­менно с выплатой
налогов (в прошлом году очередность отчислений из доходов организаций на
заработную плату была отодвинута с третьего на пятое место). Размер резерва
определен в сумме пятикрат­ной Минимальной заработной платы для каждого
работника. Проф­союзы же настаивают на том, чтобы эта сумма была бы не меньше
прожиточного минимума.

Для выработки единой позиции по этому вопросу создана специ­альная
рабочая группа, в которую вошли представители всех трех сторон.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ