§ 4. Правовая организация трудоустройства :: vuzlib.su

§ 4. Правовая организация трудоустройства :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Правовая организация трудоустройства

.

§ 4. Правовая организация трудоустройства

Под трудоустройством понимается система мер, направленных на
обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и
получении работы со стороны органов государства, а также негосударственных
организаций на основе лицензиро­вания.

Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство
труда и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и
реализацию единой государственной политики в области труда и занятости.

Непосредственно ведающим вопросами трудоустройства явля­ется
Федеральная государственная служба занятости со своей структурой —
Государственным комитетом РФ по занятости населения, комитетами республик и
центрами занятости в краях, областях,  городах и районах. Все эти
государственные органы оказывают ус­луги по обеспечению занятости бесплатно. Но
посреднические ус­луги в подыскании работы могут оказывать и негосударственные
организации на основании выданных им лицензий за плату. От­личие государственной
помощи в трудоустройстве состоит также в предоставлении перечисленных выше
материальных гарантий и социальной поддержки безработным гражданам. Для их
финанси­рования, поскольку они связаны с осуществлением государственной
политики занятости, создан Государственный фонд занятости на­селения. Он
существует за счет обязательных отчислений работо­дателей, средств
республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов.

Кроме бесплатного содействия в подборе подходящей работы
существенное значение имеет и бесплатное обучение новой профес­сии, а также
повышение квалификации с выплатой стипендии.

Весьма существенным средством временного решения проблемы
занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение
которых осуществляется на добровольной основе и оформляется срочным трудовым
договором. В соответствии с по­становлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., которым утверж­дено Положение об организации общественных работ, под общест­венными работами
понимаются общедоступные виды трудовой дея­тельности, как правило, не требующие
предварительной профессио­нальной подготовки работников, имеющие социально
полезную направленность. Общественные работы граждане выполняют по направлению
органов службы занятости*. Их конкретные виды и объе­мы определяются местными
органами власти по предложениям и с участием органов службы занятости.

* См.: Российская
газета. 1997. 7авг.

Преимущественным правом на участие в общественных работах
пользуются безработные граждане, не получающие пособие по без­работице, и
безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести
месяцев.

Участие граждан в общественных работах допускается только с
их согласия.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, ра­ботодатель
заключает срочный трудовой договор на срок до шести месяцев. Договор гражданина
на участие в общественных работах расторгается в случае его поступления на
постоянное место работы, на временное подходящее рабочее место и по другим
уважительным причинам.

Участие в общественных работах включается в общий трудовой
стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается, за исклю­чением
нескольких случаев, прямо указанных в Положении, напри­мер, для впервые ищущих
работу и не имеющих специальности.

Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, про­водится
за фактически выполненную работу, но не ниже минималь­ного размера оплаты
труда, установленного федеральным законом. Кроме того, им устанавливаются за
счет фонда занятости доплаты к заработку в размере причитавшегося этим
гражданам пособия по безработице.

Анализируя правовую природу отношений, возникающих в про­цессе
трудоустройства, необходимо отметить, что праву гражданина при обращении его в
службу занятости соответствуют ее обязаннос­ти: зарегистрировать лицо в качестве
безработного при наличии всех необходимых условий, предложить имеющиеся
вакансии и выдать соответствующее направление, а в некоторых случаях (при
отсутст­вии необходимой профессиональной квалификации или работы, со­ответствующей
профессиональным навыкам обратившегося, при ут­рате способности к выполнению
работы по прежней специальности, а также при желании получить другую профессию)
направить на учебу с целью профессиональной подготовки, повышения квалифи­кации
или переподготовки ищущих работу, а при невозможности — выплатить пособие.
Правда, следует иметь в виду, что для направления на учебу одного желания
безработного получить другую профессию недостаточно. Кроме условия признания
его безработным нужно, чтобы отсутствовала работа, отвечающая имеющимся у
гражданина профессиональным навыкам.

Служба занятости может также направить гражданина на по­вышение
квалификации или переподготовку, когда у него утрачена способность к выполнению
работы по прежней профессии (специ­альности), например, в силу длительного
перерыва в работе. Кроме того, служба занятости направляет безработного на
переподготовку исходя из потребностей региона в специалистах определенного про­филя.

Наделяя службу занятости целым рядом правомочий по отноше­нию
к работодателям, в частности, правом требовать сведения о предполагаемом
высвобождении работников, о потребности в рабочей силе и др., законодатель
включил в Закон о занятости ст. 29, согласно которой работодатель имеет право
принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на
равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятос­ти. Это
означает, что на работодателя не возлагается юридической обязанности принять на
работу гражданина, которому вручено на­правление службы занятости. Таким
образом, служба занятости вы­ступает в качестве посредника, а направления,
выданные ею, носят характер рекомендации. Эта норма не распространяется на
отдель­ные категории граждан, принять которых работодатель обязан (см. § 5
настоящей главы).

Трудоустройство российских граждан возможно и за границей.
Правительством РФ 8 июня 1993 г. было принято постановление «Об упорядочении
деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за
границей», а также Положение о порядке выдачи предписания, приостановления
действия и отзыве лицензии на право осуществления деятельности, связанной с
трудоустройст­вом граждан Российской Федерации за границей, в соответствии с
которыми, а также с Положением о Федеральной миграционной службе РФ выдачу
разрешений (лицензий) на деятельность, связанную с трудоустройством граждан
Российской Федерации за грани­цей, и контроль за соблюдением предусмотренных в
них условий, осуществляют Федеральная миграционная служба РФ и ее
территориальные органы*.

* См.: Российские
вести . 1994. 25 мая.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ