Монголия :: vuzlib.su

Монголия :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Монголия

.

Монголия

Монголы вплоть до XX в. оставались кочевниками. Монгольские
ханы — как и бедуинские шейхи — были, к слову, не феодалами, как их подчас
считают и именуют, а едва вышедшими за пределы первобытности племенными
вождями, главами протогосударственных образований, выше уровня которых
кочевники подняться не в состоянии именно в силу их образа жизни. Таким был
уровень существования подавляющего большинства монголов в начале XX в. несмотря
на то, что страна и народ в XIII — XIV вв. знавали лучшие времена и что
распространившийся в Монголии буддизм, равно как и имевшаяся у них собственная
письменность, являли собой необходимый фундамент для дальнейшего развития.

Собственно, развитие такого рода понемногу и шло. Еще в
XVIII — XIX вв. территория Монголии была уже не только царством кочевников.
Существовали крупные монастыри, рядом с которыми строились жилые дома,
возникали городские сооружения, развивались ремесла и торговля. Правда,
ремесло, торговля и городской образ жизни во многом были связаны не с самими
монголами, а с оседавшими в Монголии иностранцами. Но факт остается фактом:
страна развивалась, причем все большее количество монголов становились
городскими жителями. А после революции 1911 г. в Китае, частью которого в то время
была Монголия, создались даже условия для возникновения самостоятельного
монгольского государства, во главе которого стал самый уважаемый- в то время-в-
стране человек — духовный глава монгольских буддистов.

После переворота 1921 г. в столице Монголии Урге страна стала
народной республикой и оказалась под сильным влиянием СССР, без ведома и согласия
руководителей которого местные власти, как правило, не принимали сколько-нибудь
важных решений. Советское влияние позволило монголам, во всяком случае многим
из них, уйти от первобытного кочевого быта. С помощью советских специалистов и
рабочих в богатой ресурсами стране было построено несколько крупных
предприятий, особенно в сфере горнодобывающей промышленности. С помощью
советских тракторов распахивались целинные земли, на которых дети кочевников
учились вести земледельческое хозяйство. Разумеется, вся экономика страны
контролировалась государством и принадлежала ему, а сельское хозяйство
строилось по советской модели. По этой же модели развивались политическая
структура, социальные отношения — словом, все, вплоть до беспредельной власти
репрессивных органов. Известно, что около 70% лам в стране, где существовала
традиционная норма одного из сыновей отдавать в монастырь и обучать там, дабы
он стал монахом, ламой, было физически уничтожено. Соответственно разрушались и
храмы.

Конец 80-х годов прошел в Монголии под знаком серьезного и
всестороннего кризиса. Непопулярная власть, лишившись поддержки советского
руководства, которому было уже не до этого, стала быстро сдавать позиции. В
стране формировалась оппозиция, благо количество грамотных и образованных
городских жителей в этом двухмиллионном государстве было уже достаточно
внушительно. Активизация оппозиции и широкое движение за демократические
реформы привели к решительным преобразованиям в стране. Начале 90-х годов
проходило в обновленной Монголии под знаком многопартийного плюрализма. В
Монголии быстро стали осуществляться радикальные реформы, широким фронтом шла
приватизация, создавались мелкие и средние частные предприятия, была сокращена
армия, энергично росло национальное самосознание, выразившееся прежде всего в
прославлении национального героя монголов Чингисхана.

Сегодня Монголия достаточно уверенно смотрит в будущее. Имея
не такой уж плохой для слабой в общем-то страны доход на душу населения (ок.
500 долл.), она активно прибегает к иностранной помощи, открывает простор для
инвестиций и очень рассчитывает на то, что ее богатейшие природные ресурсы в
скором времени смогут обеспечить стране высокий экономический стандарт. Не
приходится и говорить, что восстанавливается монастырская инфраструктура,
увеличивается количество новых лам и возрождаются утраченные было нормы и риту
алы

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ