Задержание :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Задержание

.

Задержание

Задержание подозреваемого близко примыкает к таким мерам принуждения, как заключение под стражу, административное задержание. Общее у них то, что каждая из этих мер представляет собой лишение гражданина свободы, что существенно затрагивает его конституционное право на неприкосновенность личности. Вместе с тем, между ними имеются существенные различия, которые позволяют их выделить в самостоятельные правовые институты.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, отличается от применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Задержание осуществляется в стадии предварительного расследования, как правило, органом дознания и следователем. Оно предшествует заключению под стражу, но не заменяет его. Заключение под стражу применяется и в последующих стадиях. Эта мера пресечения может быть применена также прокурором и судом.

Задержание применяется только в отношении подозреваемого, заключение же под стражу - в отношении обвиняемого и лишь в исключительных случаях (ст. 90 УПК) и к подозреваемому.

Задержание носит неотложный характер, заранее оно планироваться не может, поэтому, в отличие от заключения под стражу, санкции прокурора не требует.

Срок задержания подозреваемого - не более 72 часов, он продлен быть не может (ст. 122 УПК)

Срок содержания под стражей обвиняемого при расследовании дела установлен до двух месяцев, который может быть продлен (ст. 97 УПК).

Задержание подозреваемого, как следственное действие, отличается от административного задержания.

Задержание в процессуальном смысле применяется только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления, и только специально уполномоченными должностными лицами, наделенными правом расследования уголовных дел.

Административное же задержание применяется в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, круг которых гораздо шире круга установленных Уголовным кодексом видов преступлений.

О задержании подозреваемого должно быть письменно сообщено прокурору, который провернет его законность и обоснованность. При административном задержании прокурору уведомление не направляется.

С вынесением протокола о задержании лицо, подозреваемое в совершении преступления, приобретает процессуальное положение подозреваемого и соответствующие права и обязанности участника уголовного процесса. Административно задержанный такого положения не приобретает.

Уголовно-процессуальное и административное задержание различаются по срокам: 72 часа-при задержании в порядке ст. 122 УПК и 3 часа - в случае административного задержания, если законодателем не установлены иные сроки.

Задержание в уголовно-процессуальном смысле необходимо отличать от такого понятия, как фактическое (физическое) задержание гражданина и доставление его в органы милиции.

Согласно закону, право применять задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, принадлежит только органам дознания или следователю.

Принять решение о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, может и прокурор.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, будет законным и обоснованным при соблюдении следующих условий.

1. Задержание может проводиться только после возбуждения уголовного дела.

2. Орган дознания или следователь вправе задержать только лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 122 УПК). Если такой вид наказания за преступление не предусмотрен, то подозреваемое лицо не может быть задержано.

3. Задержание не может применяться на основании голословного предположения о том, что то или иное лицо причастно к совершению преступления. Решение о задержании должно быть подкреплено необходимыми фактическими данными. Даже в том случае, когда лицо застигнуто на месте преступления, задержано "по горячим следам", орган дознания или следователь, прежде чем применить к нему процессуальное задержание, должны провести неотложные дополнительные следственные действия: допрос очевидцев, осмотр места происшествия, личный обыск доставленного и т.д.

Не предусмотренные законом и не проверяемые источники информации (полученные из анонимных источников, в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения служебно-розыскной собаки и т. д.) не могут быть положены в основу решения о задержании лица в качестве подозреваемого.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 122 УПК лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано только при наличии одного из следующих оснований:

а) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Согласно ч. 2 ст. 122 УПК, основанием для задержания подозреваемого лица могут быть и иные данные. Они могут в той или иной степени указывать на его причастность к преступлению. При наличии иных данных, дающих основания подозревать конкретное лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь при наличии хотя бы одного из трех дополнительных условий:

а) лицо покушалось на побег;

б) оно не имеет постоянного места жительства;

в) когда не установлена личность подозреваемого.

5. И, наконец, еще одно процессуальное условие правомерности задержания. Это - его мотивированность. В законе это условие задержания не раскрыто.

В общем своем значении в процессуальной литературе под мотивами задержания понимаются конкретные данные, обосновывающие необходимость задержания в данном случае, стремление к непосредственной цели задержания, обоснованности, аргументированность принимаемого решения.

Такими доводами (или мотивами) могут быть, например, реальные опасения, что подозреваемый, оставаясь, на свободе, может скрыться либо помешать установлению истины по делу, либо будет продолжать преступную деятельность.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь обязаны составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и времени составления протокола. Он подписывается лицом, его составившим, и задержанным .

На практике задержание, как правило, сопровождается личным обыском задержанного, который должен быть произведен в соответствии с правилами, установленными ст.ст 167-171 УПК, при обязательном участии понятых. Правда, личный обыск проводится без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора (ч. 2 ст. 172 УПК). Протокол в этом случае называется "Протокол задержания и личного обыска".

Если задержание подозреваемого сопровождается проведением других следственных действий, например, его освидетельствованием, осмотром его одежды, то должны быть соблюдены те правила, которые регламентируют соответствующие следственные действия. В этом случае протоколы следственных действий составляются отдельно.

С составлением протокола задержания лицо, подозреваемое в совершении преступления, ставится в процессуальное положение подозреваемого. Тем самым оно приобретает права участника процесса (ч. 2 ст. 52 УПК).

О произведенном задержании орган дознания, следователь в течение 24 часов обязаны уведомить прокурора. В течение 48 часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания или следователь уведомляют его семью, если известно ее место жительства. При задержании по подозрению в совершении тяжкого преступления уведомление семьи производится, если это не будет препятствовать установлению истины по уголовному делу.

О задержании несовершеннолетнего его родители или лица, их заменяющие, уведомляются во всех случаях независимо от тяжести преступления, в совершении которого подозревается задержанный.

Форма уведомления законом не установлена. Это можно сделать по телефону, телеграфу, через нарочного и т. д. Об уведомлении делается отметка, как правило, на протоколе задержания с указанием степени родства уведомленного члена семьи, его фамилии, имени, отчества, времени и способа уведомления.

Задержанные по подозрению в совершении преступления, освобождаются, если:

а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

б) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу;

в) истек установленный законом срок задержания.

Освобождение задержанного производится начальником места содержания задержанных по постановлению лица, производящего дознание, следователя или прокурора, причем немедленно. Если в установленный законом срок (в течение 72 часов) не будет решен вопрос о задержанном - не поступит постановление об освобождении задержанного либо о применении меры пресечения в виде заключения под стражу,- то начальник места содержания задержанных сам освобождает это лицо. Это решение оформляется протоколом, одновременно направляется письменное уведомление прокурору, а также лицу, производящему дознание, или следователю.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.