§ 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил...

§ 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда :: vuzlib.su

73
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда

.

§ 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о
труде и правил охраны труда

Конституция РФ в качестве основных прав граждан закрепила
право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и
безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой
распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда.

Существует целая система органов, осуществляющих надзор и
контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязан­ности
предприятий, учреждений и организаций по созданию соответ­ствующих безопасных
условий для работников. Основная цель дея­тельности этих органов — не допустить
нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче
построенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления откло­нений,
теми или иными, способами восстанавливают нарушенные права и привлекают
виновных к ответственности.

Принято считать, что надзорные функции носят властный госу­дарственный
характер, их выполняют государственные органы. Кон­троль же в большей мере
связан с общественными функциями, осу­ществляемыми преимущественно профсоюзами,
хотя законодатель­ство использует термин «контроль» и применительно к
государствен­ным органам.

Органы надзора, обладая определенными властными полномо­чиями,
вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и
подконтрольных объектах, но и давать админи­страции юридически обязательные
указания об устранении выяв­ленных нарушений или о воздержании от принятия тех
или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой
определенные правовые последствия. Ее решения признаются не­действительными, нарушенные
права работника подлежат восста­новлению, а виновные должностные лица
привлекаются к ответст­венности.

Статья 244 КЗоТ РФ, перечисляя соответствующие органы надзо­ра
и контроля, называет кроме специализированных государствен­ных органов
профсоюзы и местные органы власти. Министерства и ведомства осуществляют
внутриведомственный контроль за соблю­дением законодательства о труде в
отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением зако­нов
о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие
прокуроры.

Законодательство различает следующие формы надзора и кон­троля:
предварительный, текущий и последующий. Цель предвари­тельного состоит в том,
чтобы предупредить и не допустить приня­тия незаконных решений. Последующий
надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового
законодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обу­словлены
их повседневностью, в процессе чего могут быть как пре­дупреждены, так и
выявлены уже допущенные нарушения.

Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ РФ перечисляет специально
уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей
деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их
вышестоящих органов.

В эту систему входят:

Федеральный горный и промышленный надзор России
(Госгортехнадзор России)* и его органы. Осуществляют на местах надзор в об­ласти
безопасности работ в добывающих и перерабатывающих от­раслях промышленности,
при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов,
при обращении с вредны­ми и опасными веществами, при перевозке опасных грузов
железно­дорожным транспортом;

* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 37. Ст. 1181; 1992. № 3. Ст. 98; №
47. Ст. 2716.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопас­ности
(Госатомнадзор России)* и его органы. Осуществляют надзор за безопасностью при
производстве и использовании атомной энер­гии, ядерных материалов,
радиоактивных веществ и изделий на их основе;

* См.: ВВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1338; 1992. № 47. Ст. 2716.

органы Государственного энергетического надзора*.
Осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное
обслуживание электрических и теплоиспользующих установок;

* См.: САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1765.

органы Государственного пожарного надзора*, входящие в систе­му
МВД России. Осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на
предотвращение пожаров, обеспечение без­опасности людей на случай пожара,
обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой и
других правил пожарной безопасности;

* См.: САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3454.

Федеральный санитарно-эпидемиологическйй надзор России
(Госкомсанэпиднадзор России)* и его органы на местах. Осуществляют надзор за
соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил,
проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по
предупреждению и ликвида­ции профессиональных и инфекционных заболеваний, проведением
мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.

* См.: ВВС РСФСР. 1991. № 49. Ст. 1732; 1992. № 47. Ст.
2716.

Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением
законодательства о труде и правил по охране труда и профсоюзы (ст. 248 КЗоТ
РФ). Однако переданные профсоюзам еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда функции надзора и контроля недавно вновь были возвращены государственным
органам.

В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ
(Рострудинспекция), сказано, что Федеральная инспекция труда и подведомственные
ей государственные инспекции труда респуб­лик, краев, областей, городов
федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и
городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением
законодательства РФ о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и
организаци­ях всех форм собственности.

Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей
государственной инспекции труда являются:

а) осуществление государственного надзора и контроля за
соблю­дением законодательства РФ о труде и охране труда, а также связан­ного с
ним законодательства и нормативно-правовых актов о возме­щении вреда,
причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и
приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях;

б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий
труда работников, а также защита их от незаконных действий работодате­лей, должностных
лиц и других ответственных работников предпри­ятий, ущемляющих эти права;

в) разработка предложений по совершенствованию законодатель­ства
РФ и иных правовых актов о труде и охране труда;

г) обеспечение повышения квалификации работников аппарата
Рострудинспекции и государственной инспекции труда.

В соответствии с перечисленными задачами на
Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых
инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены
специальные функции*.

* Подробнее см. упомянутое выше Положение о Федеральной
инспекции труда при Министерстве труда РФ (Ростру динспекция) от 20 июля 1994 г. // СЗ РФ. 1994. •№ 13. Ст. 1476.

В частности, государственные правовые инспекторы труда и
госу­дарственные инспекторы по охране труда вправе:

беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления
надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных
правовых актов о труде и охране труда;

запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъ­ектов
РФ и местного самоуправления, предприятий документы, объ­яснения и иную
информацию, необходимую для выполнения надзор­ных и контрольных функций;

налагать в установленном законодательством РФ об
административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, долж­ностных
лиц и других ответственных работников предприятий, ви­новных в нарушении
законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;

предъявлять работодателям, должностным лицам и другим
ответственным работникам предприятий обязательные для исполне­ния предписания
об устранении нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о
труде и охране труда, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной
ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

Государственным инспекторам по охране труда предоставлено
право:

приостанавливать работу отдельных производственных подраз­делений
и оборудования при выявлении нарушений законодатель­ных и иных нормативных
актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до
устранения этих нару­шений*;

* Право принимать решения о приостановке работы всего
предприятия в указанных случаях предоставлено руководителям государственных
инспекций труда (п. 10 Положе­ния).

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном поряд­ке
обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструк­ций по охране
труда.

Решения государственных правовых инспекторов труда и госу­дарственных
инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной
инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ
или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда РФ
могут быть обжалованы в суд (п. 13 Положения).

Как указывалось выше, общественный контроль за соблюдением
законодательства о труде осуществляют профсоюзы. С этой целью они вправе
создавать собственные инспекции труда, которые наделя­ются полномочиями,
предусмотренными положениями, утвержден­ными самими профсоюзами.

В соответствии со ст. 19 Закона о профессиональных союзах
профсоюзные инспекторы труда могут беспрепятственно посещать организации
независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены
данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде
и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий кол­лективных
договоров и соглашений; участвовать, в расследовании несчастных случаев на
производстве с целью защиты прав и инте­ресов работников.

В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью
работников, профсоюзные органы и инспекторы по охране труда вправе потребовать
от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно
обратиться в Федеральную инспекцию .труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требования по устранению нарушений, осо­бенно
в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоро­вью работников,
профсоюзные органы, профсоюзные инспекторы по охране труда вправе требовать от
работодателя, органа управле­ния организацией, должностного лица
приостановления работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией
труда. При этом работодатель, должностное лицо обязаны незамедлитель­но
выполнить такое требование.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ